Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3004
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
118. Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?
-
Сократ -
Платон -
Аристотель -
Плотин
119. Кто впервые обратился к проблеме человека?
-
Сократ -
Аристотель -
Платон -
Парменид
120. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?
-
Парменид -
Анаксимандр -
Гераклит -
Зенон
121. Кто считается первым философом античности?
-
Фалес -
Анаксимандр -
Гераклит -
Зенон
122. Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?
-
Анаксимен -
Фалес -
Анаксимандр -
Зенон
123. Кто считал воду первоначалом всего сущего?
-
Гераклит -
Фалес -
Зенон -
Анаксимен
124. Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой?
-
Платон -
Сократ -
Аристотель -
Пифагор
125. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
-
Парменид -
Гераклит -
Зенон -
Фалес
126. Местом возникновения науки считается:
-
Месопотамия -
Египет 3.Древняя Греция
4. Индия
127. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:
-
Сократ -
Платон -
Демокрит -
Аристотель
128. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» – это:
-
Анаксимандр -
Гераклит -
Зенон -
Пифагор
129. Объективно–идеалистическая философия была основана:
-
Сократом -
Платоном -
Аристотелем -
Гераклитом
130. Одним из первых философов–софистов являлся:
-
Протагор -
Плотин -
Зенон -
Диоген
131. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
-
Проблема конца мира -
Проблема бытия бога -
Проблема первоначала -
Проблема места человека в мире
132. Пифагор утверждал, что мир есть ...
-
Бесконечное пространство -
Гармония чисел -
Хаос слов -
Порядок вычислений
133. Платон полагал, что основой мира являются:
-
Идеи -
Мысли -
Сущности -
Субстрат
134. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
-
Плотину -
Анаксимену -
Гераклиту -
Пифагору
135. Понятие, означающее невозмутимость духа:
-
Стоицизм -
Атараксия -
Софизм -
Аномия
136. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь:
-
Филолай -
Филофей -
Кеоксай -
Эмпедокл
137. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:
-
Стоики -
Киники -
Софисты
138. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:
-
Публий Теренций Варрон -
Лукреций Кар -
Марк Туллий Цицерон
139. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма:
-
Сенека -
Марк Аврелий -
Цицерон
140. Сила, управляющая миром в философии стоиков – это:
-
Субстрат -
Апейрон -
Фатум
141. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске ...
-
Первоосновы бытия -
Истины -
Чисел -
Правды
142. Согласно Аристотелю, в человеческую душу входят:
-
Животная душа, Разумная душа, Растительная душа -
Страстная душа, Разумная душа, Покоящаяся душа -
Мудрая душа, Чувственная душа, Божественная душа
143. Суть «этического рационализма» Сократа:
-
Знание есть результат добродетели, тогда как незнание есть результат отсутствия добродетели -
Добродетель есть результат послушания, тогда как отсутствие добродетели есть результат непослушания -
Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
144. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
-
надо наслаждаться жизнью -
надо стоически переносить все, что нам готовит судьба
145. Укажите тезисы, принадлежащие мыслителю Фалесу:
-
«Начало всех вещей – огонь», «Познай мир и познаешь себя» -
«Начало всех вещей – апейрон», «Нельзя дважды войти в одну реку» -
«Начало всех вещей – вода», «Познай себя»
146. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
-
киников -
софистов -
стоиков -
сократиков
147. Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству:
-
Диоген -
Гераклит -
Анаксагор -
Фалес
148. Философ, считавший логику главным орудием познания:
-
Сократ -
Аристотель -
Платон -
Диоген
149. Хронологические рамки развития античной философии:
-
XII век до нашей эры – VIII век нашей эры -
III век до нашей эры – II век нашей эры -
VI век до нашей эры – VI век нашей эры -
V век до нашей эры – IV век нашей эры
150. Хронологические рамки среднего стоицизма:
-
2 – 1 века до н.э. -
3 век до н.э. – 1 век н.э. -
3 – 2 века до н.э. -
4 век до н.э. – 2 век н.э.
151. Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади?
-
идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна -
идея идеальна, настоящая лошадь – материальна -
идея первична, настоящая лошадь вторична
152. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – это:
-
Средние века -
Просвещение -
Новое время -
Античность
Тема 4 Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
153. Автором логико–философского парадокса, иллюстрировавшего опасность и бесполезность обладания человеком свободной волей, был:
-
Уильям Оккам -
Жан Буридан -
Иоанн Дунс Скотт -
Фома Аквинский -
Ансельм Кентерберийский
154. В средневековой философской традиции диалектика была под запретом потому, что:
-
диалектика была не нужна в схоластике и патристике -
занятия ею приравнивались к ереси -
она могла поколебать уверенность в догматах церкви -
ей был найдена равнозначная замена в виде метафизики -
средневековые мыслители стремились максимально дистанцироваться от античного философского наследия.
155. Фома Аквинский придерживался концепции:
-
О несовместимости веры и знания -
О гармонии веры и знания -
О превосходстве знания над верой -
О превосходстве веры над знанием -
О первопричинности духа
156. Основным произведением Фомы Аквинского является
-
«О граде Божьем» -
«Государь» -
«Похвала глупости» -
«Сумма теологии» -
«Критика чистого разума».
157. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога потому, что:
-
Аквинат стремился использовать античную логику для того, чтобы сделать проблему бытия Бога более понятной и доступной; -
таковы были требования Католической церкви, служителем которой он являлся; -
данная проблема являлась универсальной и всеобъемлющей, а потому требовала многочисленных доказательств; -
число доказательств должно было соответствовать числу основных католических догматов; -
такова была личная авторская позиция мыслителя.
158. Создателем учения о гармонии веры и разума был …
-
Фома Аквинский -
Ж. Буридан -
И. Скотт -
У. Оккам -
А. Августин
159. Для схоластики Ф.Аквинского характерно:
-
опора на догматы церкви -
онтологический волюнтаризм -
теоцентризм -
отрицание любой ереси. -
преобладание разума над верой
160. Учение о сотворении мира богом из ничего называется…
-
Тотемизмом -
Индетерминизмом -
Креационизмом -
Провиденциализмом -
Идеализмом
161. Фраза «Каждый народ заслуживает того правителя, которого достоин» принадлежит
-
Н. Макиавелли -
К. Хаусхофферу -
К.Марксу -
Г. Гегелю -
Геродоту
162. Проблема, которой не придавалось значения в древнегреческой философии и которую в труде «Исповедь» поднял Августин, – это проблема...
-
построения идеального общества -
познания сверхреального мира -
человеческого Я -
добродетели -
познания Бога
163. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…
-
Англии -
Франции -
Германии -
Италии -
России
164. Аврелия Августина вдохновило на написание трактата «О Граде Божьем»
-
изучение истории церкви -
разрушение Рима варварами в 410 г н.э. -
уникальный опыт религиозного откровения -
желание создать оригинальную историко–философскую теорию -
изучение древнегреческой философии.
165. Среди доказательств бытия Бога Августин выделял
-
пять -
три -
одно -
два -
четыре
166. В философии Августина знание должно было:
-
преобладать над верой -
быть свободным от религии вообще -
появляться только в результате откровения -
носить исключительно чувственный характер. -
подчиняться вере
167. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…
-
«Все сущее есть благо» -
«Не следует умножать сущности сверх необходимого» -
«Нет ничего помимо бога, и бог есть бытие» -
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»
168. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
-
Тело -
Душа -
Воля -
Дух -
Разум
169. Кто из христианских философов считал, что разум выше веры?
-
Фома Аквинский -
Тертуллиан -
Пьер Абеляр -
Августин Блаженный -
У. Оккам
170. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
-
Исследовать социальную действительность -
Исследовать природу -
Найти рациональные доказательства веры -
Сформулировать теорию познания -
Обосновать научный метод
171. Какая идея стала основой средневековой онтологии?
-
Идея откровения -
Идея творения -
Идея примата материи над сознанием -
Идея фатализма -
Идея диалектики
172. Как называется направление в схоластике, считающее, что подлинной реальностью обладают только общие понятия?
-
Реализм -
Номинализм -
Символизм -
Мистицизм -
Теоцентризм
173. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования бога:
-
Августин Блаженный -
Альберт Великий -
Фома Аквинский -
Тертуллиан -
Ансельм Кентерберийский
174. Философия Дж. Бруно – это:
-
Деизм -
Дуализм -
Креационизм -
Материализм -
Пантеизм
175. В основе натурфилософии Возрождения лежит…
-
Солипсизм -
Пантеизм -
Теизм -
Деизм -
Атеизм
176. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является…
-
П. Абеляр -
Н. Макиавелли -
Т. Мор -
Н. Кузанский -
Э. Роттердамский
177. Для эпохи Возрождения характерен…
-
Теоцентризм -
Природоцентризм -
Антропоцентризм -
Культуроцентризм -
Космоцентризм
178. Родоначальником идеологии гуманизма является…
-
Фр. Петрарка -
Дж. Бруно -
Р. Бэкон -
Н. Макиавелли -
Т. Мор