Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3004

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118. Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?

  1. Сократ

  2. Платон

  3. Аристотель

  4. Плотин

119. Кто впервые обратился к проблеме человека?

  1. Сократ

  2. Аристотель

  3. Платон

  4. Парменид

120. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?

  1. Парменид

  2. Анаксимандр

  3. Гераклит

  4. Зенон

121. Кто считается первым философом античности?

  1. Фалес

  2. Анаксимандр

  3. Гераклит

  4. Зенон

122. Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?

  1. Анаксимен

  2. Фалес

  3. Анаксимандр

  4. Зенон

123. Кто считал воду первоначалом всего сущего?

  1. Гераклит

  2. Фалес

  3. Зенон

  4. Анаксимен

124. Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой?

  1. Платон

  2. Сократ

  3. Аристотель

  4. Пифагор

125. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

  1. Парменид

  2. Гераклит

  3. Зенон

  4. Фалес

126. Местом возникновения науки считается:

  1. Месопотамия

  2. Египет 3.Древняя Греция

4. Индия

127. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:

  1. Сократ

  2. Платон

  3. Демокрит

  4. Аристотель

128. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» – это:

  1. Анаксимандр

  2. Гераклит

  3. Зенон

  4. Пифагор

129. Объективно–идеалистическая философия была основана:

  1. Сократом

  2. Платоном

  3. Аристотелем

  4. Гераклитом

130. Одним из первых философов–софистов являлся:

  1. Протагор

  2. Плотин

  3. Зенон

  4. Диоген

131. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

  1. Проблема конца мира

  2. Проблема бытия бога

  3. Проблема первоначала

  4. Проблема места человека в мире

132. Пифагор утверждал, что мир есть ...

  1. Бесконечное пространство

  2. Гармония чисел

  3. Хаос слов

  4. Порядок вычислений

133. Платон полагал, что основой мира являются:

  1. Идеи

  2. Мысли

  3. Сущности

  4. Субстрат

134. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

  1. Плотину

  2. Анаксимену

  3. Гераклиту

  4. Пифагору

135. Понятие, означающее невозмутимость духа:


  1. Стоицизм

  2. Атараксия

  3. Софизм

  4. Аномия

136. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь:

  1. Филолай

  2. Филофей

  3. Кеоксай

  4. Эмпедокл

137. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:

  1. Стоики

  2. Киники

  3. Софисты

138. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:

  1. Публий Теренций Варрон

  2. Лукреций Кар

  3. Марк Туллий Цицерон

139. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма:

  1. Сенека

  2. Марк Аврелий

  3. Цицерон

140. Сила, управляющая миром в философии стоиков – это:

  1. Субстрат

  2. Апейрон

  3. Фатум

141. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске ...

  1. Первоосновы бытия

  2. Истины

  3. Чисел

  4. Правды

142. Согласно Аристотелю, в человеческую душу входят:

  1. Животная душа, Разумная душа, Растительная душа

  2. Страстная душа, Разумная душа, Покоящаяся душа

  3. Мудрая душа, Чувственная душа, Божественная душа

143. Суть «этического рационализма» Сократа:

  1. Знание есть результат добродетели, тогда как незнание есть результат отсутствия добродетели

  2. Добродетель есть результат послушания, тогда как отсутствие добродетели есть результат непослушания

  3. Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

144. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

  1. надо наслаждаться жизнью

  2. надо стоически переносить все, что нам готовит судьба

145. Укажите тезисы, принадлежащие мыслителю Фалесу:

  1. «Начало всех вещей – огонь», «Познай мир и познаешь себя»

  2. «Начало всех вещей – апейрон», «Нельзя дважды войти в одну реку»

  3. «Начало всех вещей – вода», «Познай себя»

146. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

  1. киников

  2. софистов

  3. стоиков

  4. сократиков

147. Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству:

  1. Диоген

  2. Гераклит

  3. Анаксагор

  4. Фалес


148. Философ, считавший логику главным орудием познания:

  1. Сократ

  2. Аристотель

  3. Платон

  4. Диоген

149. Хронологические рамки развития античной философии:

  1. XII век до нашей эры – VIII век нашей эры

  2. III век до нашей эры – II век нашей эры

  3. VI век до нашей эры – VI век нашей эры

  4. V век до нашей эры – IV век нашей эры

150. Хронологические рамки среднего стоицизма:

  1. 2 – 1 века до н.э.

  2. 3 век до н.э. – 1 век н.э.

  3. 3 – 2 века до н.э.

  4. 4 век до н.э. – 2 век н.э.

151. Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади?

  1. идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

  2. идея идеальна, настоящая лошадь – материальна

  3. идея первична, настоящая лошадь вторична

152. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – это:

  1. Средние века

  2. Просвещение

  3. Новое время

  4. Античность

Тема 4 Средневековая философия и философия эпохи Возрождения

153. Автором логико–философского парадокса, иллюстрировавшего опасность и бесполезность обладания человеком свободной волей, был:

  1. Уильям Оккам

  2. Жан Буридан

  3. Иоанн Дунс Скотт

  4. Фома Аквинский

  5. Ансельм Кентерберийский

154. В средневековой философской традиции диалектика была под запретом потому, что:

  1. диалектика была не нужна в схоластике и патристике

  2. занятия ею приравнивались к ереси

  3. она могла поколебать уверенность в догматах церкви

  4. ей был найдена равнозначная замена в виде метафизики

  5. средневековые мыслители стремились максимально дистанцироваться от античного философского наследия.

155. Фома Аквинский придерживался концепции:

  1. О несовместимости веры и знания

  2. О гармонии веры и знания

  3. О превосходстве знания над верой

  4. О превосходстве веры над знанием

  5. О первопричинности духа

156. Основным произведением Фомы Аквинского является

  1. «О граде Божьем»

  2. «Государь»

  3. «Похвала глупости»

  4. «Сумма теологии»

  5. «Критика чистого разума».

157. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога потому, что:


  1. Аквинат стремился использовать античную логику для того, чтобы сделать проблему бытия Бога более понятной и доступной;

  2. таковы были требования Католической церкви, служителем которой он являлся;

  3. данная проблема являлась универсальной и всеобъемлющей, а потому требовала многочисленных доказательств;

  4. число доказательств должно было соответствовать числу основных католических догматов;

  5. такова была личная авторская позиция мыслителя.

158. Создателем учения о гармонии веры и разума был …

  1. Фома Аквинский

  2. Ж. Буридан

  3. И. Скотт

  4. У. Оккам

  5. А. Августин

159. Для схоластики Ф.Аквинского характерно:

  1. опора на догматы церкви

  2. онтологический волюнтаризм

  3. теоцентризм

  4. отрицание любой ереси.

  5. преобладание разума над верой

160. Учение о сотворении мира богом из ничего называется…

  1. Тотемизмом

  2. Индетерминизмом

  3. Креационизмом

  4. Провиденциализмом

  5. Идеализмом

161. Фраза «Каждый народ заслуживает того правителя, которого достоин» принадлежит

  1. Н. Макиавелли

  2. К. Хаусхофферу

  3. К.Марксу

  4. Г. Гегелю

  5. Геродоту

162. Проблема, которой не придавалось значения в древнегреческой философии и которую в труде «Исповедь» поднял Августин, – это проблема...

  1. построения идеального общества

  2. познания сверхреального мира

  3. человеческого Я

  4. добродетели

  5. познания Бога

163. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

  1. Англии

  2. Франции

  3. Германии

  4. Италии

  5. России

164. Аврелия Августина вдохновило на написание трактата «О Граде Божьем»

  1. изучение истории церкви

  2. разрушение Рима варварами в 410 г н.э.

  3. уникальный опыт религиозного откровения

  4. желание создать оригинальную историко–философскую теорию

  5. изучение древнегреческой философии.

165. Среди доказательств бытия Бога Августин выделял

  1. пять

  2. три

  3. одно

  4. два

  5. четыре

166. В философии Августина знание должно было:

  1. преобладать над верой

  2. быть свободным от религии вообще

  3. появляться только в результате откровения

  4. носить исключительно чувственный характер.

  5. подчиняться вере


167. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

  1. «Все сущее есть благо»

  2. «Не следует умножать сущности сверх необходимого»

  3. «Нет ничего помимо бога, и бог есть бытие»

  4. «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

168. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

  1. Тело

  2. Душа

  3. Воля

  4. Дух

  5. Разум

169. Кто из христианских философов считал, что разум выше веры?

  1. Фома Аквинский

  2. Тертуллиан

  3. Пьер Абеляр

  4. Августин Блаженный

  5. У. Оккам

170. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

  1. Исследовать социальную действительность

  2. Исследовать природу

  3. Найти рациональные доказательства веры

  4. Сформулировать теорию познания

  5. Обосновать научный метод

171. Какая идея стала основой средневековой онтологии?

  1. Идея откровения

  2. Идея творения

  3. Идея примата материи над сознанием

  4. Идея фатализма

  5. Идея диалектики

172. Как называется направление в схоластике, считающее, что подлинной реальностью обладают только общие понятия?

  1. Реализм

  2. Номинализм

  3. Символизм

  4. Мистицизм

  5. Теоцентризм

173. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования бога:

  1. Августин Блаженный

  2. Альберт Великий

  3. Фома Аквинский

  4. Тертуллиан

  5. Ансельм Кентерберийский

174. Философия Дж. Бруно – это:

  1. Деизм

  2. Дуализм

  3. Креационизм

  4. Материализм

  5. Пантеизм

175. В основе натурфилософии Возрождения лежит…

  1. Солипсизм

  2. Пантеизм

  3. Теизм

  4. Деизм

  5. Атеизм

176. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является…

  1. П. Абеляр

  2. Н. Макиавелли

  3. Т. Мор

  4. Н. Кузанский

  5. Э. Роттердамский

177. Для эпохи Возрождения характерен…

  1. Теоцентризм

  2. Природоцентризм

  3. Антропоцентризм

  4. Культуроцентризм

  5. Космоцентризм

178. Родоначальником идеологии гуманизма является…

  1. Фр. Петрарка

  2. Дж. Бруно

  3. Р. Бэкон

  4. Н. Макиавелли

  5. Т. Мор