Файл: Физическая культура современные оздоровительные системы физического воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е. Б. Коломейцева
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Допущено методическим советом
Пермского государственного национального
исследовательского университета в качестве
учебно-методического пособия для студентов
всех направлений подготовки и специальностей
Пермь 2021

2
УДК 796(075.8)
ББК 75
К612
Коломейцева Е. Б.
К612 Физическая культура. Современные оздоровительные системы
[Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Коломей- цева Е. Б. ; Пермский государственный национальный исследова- тельский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. –
1,91 Мб ; 110 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/uchebnie-posobiya/kolomejceva-fizicheskaya-kultura- sovremennye-ozdorovitelnye-sistemy.pdf. – Заглавие с экрана.
ISBN 978-5-7944-3700-3
Учебно-методическое пособие направлено на формирование у студентов знаний о традиционных и современных оздоровительных системах, влиянии оздоровительных систем на формирование здорового образа жизни и улучше- ние здоровья. Оно систематизирует и расширяет знания по основам теории и методики физической культуры и спорта, необходимые для освоения практиче- ских умений и навыков по укреплению здоровья, повышению работоспособно- сти.
Содержание пособия ориентировано на формирование ценностей физиче- ской и спортивной культуры личности, обеспечивающих готовность студентов к будущей профессиональной деятельности.
УДК 796(075.8)
ББК 75
Издается по решению кафедры физической культуры и спорта
Пермского государственного национального исследовательского университета
Рецензенты: кафедра физической культуры Пермского государственного ин- ститута культуры (зав. кафедрой, канд. пед. наук, доцент
А. А. Оплетин); старший преподаватель кафедры огневой и физической подго- товки Пермского института ФСИН России, майор внутренней службы, канд. пед. наук Е. В. Кошкин
ISBN 978-5-7944-3700-3
© ПГНИУ, 2021
© Коломейцева Е. Б., 2021

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ .............................................................. 8 1.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии ............................................ 8 1.2. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности ....................................................................... 9 1.3. Психофизическая саморегуляция ..................................................................... 15 1.4. Физическое самовоспитание и оздоровительные системы как необходимое условие в формировании ЗОЖ .................................................. 16 1.5. Возрастные анатомо-физиологические особенности ..................................... 16
ГЛАВА 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ................................................................................... 20 2.1. Традиционные оздоровительные системы ...................................................... 22
Ушу .......................................................................................................................... 22
Нят-нам .................................................................................................................... 23
Цигун ....................................................................................................................... 24
Йога .......................................................................................................................... 26 2.2. Современные оздоровительные системы ........................................................ 32
Ритмическая гимнастика ....................................................................................... 33
Аэробика ................................................................................................................. 36
Акваэробика ............................................................................................................ 42
Бодифлекс ............................................................................................................... 43
Пилатес .................................................................................................................... 43
Шейпинг .................................................................................................................. 46
Калланетика ............................................................................................................ 48
Фитнес ..................................................................................................................... 48
Занятия на тренажёрах ........................................................................................... 54
Кроссфит ................................................................................................................. 57 2.3. Общедоступные оздоровительные системы .................................................... 62
Ходьба ..................................................................................................................... 62
Бег ............................................................................................................................ 65
Скандинавская ходьба ........................................................................................... 67
Передвижение на лыжах ........................................................................................ 72
Передвижение на велосипеде ............................................................................... 76


4
Плавание .................................................................................................................. 79
Утренняя гигиеническая гимнастика ................................................................... 81 2.4. Оздоровительные дыхательные системы ...................................................... 100
Система дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой ......... 101
Система дыхательных упражнений по методике А.Н. Бутейко ...................... 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................... 107

5
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных вопросов современности является ухудшение здо- ровья значительной части населения. Особенно неблагоприятное положение со здоровьем наблюдается у молодежи в высших учебных заведениях, где многие студенты имеют слабую физическую подготовку, нарушение осанки, заболева- ния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гипертонию, ослабление зре- ния и др. хронические заболевания.
С каждым годом увеличивается число студентов, которые поступают в вуз, уже имея на руках справку о специальной медицинской группе, или сту- дентов, полностью освобожденных от практических занятий по физкультуре!
Бурное развитие автоматизации всех трудовых процессов привело к рез- кому сокращению двигательной активности, а иногда и к полному её исчезно- вению. Снижается необходимость интенсивной мышечной деятельности, и воз- растает роль умственного труда. Как результат, существенно нарастает нервное и эмоциональное напряжение при выполнении ответственных операций.
В настоящее время эта тенденция приобрела первостепенное значение, прежде всего для людей умственного труда, а также и для многих других про- фессий.
Изучив современную литературу, можно сказать, что совершенствование системы образования, разработка современных технологий преподавания физи- ческой культуры, использование разнообразных оздоровительных систем и форм занятий и средств оздоровительной физической культуры позволит рас- ширить возможности организма, обеспечивающие разностороннюю приспособ- ляемость организма.
Физические упражнения являются источником здоровья, силы, бодрости, жизнерадостности, а также способствуют долголетию человека. Прочно войдя в быт молодых людей, физическая культура и спорт помогут им правильно и ра- ционально организовать режим учебы, отдыха и труда [6].
Но не следует считать, что любые движения являются физическими упражнениями. Они становятся таковыми тогда, когда соблюдаются хотя бы основные правила техники двигательных действий. Первое – если двигательная активность подчинена определенной системе, то есть упражнения выполняются регулярно, с необходимой частотой, последовательностью и в определенных сочетаниях. Второе – если нормируются связанные с ними нагрузки и отдых, так как это необходимо для оптимизации физического состояния и развития данного индивидуума.
Проблема здоровья никогда не теряла своей актуальности. В наше время проблемы здоровья остаются самыми значимыми, тревожащими современный


6 мир. Ухудшение здоровья зависит от целого ряда факторов, в том числе от не- достатка двигательной активности. Важно последовательно формировать здо- ровье на протяжении всего периода обучения. Поступив в ВУЗ, студенты стал- киваются со многими проблемами: нерегулярное и неправильное питание, не- досыпание, недостаточная физическая активность, длительное пребывание в душных помещениях, приобретение вредных привычек (курение, алкоголь и др.), постоянные стрессы, большая умственная, физическая нагрузка, напряже- ние зрения. Условия и режим обучения, приобретение знаний, умений, навы- ков, достижение уровня физической подготовленности гарантируют охрану и укрепление здоровья студентов. Здоровье является потребностью жизнедея- тельности. Успешность усвоения знаний, творческая самоотдача, психологиче- ский комфорт, самосовершенствование во многом зависят от здоровья студен- тов. Здоровье играет большую роль в образовательном процессе, его отсутствие ведет к снижению умственной, физической работоспособности.
Адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, труда возможно, со- блюдая ЗОЖ, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболева- ний. Ведя здоровый образ жизни, необходимо придерживаться некоторых пра- вил: абсолютный отказ от пагубных привычек, ежедневное умеренное здоровое питание, систематическая двигательная активность, полноценный сон, гигиена
(личная и общественная), непрерывный контроль над эмоциями, интеллекту- альное развитие, духовное и социальное самочувствие.
Неотъемлемой частью становления всесторонне развитых студентов, бу- дущих специалистов, является физическое и психическое здоровье. Процессы восприятия, внимания, мышления, памяти имеют большое значение в подго- товленности студентов к деятельности. Учебная деятельность ориентирована на умственный труд. Основная нагрузка приходится на ЦНС, ее высший отдел –
головной мозг. Длительное пребывание в «сидячей» позе отрицательно воздей- ствует на организм. В современном обществе первое место занимают «сидя- чие» работы. «Сидячий» образ жизни является фактором риска многих заболе- ваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, лимфатической, нервной, пищеварительной, дыхательной, иммунной систем [4].
В студенческие годы организм молодых людей подвержен большому риску развития хронических заболеваний. Одним из способов поддержания здоровья являются физические нагрузки, оздоровительная физическая культу- ра. Появляется необходимость в применении комплексов различных физиче- ских и психических упражнений. Эту роль выполняют оздоровительные систе- мы физических упражнений. Это системы, обеспечивающие формирование здоровья человека на основе практических методик, которые подразделяются


7 на современные, традиционные, общедоступные, оздоровительные, авторские и т.д.
В данном учебно-методическом пособии студентам предлагается:
1) Изучить само понятие «Здоровье», «Здоровый образ жизни» и все его составляющие;
2) Рассмотреть особенности развития организма в студенческом воз- расте;
3) Ознакомиться с традиционными и современными оздоровительными системами;
4) Выявить влияние современных оздоровительных систем на формиро- вание здорового образа жизни и улучшение здоровья.
5) Научиться применять необходимые упражнения и комплексы упраж- нений в своих занятиях.
Таким образом, полученные знания помогут ориентироваться в выборе средств, а использование в процессе занятий по физическому воспитанию оздо- ровительных систем и физкультурно-оздоровительных методик будет способ- ствовать улучшению физического состояния и уровня физической подготов- ленности студентов.

8
Глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человече- ской жизни, в конечном счете, определяются уровнем здоровья. В широком диапазоне социального бытия это производственно-трудовые, социально- экономические, политические, семейно-бытовые, духовные, оздоровительные, учебные стороны.
Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на факте, что состояние здо- ровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.
Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствие каких-либо болезненных изме- нений». Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [4].
Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», ко- торые можно классифицировать следующим образом:
1) здоровье – это отсутствие болезней;
2) «здоровье» и «норма» – понятия тождественные;
3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и соци- ально-экономических, констант.
Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом:
здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечива- ющее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функ- ций.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обуслов- ленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно харак- теризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, сте- пенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.


9
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, ко- торые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определен- ном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здо- ровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овла- дение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, проти- воречащих нормальному образу жизни.
В качестве слагаемых здоровья выделяются такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспо- собность, воспроизводство здорового потомства.
Критерии здоровья ‒ это такие показатели, по которым можно его оце- нить. Здоровье можно характеризовать многими параметрами. К основным по- казателям относят здоровье населения и индивидуальное здоровье.
Здоровье населения ‒ основной признак, важное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспосо- бительные реакции каждого члена общности и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции. Качество здоровья населения отражает степень веро- ятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной инди- видуальной жизни, а также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного ро- ста и социально-экономического развития.
Здоровье индивида ‒ это здоровье отдельно взятого человека. Состояние здоровья индивида может быть установлено на основании субъективных ощу- щений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследо- вания с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географи- ческих и метеорологических условий, в которых постоянно живет человек.
1.2. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
и их отражение в жизнедеятельности
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двига- тельный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
1) Режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жиз- ни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.