Файл: Физическая культура современные оздоровительные системы физического воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

102 2. Там, где болезнь, там, где она «сидит» в вас, гимнастика восстанавли- вает функции, разрушенные болезнью.
3. Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней.
4. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чи- сто дыхательная – в работу включаются все мышцы.
5. Гимнастика доступна всем людям.
6. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих.
7. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значи- тельно увеличивается.
8. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательно- го аппарата и грудной клетке.
9. Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Система дыхательных упражнений по методике А.Н. Бутейко
Изначально метод базируется на теории, выдвинутой К.П. Бутейко. По его мнению, некоторые патологии человека являются симптомами (синдрома- ми) открытой им «Болезни Глубокого
Дыхания» – якобы излишний объём и скорость дыхания вызывают нарушения обмена веществ в организме, так как дыхание является одним из главных факторов, определяющих его. Он разрабо- тал диагностику, динамику и методологию избавления от этой «болезни». Сде- лав автоматическое дыхание правильным, тем самым, по этой теории, можно улучшить обмен веществ пациента и исключить проявления ряда симптомов и синдромов.
Метод Бутейко А.Н. безопасен и эффективен при лечении астмы и дру- гих заболеваний дыхательной системы. Все исследования продемонстрировали либо существенные сокращения в необходимости приёма лекарств, либо улуч- шения контроля астмы, так как снижают симптомы астмы, но не существенно больше, чем другие виды дыхательной терапии. Нормальное дыхание через нос
– регулярное, тихое, спокойное и незаметное. Большинство людей дышит очень часто (хроническая гипервентиляция), поэтому уровень газов в крови изменяет- ся и возникают проблемы со здоровьем.
Привычное учащенное дыхание обусловлено обстоятельствами совре- менного образа жизни, таких как употребление в пищу полуфабрикатов, низкая физическая активность, состояние окружающей среды, курение и чрезмерное использование речи. Эти факторы могут увеличить объем дыхания в 2–3 раза, и в результате у человека возникает усталость, проблемы со сном и с концентра- цией внимания.


103
Типичные признаки чрезмерного дыхания – это дыхание через рот, за- метное дыхание, излишнее движение грудной клетки во время дыхания, регу- лярные вздохи, большой набор воздуха перед тем, как начать говорить, и за- метное выдыхание.
В своей работе автор применял метод в основном при лечении детей, ко- торые привыкли дышать через рот (даже тогда, когда дыхательные пути сво- бодны). Регулярные упражнения стимулируют дыхание через нос и помогают возникновению новой привычки. При регулярных занятиях данной гимнасти- кой также уменьшаются проявления простудных заболеваний.
Метод включает в себя:
 изучение своего дыхания;
 тренировки по уменьшению дыхания за счёт расслабления;
 обучение предотвращению приступов за счёт уменьшения дыхания;
 работа по избавлению от лекарственной, в том числе гормональной за- висимости;
 обучение управлению факторами, влияющими на дыхание, работа по управлению этими факторами.
Содержание тренировок по методу Бутейко составляют три правила. Пер- вое

стараться всегда (не только на тренировках) дышать только носом, даже если он заложен, постепенно его начнет раскладывать. Второе
– выравнивать и уменьшать дыхание с помощью расслабления. Третье правило

“не перегибать палку”, то есть не допускать сильного ощущения недостатка воздуха. Призна- ком соблюдения этого правила является отсутствие желания надышаться после окончания тренировки.
Для определения степени нарушения дыхания используют измерение
«контрольной паузы» и пульса. Измерение контрольной паузы желательно про- водить в одних и тех же условиях, после 10 мин отдыха для выравнивания ды- хания. Принять правильную осанку, расправить плечи. Живот при этом подтя- гивается. После этого нужно сделать обычный вдох, расслабить живот, при этом происходит непроизвольный выдох. Одновременно с окончанием выдоха нужно запомнить положение секундной стрелки и остановить дыхание.
В течение измерения не следить за временем. Не вдыхать до первой труд- ности, то есть тогда, когда произойдет «толчок» диафрагмы. Одновременно с этим «толчком» непроизвольно напрягаются мышцы живота и шеи. Пациенты обычно характеризуют это ощущение как «толчок в горле». В момент «толчка» нужно посмотреть на показание секундной стрелки и продолжить дыхание.
Вдохнуть нужно не глубже, чем перед остановкой дыхания.

104
Измеренные таким образом пары значений «контрольная пауза – пульс» позволяют установить стадию болезни по следующему правилу:
 контрольная пауза больше 40 с при пульсе меньше 70 удар/мин – вы здоровы;
 от 20 до 40 с (пульс 80) – 1-я стадия болезни;
 от 10 до 20 с (пульс 90) – 2-я стадия болезни;
 менее 10 с – 3-я стадия болезни.
Устойчивость значений контрольной паузы и пульса означает, что они хотя бы несколько дней соответствуют одной и той же стадии болезни.
Согласно найденным Бутейко А.Н. закономерностям, крайне опасно пы- таться управлять непосредственно дыхательными движениями, то есть ампли- тудами и длительностями вдоха, выдоха или паузы. Подобные попытки чрева- ты ухудшением здоровья. В методе Бутейко дыхание исправляется в сторону его уменьшения только за счёт расслабления. Задержки дыхания иногда приме- няются в методе Бутейко А.Н. только для специальных целей. Поэтому, занятия должны проводиться только с инструктором и под его наблюдением, до тех пор, пока вы не освоите данную методику в совершенстве.


105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье, ориентация человека на здоровый образ жизни. Эти понятия были подробно рассмотрены в первой главе данного учебно-методического пособия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя следующие основные эле- менты: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный дви- гательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Такой компонент, как оптимальный двигательный режим, имеет важное значение в формировании ЗОЖ. Занимаясь физкультурой, человек чаще всего автоматически отказывается от большинства вредных привычек, начинает це- нить и беречь здоровье. Физическая культура – могучее средство укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма человека ко многим ин- фекционным и неинфекционным заболеваниям, особенно, в период нынешней пандемии. Практика показывает, что те люди, которые регулярно занимаются физическими упражнениями и строго соблюдают при этом правила личной ги- гиены, реже болеют и продуктивнее трудятся. Они обладают лучшим физиче- ским развитием, большей физической выносливостью и более активной при- способляемостью к новым, не всегда благоприятным условиям жизни. У них в норме процессы обмена веществ и кровяное давление, хорошо работают легкие, они меньше подвергаются стрессу, лучше спят, хорошо выглядят.
Современные системы физических упражнений, рассмотренные в данном учебно-методическом пособии, представляют собой специально подобранные движения и упражнения, направленные на комплексное или избирательное воз- действие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.
Представленная классификация систем физических упражнений позволя- ет более уверенно ориентироваться в выборе той или иной системы для органи- зации своих самостоятельных занятий физической культурой.
Современные оздоровительные системы играет важную роль в формиро- вании здорового образа жизни. Во всем мире в настоящее время появилась, так называемая «мода» на спорт. Все большее количество людей начинает следить за своим питанием, образом жизни и, конечно, выбирает оздоровительную си- стему, которая подходит ему. Кто-то выбирает популярную на данное время систему, кто-то желает достичь определенного результата и подбирает систему под себя. Для физических занятий каждый выбирает определенную оздорови- тельную систему, которая помогает ему достигнуть тех задач, которые он по-


106 ставил перед собой. Этими задачами могут выступать, например, улучшение здоровья, самочувствия, коррекция фигуры и т.д.
Оздоровительные системы способствуют эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. То есть такие системы помо- гают человеку развиваться не только физически, но и духовно, так как чаще всего включают в себя определенную философию, мировоззрение, следова- тельно, формируют здоровый образ жизни.
Имея многолетний опыт работы с использованием современных оздоро- вительных систем и положительные результаты, рекомендуем использовать вышеперечисленные методы как в учебном процессе, так и в организации само- стоятельных занятий.

107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова К.Л., Шукшина М.Л. «Фитнес, аэробика, шейпинг», 1999 г.
2. Агеевец В.К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / В.У. Агеевец // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2004. № 5. С. 12–16.
3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патоло- гии / Р.М. Баевский. М.: Медицина, 1979. 298 с.
4. Бочкарёва С.И. и др. Физическая культура: учеб.-метод. комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарёва, О.П. Кокоулина,
Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011.
344с.
5. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы
/ В.К. Волков // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С. 7–10.
6. Воробьев А.Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин. М.:
Физкультура и спорт, 1997. 176 с.
7. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебно- го труда студентов. М., 1993.
8. Гавронина Г.А. Прикладная физическая культура студентов: учеб.- метод. пособие / Г.А. Гавронина, Т.И. Чедова, Е.Б. Коломейцева. Перм. гос. нац. исслед. ун-т, Пермь, 2016. 164 с.
9. Гавронина Г.А. Физическая культура (курс семинарских занятий): учеб.-метод. пособие / Г.А. Гавронина, Т.И. Чедова, К.В. Чедов, Н.Х. Гоберман;
Перм. гос. нац. исслед. ун-т.-, Пермь, 2018. 140 с.
10. Гавронина Г.А., Чедов К.В, Чедова Т.И. Физическая культура
(теоретический курс): учеб. пособие / Г.А. Гавронина, К.В. Чедов, Т.И. Чедова.
Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. 199 с.
11. Гайс И.А. Оздоровительная ходьба. 1988.
12. Ильинич М.В. Физическая культура студ. Горцев Г.Н. «Аэробика,
Фитнесс, Шейпинг». М., 1999 г.
13. Илларионов Н.С. Психология оздоровительного бега // Легкая атлетика. 1988. № 6. С. 19–20.
14. Кокоулина О.П. Основы теории методики физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие. М.: МГУЭСИ, 2007.
15. Кремнев И.С. «Атлетическая гимнастика», М., 2006.
16. Коломейцева Е.Б. Физическая культура. Организация самостоятель- ных занятий студентов физическими упражнениями [электронный ресурс]: учеб.- метод. пособие / Е.Б. Коломейцева, Н.Х. Гоберман. Перм. гос. нац. ис- след. ун-т. Пермь, 2020. 146 с.


108 17. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и соци- ализация личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С.
11–16.
18. Овсянникова С.К. Оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, самоконтроль при индивидуальных тренировках: реферат. Саратов, 2006.
19. Полетаева А.С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб:
Питер, 2016.
20. Прохорцев И.В. «Современная шейпинг-парадигма». М., 2000.
21. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физи- ческая подготовка студентов / Учебно-методическое пособие. СПб: СПбГУИ-
ТМО, 2006. 77с.
22. Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой: учебное пособие / Л.Е. Матузов. Уфа: Китап, 2013. 104 с.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /
Учебное пособие для студентов вузов физической культуры 2-е издание ис- правленное и дополненное. М.: Акад., 2003. 480 с.
24. Хомяков Г.К., Павличенко А.В., Исмиянов В.В. Развитие силовой выносливости у студентов вузов / Методические рекомендации. Иркутск: Ир-
ГУПС, 2009. 38 с.
25. Черняев А.А., Нестеров Е.Н. Использование различных форм оздоро- вительной физической культуры студенческой молодежью / Учебное пособие для студентов и преподавателей сузов и вузов. Н. Челны, 2001.
26. Кроссфит
[Электронный ресурс]:
Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo/s/vdiete.ru/trenirovki/programmy-trenirovok/trenirovki- krossfit/
(дата обращения: 23.09.2019).
27. Скандинавская ходьба с палками: польза и вред, как похудеть, инструкции, видео
[Электронный ресурс].
Режим доступа: https://skandinavskaya-hodba.ru (дата обращения: 09.10.2019).
28. Самостоятельная тренировка начинающих велосипедистов
[Электронный ресурс]: велосипедный информационный сайт. Режим доступа: http://www.velorider.ru/velosport/trenirovki/nachinayuschih-velosipedistov.shtml
(дата обращения: 10.10.2019).
29. Позы йоги для начинающих в домашних условиях: 30 асан с картин- ками [Электронный ресурс]: авторский блог о медитации и йоге. Режим досту- па:
https://yogalib.ru/poza-yogi-dlya-nachinauschih/
(дата обращения: 11.02.2020).
30. Рекреация универсальное средство сохранения и укрепления здоро- вья [Электронный ресурс]: Учебные материалы онлайн. Режим доступа: https://studwood.ru/1026286/turizm/rekreatsiya_universalnoe_sredstvo_sohraneniya_
ukrepleniya_zdorovya (дата обращения: 19.04.2020).

109 31.
Кроссфит
[Электронный ресурс]:
Режим доступа:
https://yandex.ru/turbo/s/vdiete.ru/trenirovki/programmy-trenirovok/trenirovki- krossfit/
(дата обращения: 23.09.2019).
32. Скандинавская ходьба с палками: польза и вред, как похудеть, ин- струкции, видео [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://skandinavskaya- hodba.ru
(дата обращения: 09.10.2019).
33.
Самостоятельная тренировка начинающих велосипедистов
[Элек- тронный ресурс]: велосипедный информационный сайт. Режим доступа:
http://www.velorider.ru/velosport/trenirovki/nachinayuschih-velosipedistov.shtml
(дата обращения: 10.10.2019).