Файл: Физическая культура современные оздоровительные системы физического воспитания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15 горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсив- ность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковре- менные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно- сосудистой системы.
1.3. Психофизическая саморегуляция
Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явле- ний, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо труд- ностей. Отрицательные эмоции приводят к повышению содержания в крови ацетилхолина, вызывающего сужение артерий сердца. Как избавиться от чрез- мерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции? Избавиться от них мож- но, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности. Чем больше значит для нас какое-либо событие, тем сильнее реакция на него. Поэтому при- вычка трезво оценивать обстоятельства полезна для здоровья человека [4].
Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса (напряжения). К числу отрицательных факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, не- устроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует положитель- ный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым условиям.
«Плохой» стресс – дистресс – является главной причиной возникновения неврозов. Возникновение неврозов зависит и от того, как стресс-факторы вос- принимаются личностью.
Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, сни- жающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражне- ния доставляли наслаждение, а не были горьким лекарством. Существуют и другие эффективные методы борьбы со стрессом.
Один из доступных способов регулирования психического состояния – психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубо- ком расслаблении мышц; система образований и закрепления полезных услов- ных рефлексов с коры головного мозга, на внутренние органы; упражнения в целенаправленном воспроизведении следов эмоционально окрашенных ситуа- ций.
16
1.4. Физическое самовоспитание и оздоровительные системы
как необходимое условие в формировании ЗОЖ
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формиро- вание физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашен- ную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофи- зического состояния, физического совершенствования и образования.
Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положи- тельных результатов, если они не активизируют стремление студента к само- воспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля, которая сама также формируется и за- крепляется в процессе работы, преодолении возникающих трудностей, стоящих на пути к цели. Физическое самовоспитание также сопряжено с другими вида- ми самовоспитания – нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетиче- ским и др.
Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требова- ния социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; со- ревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социаль- но-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать кри- тика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.
Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные из- менения в работе над собой имеет большое значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершен- ствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.
1.5. Возрастные анатомо-физиологические особенности
В современной литературе используют термины «физические качества» и
«физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивиду- альные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей чело- века.
У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему.
В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных анатомо-физиологических задатков:
17
Анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы
(сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, сте- пень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
Физиологические особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
Телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
Хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также психодинамиче- ские задатки (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.) [21].
В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодеж- ному возрастам (17–25 лет). Организуя и проводя занятия с данным континген- том обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфо- функциональные и психологические особенности.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное раз- витие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической рабо- тоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физиче- ское воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в соответствии с индивиду- альными данными физического развития и физической подготовленности сту- дентов.
Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункцио- нальных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличе- ние жизненной емкости легких и др.). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показате- лей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования методов индек- сов и др.
Так, студенческий возраст соответствует раннему юношескому и харак- теризуется завершением физического развития. Пропорции тела приближаются
18 к показателям взрослых. Темп роста в длину к 17 годам замедляется, хотя де- вушки продолжают еще расти до 18–20 лет, а юноши до 20–25 лет. От 16 до 17 лет длина тела увеличивается на 5–6 см в год, а от 17 до 18 только на 2–3 см.
Костно-мышечная система
В студенческом возрасте повышается прочность суставов. Наибольшей прочности суставы достигают к 22–30 годам. В то же время к 17–18 годам, если систематически не выполнять физических упражнений, подвижность в суставах понижается. В костях понижается количество воды, а количество минеральных солей увеличивается. Продолжается окостенение позвоночника (полное око- стенение заканчивается к 21–23 годам). Изгибы позвоночника у юношей уже полностью сформированы. Форма грудной клетки такая же, как и у взрослого человека. Кисть студентов сформирована, и закончено ее окостенение. Стопа окончательно формируется к 17–18 годам. Тазовые кости срощены в одну кость. Различие форм таза у юношей и девушек ярко выражено. Эпифизы труб- чатых костей срастаются с диафизом к 17–20 годам.
Мышечная масса в 17 лет достигает 43–44% массы тела, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой даже 50%. В 17–18 лет усиливается рост по- перечного сечения мышц. Наиболее интенсивный прирост общей мышечной силы у мальчиков происходит до 17 лет, у девочек – до 15–16 лет. Происходит постепенное созревание структуры и функций скелетных мышц. Увеличивается количество анаэробных волокон (белого типа), отвечающих за относительно быстрое сокращение мышц.
Мышцы у студентов эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию и отличаются высокой сократительной способностью к расслаблению. По своему химическому составу, строению и сократительным свойствам мышцы у них приближаются к мышцам взрослых. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе.
Дыхательная система
Развитие организма сопровождается усилением функции дыхания. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Во время выполнения интенсивных физических нагрузок максимальная вентиляция легких студента может возрас- ти до 250 л/мин, частота дыхания – до 70 л/мин, т.е. дыхательный аппарат вы- полняет огромную работу, большая часть которой приходится на дыхательную мускулатуру.
МОД (максимальный объем дыхания) – количество воздуха, которое вы- дыхается за 1 минуту – 5000–6000 м
3
(как у взрослых). ЖЕЛ (жизненная ем- кость легких) у юношей: 17–18 лет – 3520 м
3
, у девушек: 17–18 лет – 2760 м
3
. К
20 годам ЖЕЛ достигает величин, характерных для взрослого человека.
19
Сердечно-сосудистая система
Кровь по структуре и функциям соответствует крови взрослого человека; изменения крови при продолжительных нагрузках больше выражены у юно- шей, чем у девушек. Масса сердца в 17–18 лет у юношей 193 г, у девушек – 190 г. У взрослых людей она составляет 244 г. Частота сердечных сокращений
(ЧСС) в 17 лет равна 74 (у взрослых 72) удара в минуту. Систолический объем крови равен 41 см
3
(у взрослых 60). Артериальное давление (АД): у юношей
17–18 лет – 125/73, у девушек 17–18 лет – 120/70.
Нервная система
Масса головного и спинного мозга достигает уровня, отмечаемого у взрослого человека. Заметно повышается уровень аналитико-синтетической де- ятельности коры больших полушарий, усиливается функция обобщения и аб- страктного мышления. Характерна большая подвижность нервных процессов.
Совершенствуется высшая нервная деятельность. Нервные процессы становят- ся более уравновешенными, проявляется их сила.
Пищеварительная и выделительная системы
Соответствуют системам взрослого человека. Длина пищевода – 25 см.
Вместимость желудка – 2 л. Количество выделяемой мочи – 1,5 л в сутки.
Что касается развития двигательных способностей. В юношеском воз- расте наблюдается большой прирост силы. Большая эффективность развития скорости движения наблюдается в более ранние годы, а в студенческом воз- расте у нетренированных учащихся прирост быстроты почти не наблюдается. С возрастом повышается выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе. Координация движений и ловкость достигает данных взрослых в 17–18 лет. Прирост гибкости в студенческом возрасте снижается.
Работоспособность возрастает в 20–30 раз, благодаря улучшению регуляции кровообращения и дыхания, а также мышечной сократительной активности.
20