Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 565

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обществознание 10 класс (автор учебника Л.Н. Боголюбов)

Технологическая карта уроков 1–2

Тема

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Общество и общественные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://dmsuslin.narod.ru/club-licey4.htm

План

1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

2. Общество и природа.

3. Общество и культура.

4. Науки об обществе

Цель уроков

Создать условия для ознакомления учащихся с системным строением общества, его важнейшими институтами

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Социальные институты, страна, государство, общество

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность


Научатся: определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество»,выделять его характерные признаки.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм, определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


4

Работа
с учебником

Проверяет готовность обучающихся к уроку, знакомит с требованиями, предъявляемыми
к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).

– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса. Сформулируйте задачи, которые вам предстоит достичь в ходе освоения предмета

Записывают тему и план урока в тетрадь; кратко конспектируют требования, на основе которых формулируют цели и задачи предмета; знакомятся с содержанием учебника,
с требованиями образовательных стандартов


Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу; проявляют умения ориентироваться в учебнике.

Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений)

Устный опрос




II. Актуализация знаний

7

Беседа
по теме «Что такое общество»

Вопросы:

– Сколько смыслов у слова «общество»?

– Можно ли отделить общество от природы?

– Бывают ли «некультурные» общества?

Высказывают свое мнение, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников)

Устный опрос




III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Обще-

ство и об-

щественные отно-шения».

2. Работа
с терминами. Заполнение сравнительной таблицы

(см. Приложение 1
на с. 7)
.

1. Комментирует информацию презентации.

2. Организует работу со школьным справочником по определению новых терминов:

– Чтобы выяснить суть понятия «общество», необходимо различать понятия: «страна», «государство», «общество».Определите с помощью словаря трактовку понятий. Какое из понятий имеет несколько значений?

Заполните сравнительную таблицу.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетрадь.
2. Работают
со словарем, определяют значение обществоведческих понятий, заполняют таблицу.

1. Индивидуальная.


2. Работа в парах.

Познавательные: общеучебные –умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют
и расширяют имеющиеся знания
и представления об обществе и об-

щественных отношениях.

Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

1. Записи в тетради.


2. Записи в тетради.









3. Работа
с текстом учебника,
с. 7–15.

4. Работа
с документом.


3. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации.

– Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы:

– Чем характеризуется человеческая деятельность?

– Какие отношения называются общественными?

– Приведите примеры общественных отношений.

4. Формулирует задание, создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит беседу по вопросам:

– Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?

– Почему автор считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?

– Опишите характер социальных взаимоотношений.

3. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.
4. Знакомятся
с документом, анализируют текст параграфа и текст документа, отвечают на вопросы.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.



Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу

3. Записи в тетради, устные ответы.

4. Устные ответы.









5. Работа
с дополнительной литературой. Заполнение таблицы
(см. Приложение 2
на с. 7)


5. Формулирует проблему, которую необходимо решить, определяет группы учащихся:

1-я группа – «Общество охотников и собирателей»;

2-я группа – «Аграрное общество»;

3-я группа – «Индустриальное общество».

Организует работу по обобщению полученных результатов, дает оценку деятельности каждой группы учащихся

5. Изучают дополнительный материал, объясняют назначение каждого типа общества. Заполняют таблицу по ходу выступления каждой группы

5. Групповая работа




5. Устные

ответы. Записи
в тетради




IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 17

Создает условия для свободного выражения собственного мнения при решении практических заданий, организует дискуссию
по вопросам учебника

Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Задание
в рабочей тетради




V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что следует понимать под «обществом» в узком и широком смысле слова?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке.

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, получен-

Оценивание учащихся
за работу на уроке












– Какова взаимосвязь общества и природы?

– Какие отношения можно считать общественными?

– Какие науки изучают общество?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке




ное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке







VI. Домашнее задание

2

§ 1, вопросы для самопроверки, с.17

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная









Приложение 1

Сравнение понятий

ОБЩЕСТВО

В широком смысле

В узком смысле





























Приложение 2

Типы человеческого общества (по Э. Тоффлеру)



Общество охотников
и собирателей

Аграрное общество

Индустриальное общество

Чем определяется организация жизни










Развитие










Характер общества










Тип преобладающей личности










Основные ценности











Технологическая карта уроков 3–4

Тема

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011.

Презентация «Обществоведческое эссе» [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/
obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse

План

1. Особенности социальной системы.

2. Социальные институты

Цель уроков

Создавать условия для формирования представлений об обществе как сложной динамической системе

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Социальные системы

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность


Научатся: определять особенности социальной системы общества; характеризовать главные социальные институты общества.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. Подводит учащихся к формулированию цели
урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Общество как сложная динамическая сис-тема»

Вопросы:

– Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

– Что придает устойчивость
и предсказуемость развитию общества?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – выявляют особенности и признаки общества как системы;

логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос

III. Изучение нового

матери-ала

17



1. Работа
с текстом учебника,

с. 18–24.

2. Работа
с документом.



1. Формулирует задания,
определяет группы учащихся:

1-я группа – изучают особенности социальной системы

и вносят данные в таблицу
(см. Приложение 1 на с. 11);

2-я группа – изучают социальные институты и вносят данные в таблицу (см. Приложение 2 на с. 11).

2. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам:

– Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество?

– Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

– Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

– Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.


1. Читают текст, делают записи в тетради, отвеча-

ют на вопросы.

2. Знакомятся
с документом, анализируют его, отвечают
на вопросы, высказывают собственное мнение.


1. Групповая

работа.

2. Индивидуальная работа, фронтальная работа.


Познавательные:

общеучебные – устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и об-

щественных институтах; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе
и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

1. Записи в тетради,

устные
ответы.

2. Устные

ответы.






3. Работа
по заданиям учебника, с. 27

3. Нацеливает учащихся
на обсуждение сложных дискуссионных вопросов

3. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения

3. Фронтальная




3. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Творческая работа (написание эссе)

Поясняет задание: написание эссе по высказыванию русского философа В. С. Соловьева «Человек – существо социальное, а высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

определяет ориентиры действия по написанию эссе (рекомендуется использовать презентацию «Обществоведческое эссе»), обобщает результаты работы, резюмирует, дает оценку деятельности

Пишут сочинение-рассуждение по заданной теме

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти)

Письменное задание

V. Итоги урока.

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что означает понятие «система»?

Отвечают
на вопросы.

Определяют

Фронтальная

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют ре-

Оценивание учащихся

Рефлексия







– Чем социальные системы отличаются от природных?

– Каковы основные черты социального института?

свое эмоциональное состояние на уроке




зультаты уровня усвоения изучаемого материала

за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 2, вопросы для самопроверки

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение 1

Характерные черты общества как системы

Ряд отличий

Характеристика отличий

1-е отличие




2-е отличие




3-е отличие




Приложение 2

Развитие социальных институтов

Примеры социальных институтов

Качественные характеристики

Род




Семья




Государство




Институт науки






Технологическая карта уроков 5–6

Тема

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Природа человека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanijaquotpriroda_chelovekaquot_10kl_bazovyj_uroven/1-1-0-31

План

1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции.

2. Цель и смысл жизни человека.

3. Науки о человеке

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о философском понятии человеческого бытия

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Смысл жизни

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать
и применять разработанные человеком способы защиты природы; объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями