Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обществознание 10 класс (автор учебника Л.Н. Боголюбов)
Технологическая карта уроков 1–2
Тема | ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Общество и общественные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dmsuslin.narod.ru/club-licey4.htm | |
План | 1. Общество как совместная жизнедеятельность людей. 2. Общество и природа. 3. Общество и культура. 4. Науки об обществе | |
Цель уроков | Создать условия для ознакомления учащихся с системным строением общества, его важнейшими институтами | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Социальные институты, страна, государство, общество | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | |
Научатся: определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество»,выделять его характерные признаки. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм, определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Работа с учебником | Проверяет готовность обучающихся к уроку, знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «Обществознание», с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями). – Найдите в учебнике и назовите основные темы курса. Сформулируйте задачи, которые вам предстоит достичь в ходе освоения предмета | Записывают тему и план урока в тетрадь; кратко конспектируют требования, на основе которых формулируют цели и задачи предмета; знакомятся с содержанием учебника, с требованиями образовательных стандартов | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу; проявляют умения ориентироваться в учебнике. Познавательные: понимают значение символов (условных обозначений) | Устный опрос | ||||||||||
| II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Что такое общество» | Вопросы: – Сколько смыслов у слова «общество»? – Можно ли отделить общество от природы? – Бывают ли «некультурные» общества? | Высказывают свое мнение, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников) | Устный опрос | |||||||||
| III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Обще- ство и об- щественные отно-шения». 2. Работа с терминами. Заполнение сравнительной таблицы (см. Приложение 1 на с. 7). | 1. Комментирует информацию презентации. 2. Организует работу со школьным справочником по определению новых терминов: – Чтобы выяснить суть понятия «общество», необходимо различать понятия: «страна», «государство», «общество».Определите с помощью словаря трактовку понятий. Какое из понятий имеет несколько значений? Заполните сравнительную таблицу. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Работают со словарем, определяют значение обществоведческих понятий, заполняют таблицу. | 1. Индивидуальная. 2. Работа в парах. | Познавательные: общеучебные –умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об обществе и об- щественных отношениях. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. | |||||||||
| | | 3. Работа с текстом учебника, с. 7–15. 4. Работа с документом. | 3. Организует самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации. – Прочитайте текст, письменно ответьте на вопросы: – Чем характеризуется человеческая деятельность? – Какие отношения называются общественными? – Приведите примеры общественных отношений. 4. Формулирует задание, создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит беседу по вопросам: – Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является? – Почему автор считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия? – Опишите характер социальных взаимоотношений. | 3. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания. 4. Знакомятся с документом, анализируют текст параграфа и текст документа, отвечают на вопросы. | 3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | 3. Записи в тетради, устные ответы. 4. Устные ответы. | |||||||||
| | | 5. Работа с дополнительной литературой. Заполнение таблицы (см. Приложение 2 на с. 7) | 5. Формулирует проблему, которую необходимо решить, определяет группы учащихся: 1-я группа – «Общество охотников и собирателей»; 2-я группа – «Аграрное общество»; 3-я группа – «Индустриальное общество». Организует работу по обобщению полученных результатов, дает оценку деятельности каждой группы учащихся | 5. Изучают дополнительный материал, объясняют назначение каждого типа общества. Заполняют таблицу по ходу выступления каждой группы | 5. Групповая работа | | 5. Устные ответы. Записи в тетради | |||||||||
| IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 17 | Создает условия для свободного выражения собственного мнения при решении практических заданий, организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в рабочей тетради | |||||||||
| V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что следует понимать под «обществом» в узком и широком смысле слова? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, получен- | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||||||||
| | | | – Какова взаимосвязь общества и природы? – Какие отношения можно считать общественными? – Какие науки изучают общество? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | | ное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | | |||||||||
| VI. Домашнее задание | 2 | § 1, вопросы для самопроверки, с.17 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение 1
Сравнение понятий
ОБЩЕСТВО | ||
В широком смысле | В узком смысле | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 2
Типы человеческого общества (по Э. Тоффлеру)
| Общество охотников и собирателей | Аграрное общество | Индустриальное общество |
Чем определяется организация жизни | | | |
Развитие | | | |
Характер общества | | | |
Тип преобладающей личности | | | |
Основные ценности | | | |
Технологическая карта уроков 3–4
Тема | ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011. Презентация «Обществоведческое эссе» [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/ obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse | |
План | 1. Особенности социальной системы. 2. Социальные институты | |
Цель уроков | Создавать условия для формирования представлений об обществе как сложной динамической системе | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Социальные системы | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | |
Научатся: определять особенности социальной системы общества; характеризовать главные социальные институты общества. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка класса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Общество как сложная динамическая сис-тема» | Вопросы: – Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? – Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества? | Высказывают свое мнение | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – выявляют особенности и признаки общества как системы; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Устный опрос |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Работа с текстом учебника, с. 18–24. 2. Работа с документом. | 1. Формулирует задания, определяет группы учащихся: 1-я группа – изучают особенности социальной системы и вносят данные в таблицу (см. Приложение 1 на с. 11); 2-я группа – изучают социальные институты и вносят данные в таблицу (см. Приложение 2 на с. 11). 2. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам: – Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? – Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. – Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. – Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему. | 1. Читают текст, делают записи в тетради, отвеча- ют на вопросы. 2. Знакомятся с документом, анализируют его, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | 1. Групповая работа. 2. Индивидуальная работа, фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные – устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и об- щественных институтах; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | 1. Записи в тетради, устные ответы. 2. Устные ответы. |
| | 3. Работа по заданиям учебника, с. 27 | 3. Нацеливает учащихся на обсуждение сложных дискуссионных вопросов | 3. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | 3. Фронтальная | | 3. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Творческая работа (написание эссе) | Поясняет задание: написание эссе по высказыванию русского философа В. С. Соловьева «Человек – существо социальное, а высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества». определяет ориентиры действия по написанию эссе (рекомендуется использовать презентацию «Обществоведческое эссе»), обобщает результаты работы, резюмирует, дает оценку деятельности | Пишут сочинение-рассуждение по заданной теме | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) | Письменное задание |
V. Итоги урока. | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что означает понятие «система»? | Отвечают на вопросы. Определяют | Фронтальная | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют ре- | Оценивание учащихся |
Рефлексия | | | – Чем социальные системы отличаются от природных? – Каковы основные черты социального института? | свое эмоциональное состояние на уроке | | зультаты уровня усвоения изучаемого материала | за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 2, вопросы для самопроверки | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение 1
Характерные черты общества как системы
Ряд отличий | Характеристика отличий |
1-е отличие | |
2-е отличие | |
3-е отличие | |
Приложение 2
Развитие социальных институтов
Примеры социальных институтов | Качественные характеристики |
Род | |
Семья | |
Государство | |
Институт науки | |
Технологическая карта уроков 5–6
Тема | ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Природа человека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanijaquotpriroda_chelovekaquot_10kl_bazovyj_uroven/1-1-0-31 | |
План | 1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. 2. Цель и смысл жизни человека. 3. Науки о человеке | |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о философском понятии человеческого бытия | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Смысл жизни | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы; объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями |