Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока


Фронтальная


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Природа и человек»

Вопросы:

– В чем загадка человека?

– Почему нет единого понимания процесса становления человека?

– Есть ли смысл в человеческой жизни?

– Какие проблемы исследуют науки о человеке?

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы
на вопросы учителя;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя
и одноклассников)


Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Природа человека».
2. Работа
с текстом учебника,
с. 27–32.

3. Работа
с документом.


1. Комментирует информацию презентации.


2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, конкретизирует вопросы, на которые необходимо, в процессе работы с текстом, найти ответы:

– Ответствен ли человек за жизнь на земле и будущее человечества?

– В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?

– Какие проблемы человечества можно отнести к вечным?

3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам:

– Почему вопрос о смысле жизни волнует и мучает человека? – С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

3. Знакомятся
с документом, анализируют текст документа, отвечают
на вопросы,
высказывают

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.


3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о природе человека.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала

1. Записи в тетради.

2. Устные

ответы.


3. Устные

ответы.








4. Заполнение таблицы (см. ниже Приложение)

– Как связаны между собой вопросы о смысле жизни и смертности человека?

– Почему некоторые люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса?

4. Поясняет задание


собственное мнение.

4. Заполняют таблицу



4. Индивидуальная работа






4. Записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 35

Поясняет задания, выполняемые учащимися; организует дискуссию по вопросам учебника

Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Задание
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Какие теории положили начало научному изучению антропогенеза?

– Раскройте основные этапы становления человека современного общества.

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Определяют свое эмоцио-

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивание учащихся
за работу на уроке









– Перечислите факторы социализации человека, возможные только в обществе

нальное состояние на уроке










VI. Домашнее задание

2

§ 3, вопросы для самопроверки, с.34

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная








Приложение

Биологические и социальные начала в человеке

Биологические начала в человеке

Социальные начала в человеке

Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличии тепла

?


Технологическая карта уроков 7–8

Тема

ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Человек как духовное существо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/
load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanijav_10_kl_bazovyj_urovenquotchelovek_kak_dukhovnoe_sushhestvoquot/1-1-0-32

План

1. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры.

2. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Цель уроков

Создать условия для формирования представлений о духовном развитии человека

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Мировоззрение, идеал, совесть, патриотизм

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


4

Подготовка класса к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Человек как духовное существо»

Вопросы:

– Чем духовный человек отличается от бездуховного?

– Есть ли кормчий у корабля
по имени «личность»?

– Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная работая

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Человек как духовное существо».

1. Комментирует информацию презентации.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

1. Индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и форму-

1. Записи в тетради.





2. Работа
с текстом учебника,
с. 35–44.

3. Работа
с документом, с. 45.


2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением вопросов:

– Что такое духовно-нравственные ориентиры человека?

– Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

– Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»?

– В чем состоит понятие мировоззрения для деятельности человека?

3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.


2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.


3. Знакомятся
с документом, анализируют текст документа, отвечают
на вопросы,
высказывают

собственное
мнение.


2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

лируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

2. Устные

ответы.

3. Устные

ответы.








4. Творческая работа (написание эссе)

4. Создает условия для развития творческого самостоятельного мышления. Написание эссе по высказыванию

Л. Н. Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы
и наоборот». Знакомит с особенностями написания эссе

(см. презентацию уроков 3–4). Организует обсуждение творческих работ

4. Пишут эссе.

Зачитывают свои размышления по заданному высказыванию

4. Индивидуальная работа




4. Письменная работа

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 45

Поясняет задания, выполняемые учащимися; организует дискуссию по вопросам учебника

Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Задание
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Что такое моральные ценности?

– В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Определяют свое эмоцио-

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивание учащихся
за работу
на уроке









– Почему мировоззрение часто называют стержнем духовного мира личности?

– Какие типы мировоззрения выделяет наука?

нальное состояние на уроке










VI. Домашнее задание

2

§ 4, вопросы для самопроверки, с.45

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная






1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



Технологическая карта уроков 9–10

Тема

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Презентация «Деятельность – способ существования людей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/razrabotka-uroka-obshchestvoznaniya-v-10-klasse-po-teme-deyatelnost

Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст]/ Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011

План

1. Деятельность человека: основные характеристики.

2. Структура деятельности и ее мотивация.

3. Многообразие деятельности.

4. Сознание и деятельность

Цели уроков

Способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности; о природе сознания и особенностях его формирования

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Деятельность, потребность, мотив, сознание

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность


Научатся: определять, что такое деятельность; что такое потребности; что такое иерархическая теория потребностей; характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать
с окружающими; формулировать вопросы; вла-








Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

деть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация к учебной деятельности

4

Подготовкакласса к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Деятельность способ существования людей»

Вопросы:

– Может ли человек в своей жизни ничего не делать?

– Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности?

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная работая

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос




III. Изучение нового материала



17

1. Презентация «Деятельность – способ существования людей».

2. Работа
с терминами.

3. Работа
с текстом учебника,
с. 46–53,
и таблицами (см. Приложение
на с. 20)
.
4. Работа
с документом,

с. 53–54

1. Комментирует информацию презентации.
2. Организует работу со школьным справочником и словарем по определению понятий: «деятельность», «потребность», «мотив», «сознание».

3. Формулирует задание:

– Прочитайте текст учебника, заполните две таблицы, определяя структуру и разновидности человеческой деятельности.

– Самостоятельно или используя текст охарактеризуйте каждую черту деятельности.

4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 54

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Работают
со словарем, определяют значение обществоведческих понятий.

3. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.

4. Знакомятся
с документом, анализируют

текст парагра-

фа и текст документа, отвечают на вопросы

1. Индивидуальная.

2. Работа в парах.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.


4. Индивидуальная работа

Познавательные:

общеучебные – выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата

1. Записи в тетради.
2. Записи в тетради.
3. Записи в тетради, устные
ответы.
4. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение заданий, с. 55

Нацеливает учащихся на выполнение практических заданий, организует дискуссию по вопросам учебника

Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют
в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную
от своей

Задание
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Какие черты присущи деятельности человека?

– Как связаны деятельность
и потребности?

– Что такое мотив деятельности?

– Назовите виды деятельности человека.

– Как связаны деятельность
и сознание?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 5, вопросы для самопроверки, с.54

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная