Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 570
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка класса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Природа и человек» | Вопросы: – В чем загадка человека? – Почему нет единого понимания процесса становления человека? – Есть ли смысл в человеческой жизни? – Какие проблемы исследуют науки о человеке? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников) | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Природа человека». 2. Работа с текстом учебника, с. 27–32. 3. Работа с документом. | 1. Комментирует информацию презентации. 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, конкретизирует вопросы, на которые необходимо, в процессе работы с текстом, найти ответы: – Ответствен ли человек за жизнь на земле и будущее человечества? – В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры? – Какие проблемы человечества можно отнести к вечным? 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам: – Почему вопрос о смысле жизни волнует и мучает человека? – С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни? | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания. Формулируют ответы на поставленные вопросы. 3. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о природе человека. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала | 1. Записи в тетради. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. |
| | 4. Заполнение таблицы (см. ниже Приложение) | – Как связаны между собой вопросы о смысле жизни и смертности человека? – Почему некоторые люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса? 4. Поясняет задание | собственное мнение. 4. Заполняют таблицу | 4. Индивидуальная работа | | 4. Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 35 | Поясняет задания, выполняемые учащимися; организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Какие теории положили начало научному изучению антропогенеза? – Раскройте основные этапы становления человека современного общества. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоцио- | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Перечислите факторы социализации человека, возможные только в обществе | нальное состояние на уроке | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 3, вопросы для самопроверки, с.34 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
Биологические и социальные начала в человеке
Биологические начала в человеке | Социальные начала в человеке |
Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличии тепла | ? |
Технологическая карта уроков 7–8
Тема | ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Человек как духовное существо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://swor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanijav_10_kl_bazovyj_urovenquotchelovek_kak_dukhovnoe_sushhestvoquot/1-1-0-32 | |
План | 1. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры. 2. Мировоззрение и его роль в жизни человека | |
Цель уроков | Создать условия для формирования представлений о духовном развитии человека | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Мировоззрение, идеал, совесть, патриотизм | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка класса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Человек как духовное существо» | Вопросы: – Чем духовный человек отличается от бездуховного? – Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? – Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек как духовное существо». | 1. Комментирует информацию презентации. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. | 1. Индивидуальная. | Познавательные: общеучебные – определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и форму- | 1. Записи в тетради. |
| | 2. Работа с текстом учебника, с. 35–44. 3. Работа с документом, с. 45. | 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением вопросов: – Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? – Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? – Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? – В чем состоит понятие мировоззрения для деятельности человека? 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. | 2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания. Формулируют ответы на поставленные вопросы. 3. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. | лируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. |
| | 4. Творческая работа (написание эссе) | 4. Создает условия для развития творческого самостоятельного мышления. Написание эссе по высказыванию Л. Н. Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы и наоборот». Знакомит с особенностями написания эссе (см. презентацию уроков 3–4). Организует обсуждение творческих работ | 4. Пишут эссе. Зачитывают свои размышления по заданному высказыванию | 4. Индивидуальная работа | | 4. Письменная работа |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 45 | Поясняет задания, выполняемые учащимися; организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что такое моральные ценности? – В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоцио- | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| | | – Почему мировоззрение часто называют стержнем духовного мира личности? – Какие типы мировоззрения выделяет наука? | нальное состояние на уроке | | | |
VI. Домашнее задание | 2 | § 4, вопросы для самопроверки, с.45 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Технологическая карта уроков 9–10
Тема | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Деятельность – способ существования людей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/razrabotka-uroka-obshchestvoznaniya-v-10-klasse-po-teme-deyatelnost Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст]/ Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011 | |
План | 1. Деятельность человека: основные характеристики. 2. Структура деятельности и ее мотивация. 3. Многообразие деятельности. 4. Сознание и деятельность | |
Цели уроков | Способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности; о природе сознания и особенностях его формирования | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Деятельность, потребность, мотив, сознание | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность | |
Научатся: определять, что такое деятельность; что такое потребности; что такое иерархическая теория потребностей; характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания. | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; вла- | |
| |
Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | деть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовкакласса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Деятельность способ существования людей» | Вопросы: – Может ли человек в своей жизни ничего не делать? – Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Деятельность – способ существования людей». 2. Работа с терминами. 3. Работа с текстом учебника, с. 46–53, и таблицами (см. Приложение на с. 20). 4. Работа с документом, с. 53–54 | 1. Комментирует информацию презентации. 2. Организует работу со школьным справочником и словарем по определению понятий: «деятельность», «потребность», «мотив», «сознание». 3. Формулирует задание: – Прочитайте текст учебника, заполните две таблицы, определяя структуру и разновидности человеческой деятельности. – Самостоятельно или используя текст охарактеризуйте каждую черту деятельности. 4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 54 | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Работают со словарем, определяют значение обществоведческих понятий. 3. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания. 4. Знакомятся с документом, анализируют текст парагра- фа и текст документа, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная. 2. Работа в парах. 3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа | Познавательные: общеучебные – выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. 3. Записи в тетради, устные ответы. 4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 55 | Нацеливает учащихся на выполнение практических заданий, организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Какие черты присущи деятельности человека? – Как связаны деятельность и потребности? – Что такое мотив деятельности? – Назовите виды деятельности человека. – Как связаны деятельность и сознание? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 5, вопросы для самопроверки, с.54 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |