Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение

Структура деятельности

Вид деятельности

Субъект деятельности

Объект деятельности

Мотивы деятельности





































Разновидности деятельности

Материальная деятельность

Трудовая (производственная) деятельность

Духовная деятельность




















Технологическая карта уроков 11–12

Тема

ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения




Образовательные
ресурсы


Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация «Познание и знание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://19591957.ucoz.ru/load/
obshhestvoznanie/10_klass_bazovyj_uroven/prezentacija_quot_poznanie_i_znanie_quot/28-1-0-4

План

  1. Познаем ли мы мир.

  2. Познание чувственное и рациональное.

  3. Истина и ее критерии.

  4. Особенности научного познания.

  5. Социальные и гуманитарные знания.

  6. Многообразие человеческого знания

Цели уроков

Создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний; особенностях научного познания

Формы и методы
обучения


Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Рациональное и чувственное познание, гносеология, социальное знание

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/ приобретенная компетентность


Научатся: определять проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризовать основные особенности научного мышления; естественные и социаль-

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориен-


Продолжение табл.

но-гуманитарные науки; определять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

тиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока



Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности


4

Подготовкакласса к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему
и план урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

II. Акту-ализация знаний

7

Беседа по теме «Познание и зна-

ние»

Вопросы:

– Кто может о себе сказать:
«Я знаю, что я ничего не знаю»?

– Можно ли полагаться на дос-

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают

Фронтальная работая

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос









товерность информации, полученной с помощью органов чувств?

– Как отличить знания истинные от неистинных?

– Наступит ли конец научным открытиям?

– Чем занимается паранаука?


мнения одноклассников










III. Изучение нового материала

17

1. Презентация «Познание и зна-

ние».
2. Знакомство с притчей

(см. Приложение 1
на с. 24)
.
3. Работа
с текстом учебника,

с. 55–64.

1. Комментирует информацию презентации.


2. Читает притчу, организует дискуссионную беседу:

– В чем смысл притчи?

– Какой философский смысл вложен в слова старика?

– Согласны ли вы с суждениями старика?

3. Организует самостоятельную работу, проводит выборочный контроль.

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Анализируют текст притчи, рассуждают, высказывают собственное мнение.
3. Самостоятельно выполняют задания.

1. Индивидуальная.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

1. Записи в тетради.

2. Устные

ответы.

3. Записи в тетради, устные ответы.






4. Работа
с документом,

с. 65–66.

5. Заполнение таблиц

(см. Приложение 2
на с. 24–25)
.
6. Выполнение заданий, с. 66

4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 66.
5. Поясняет задание, проводит обсуждение информации, полученной в результате заполнения таблиц.

6. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением сложных вопросов, организует дискуссию по вопросам учебника

4. Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

5. Заполняют таблицы, используя материалы учебника, справочника и т. д.

6. Отвечают
на вопросы, высказывают собственную точку зрения

4. Индивидуальная работа.

6. Фронтальная работа

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

4. Устные

ответы.

6. Устные

ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение тестовых заданий

(см. Приложение 3

на с. 25–26)

Организует работу с тестовыми заданиями

Выполняют тестовые задания

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Тест

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют

Оценивание учащихся
за работу









– Почему истина чаще всего
не является окончательной
и абсолютной?

– В чем состоят особенности научного познания?

на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке




эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 6, вопросы для самопроверки, с.66–67

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная








Приложение 1

Притча о познании истины
Один старик жил некогда в селенье.

Был у него скакун – вождя желанье.

Не захотел расстаться с ним за деньги,

и конь исчез как будто в наказанье.

«И денег нет, и скакуна лишился!» –

на смех селяне подняли его.

Старик в ответ раздумьем поделился:

«Всей истины познать нам не дано!»

Но через месяц, нагулявшись вволю,

скакун привел с собою кобылиц.

Средь радости, завистливого воя

кричали люди: «Повезло, старик!»

Судьбою вдруг обласканный, удачей,

своим соседям вновь твердит одно:

«Кто знает, что такое счастье? –

Всей истины познать нам не дано!»

Раз сын его, кобылу объезжая,

на землю сброшен был и в кровь разбит.

Старик, на состраданья отвечая,

«Всей истины нам не познать!» – твердит.

Но вот селенье странник посетил,

сумел он парня на ноги поднять.

Старик на поздравленья пояснил:

«Всей истины нам не дано познать!»

И сын единственный сказал ему: «Отец!

Прости меня, благослови в дорогу.

Хочу познать я жизнь, как тот мудрец.

Он повидал всего на свете много».

Старик с любовью сына отпустил,

не зная, сможет ли еще его обнять,

а изумленным людям объяснил:

«Всей истины нам не дано познать!»

Давать оценку часто мы спешим

добру и злу, иль истине и лжи.

За малым мы не видим мир большим,

Когда лишь свои выводы важны.

(Татьяна Кайзер.)

Приложение 2

Структура чувственного познания

Ощущения

Восприятие

Представление










Структура рационального познания

Понятие

Суждение

Умозаключение

Истина













Приложение 3

Тест по теме «Познание и знание»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

1. Соотнесите понятия и определения:

1) философское учение, отрицающее познание;

2) философское учение, где знания не способны достоверно отражать сущность предмета;

3) философское учение, сущностью которого является познание;


4) философское учение, сущностью которого является чувство.

А. Агностицизм.

Б. Гносеология.

В. Сенсуализм.

2. Сенсуализм – это процесс познания, основой которого является…

1) …чувственная способность; 2) …разум; 3) …воображение.

3. Соответствие представлений или утверждений реальному положению дел называется…

1) …суждение; 2) …истина; 3) …знание; 4) …заблуждение.

4. Различают два способа познания:

1) чувственное и рациональное; 2) реальное и нереальное; 3) чувственное и социальное.

5. Соотнесите понятия и определения:

1) это исходный элемент чувственного опыта, отражение отдельных свойств, признаков и процессов;

2) чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их воздействия;

3) позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве.

А. восприятие.

Б. понятие.

В. представление.

Г. ощущение.

Выберите несколько правильных ответов.

6. какие формы рационального познания существуют?

1) суждение; 2) понятие; 3) учение; 4) умозаключение; 5) практика; 6) мышление.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие из второго.

Характеристика знания

Вид истины

1) Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей.

2) Исчерпывающее, полное и достоверное знание об истинном мире.

3) Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности.

4) Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент.

5) информация, соответствующая действительному положению вещей.

А. Объективная истина.

Б. Относительная истина.

В. Абсолютная истина.

2. Рациональное – это познание…

1) …с помощью наблюдения; 3) …с помощью интуиции;

2) …прямого контакта; 4) …с помощью мышления.

3. И чувственное, и рациональное познание…

1) …направлены на поиск истины; 3) …начинаются с субъективных ощущений;

2) …опираются на представление о предмете; 4) …отражают существенные свойства предмета.

4. Результатом познания являются…

1) …вещи; 2) …знания; 3) …учения; 4) …заблуждения.


5. Установите соответствие между приемами и формами мышления и их краткими описаниями.

Приемы и формы мышления

Описание


1) Установление сходства или различия предметов.

2) Мысленное разложение предмета на составляющие его части.

3) Форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

4) Мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.

А. Анализ.

Б. Синтез.

В. Сравнение.

Г. понятие.

Д. Суждение.

Е. Умозаключение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27