Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 569
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение
Структура деятельности
Вид деятельности | Субъект деятельности | Объект деятельности | Мотивы деятельности |
| | | |
| | | |
| | | |
Разновидности деятельности
Материальная деятельность | Трудовая (производственная) деятельность | Духовная деятельность |
| | |
| | |
Технологическая карта уроков 11–12
Тема | ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ (2 ч) | |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный | |
Дата проведения | | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация «Познание и знание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://19591957.ucoz.ru/load/ obshhestvoznanie/10_klass_bazovyj_uroven/prezentacija_quot_poznanie_i_znanie_quot/28-1-0-4 | |
План |
| |
Цели уроков | Создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний; особенностях научного познания | |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: частично-поисковый | |
Основные понятия | Рациональное и чувственное познание, гносеология, социальное знание | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность | |
Научатся: определять проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризовать основные особенности научного мышления; естественные и социаль- | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориен- |
Продолжение табл.
но-гуманитарные науки; определять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения. Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | тиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовкакласса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа по теме «Познание и зна- ние» | Вопросы: – Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? – Можно ли полагаться на дос- | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
| | | товерность информации, полученной с помощью органов чувств? – Как отличить знания истинные от неистинных? – Наступит ли конец научным открытиям? – Чем занимается паранаука? | мнения одноклассников | | | |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Познание и зна- ние». 2. Знакомство с притчей (см. Приложение 1 на с. 24). 3. Работа с текстом учебника, с. 55–64. | 1. Комментирует информацию презентации. 2. Читает притчу, организует дискуссионную беседу: – В чем смысл притчи? – Какой философский смысл вложен в слова старика? – Согласны ли вы с суждениями старика? 3. Организует самостоятельную работу, проводит выборочный контроль. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Анализируют текст притчи, рассуждают, высказывают собственное мнение. 3. Самостоятельно выполняют задания. | 1. Индивидуальная. 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий. | 1. Записи в тетради. 2. Устные ответы. 3. Записи в тетради, устные ответы. |
| | 4. Работа с документом, с. 65–66. 5. Заполнение таблиц (см. Приложение 2 на с. 24–25). 6. Выполнение заданий, с. 66 | 4. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 66. 5. Поясняет задание, проводит обсуждение информации, полученной в результате заполнения таблиц. 6. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением сложных вопросов, организует дискуссию по вопросам учебника | 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы. 5. Заполняют таблицы, используя материалы учебника, справочника и т. д. 6. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | 4. Индивидуальная работа. 6. Фронтальная работа | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | 4. Устные ответы. 6. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение тестовых заданий (см. Приложение 3 на с. 25–26) | Организует работу с тестовыми заданиями | Выполняют тестовые задания | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Тест |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют | Оценивание учащихся за работу |
| | | – Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной? – В чем состоят особенности научного познания? | на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | | эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 6, вопросы для самопроверки, с.66–67 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение 1
Притча о познании истины
Один старик жил некогда в селенье.
Был у него скакун – вождя желанье.
Не захотел расстаться с ним за деньги,
и конь исчез как будто в наказанье.
«И денег нет, и скакуна лишился!» –
на смех селяне подняли его.
Старик в ответ раздумьем поделился:
«Всей истины познать нам не дано!»
Но через месяц, нагулявшись вволю,
скакун привел с собою кобылиц.
Средь радости, завистливого воя
кричали люди: «Повезло, старик!»
Судьбою вдруг обласканный, удачей,
своим соседям вновь твердит одно:
«Кто знает, что такое счастье? –
Всей истины познать нам не дано!»
Раз сын его, кобылу объезжая,
на землю сброшен был и в кровь разбит.
Старик, на состраданья отвечая,
«Всей истины нам не познать!» – твердит.
Но вот селенье странник посетил,
сумел он парня на ноги поднять.
Старик на поздравленья пояснил:
«Всей истины нам не дано познать!»
И сын единственный сказал ему: «Отец!
Прости меня, благослови в дорогу.
Хочу познать я жизнь, как тот мудрец.
Он повидал всего на свете много».
Старик с любовью сына отпустил,
не зная, сможет ли еще его обнять,
а изумленным людям объяснил:
«Всей истины нам не дано познать!»
Давать оценку часто мы спешим
добру и злу, иль истине и лжи.
За малым мы не видим мир большим,
Когда лишь свои выводы важны.
(Татьяна Кайзер.)
Приложение 2
Структура чувственного познания
Ощущения | Восприятие | Представление |
| | |
Структура рационального познания
Понятие | Суждение | Умозаключение | Истина |
| | | |
Приложение 3
Тест по теме «Познание и знание»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
1. Соотнесите понятия и определения:
1) философское учение, отрицающее познание;
2) философское учение, где знания не способны достоверно отражать сущность предмета;
3) философское учение, сущностью которого является познание;
4) философское учение, сущностью которого является чувство.
А. Агностицизм.
Б. Гносеология.
В. Сенсуализм.
2. Сенсуализм – это процесс познания, основой которого является…
1) …чувственная способность; 2) …разум; 3) …воображение.
3. Соответствие представлений или утверждений реальному положению дел называется…
1) …суждение; 2) …истина; 3) …знание; 4) …заблуждение.
4. Различают два способа познания:
1) чувственное и рациональное; 2) реальное и нереальное; 3) чувственное и социальное.
5. Соотнесите понятия и определения:
1) это исходный элемент чувственного опыта, отражение отдельных свойств, признаков и процессов;
2) чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их воздействия;
3) позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве.
А. восприятие.
Б. понятие.
В. представление.
Г. ощущение.
Выберите несколько правильных ответов.
6. какие формы рационального познания существуют?
1) суждение; 2) понятие; 3) учение; 4) умозаключение; 5) практика; 6) мышление.
Вариант 2
Выберите один правильный ответ.
1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие из второго.
Характеристика знания | Вид истины |
1) Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей. 2) Исчерпывающее, полное и достоверное знание об истинном мире. 3) Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности. 4) Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент. 5) информация, соответствующая действительному положению вещей. | А. Объективная истина. Б. Относительная истина. В. Абсолютная истина. |
2. Рациональное – это познание…
1) …с помощью наблюдения; 3) …с помощью интуиции;
2) …прямого контакта; 4) …с помощью мышления.
3. И чувственное, и рациональное познание…
1) …направлены на поиск истины; 3) …начинаются с субъективных ощущений;
2) …опираются на представление о предмете; 4) …отражают существенные свойства предмета.
4. Результатом познания являются…
1) …вещи; 2) …знания; 3) …учения; 4) …заблуждения.
5. Установите соответствие между приемами и формами мышления и их краткими описаниями.
Приемы и формы мышления | Описание |
1) Установление сходства или различия предметов. 2) Мысленное разложение предмета на составляющие его части. 3) Форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. 4) Мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. | А. Анализ. Б. Синтез. В. Сравнение. Г. понятие. Д. Суждение. Е. Умозаключение. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27