Файл: Государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2060
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. История государственного социального обеспечения
1.2. Понятие и сущность социального обеспечения
1.3. Значение социального обеспечения для различных групп населения
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Страховые пенсии: понятие и виды
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ
УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ «ТИСБИ»
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______________ / Слипенко Е.В. «_____»_________________20___г. |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»
Зав.отделением правовых дисциплин | | Работу выполнила: студентка гр. ПсоНЧ-201 |
ст.преподаватель Давиетшина С .Р. | | / Габдрахмнова Э.Р. |
| | подпись Ф.И.О. |
подпись «»20г. | | Научный руководитель: |
| ст.преподавательМарданова Г.Р. | |
| | звание, степень, Ф.И.О. |
| | подпись |
| | Рецензент: |
| | степень, звание, должность / |
| | подпись Ф.И.О. |
Набережные Челны, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1. История государственного социального обеспечения 5
1.2. Понятие и сущность социального обеспечения 9
1.3. Значение социального обеспечения для различных групп населения 13
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 20
2.1. Страховые пенсии: понятие и виды 20
2.2. Пособия 24
2.3. Иные виды государственных социальных обеспечений 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что вопросы правового регулирования отношений по социальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Это обусловлено новыми явлениями в экономике страны – формированием рыночных отношений, построением федеративного устройства государства и пр.
В статье 7 Конституции Российской Федерации государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой же статье отмечается, что в Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Таким образом, специфической функцией социального государства является функция социальной защиты населения, прежде всего самых неблагополучных в материальном отношении социальных групп.
К числу мер социальной защиты относится, прежде всего, достойный человека минимум заработной платы, равно как и гарантированность права на труд, и охрану труда. Огромное значение имеет также поддержка государством семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Социальное государство стремится в известных пределах и к обеспечению социального равенства. Оно в той или иной форме реагирует на проявления неравенства, устанавливая разного рода гарантии для тех, кто принадлежит к наименее обеспеченным социальным группам или оказался в сложной жизненной ситуации в силу возраста, потери трудоспособности, природных катаклизмов и т.д.
Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось гибкой социальной политикой государства, эффективной системой социальной защиты населения, определения ее наиболее эффективных форм, и их путей совершенствования.
Предметом дипломной работы являются совокупность правовых норм, регулирующих систему социального обеспечения, практика ее осуществления.
Объектом дипломного исследования выступает система социального обеспечения в РФ и ее организационно – правовые формы.
Целью данной дипломной работы - рассмотреть государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджет.
Для изучения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить историю государственного социального обеспечения;
- раскрыть понятие и сущность социального обеспечения;
- определить значение социального обеспечения для различных групп населения;
- проанализировать виды социального обеспечения.
Теоретической базой исследования являются труды специалистов по праву социального обеспечения: Бутенко Е. И., Буянова М.О., Галаганова В.П., Горшкова А.В., К.Н. Гусова., Захарова М.Л., Сулеймановой Г. В., Тучковой Э.Г., и других.
Нормативная база исследования включает в Конституцию РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» другие нормативные правовые акты.
Структура дипломной работы включает: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. История государственного социального обеспечения
История развития русского законодательства о социальном обеспечении проходила в четыре этапа.
Первый этап. Становление современной модели социального обеспечения в России начинается после победы Октябрьской революции 1917 года.
Уже в первый год своего существования советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементами которой было социальное обеспечение пролетариата в порядке социального страхования, государственное обеспечение увечных военнослужащих и членов их семейств, а также государственное обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребёнка, в детских домах.
В этот же период государство приступает к созданию системы медицинского обслуживания трудящихся. Создаваемая советским государством система социального обеспечения отчётливо носила классовый характер, поскольку исключала из круга обеспечиваемых представителей свергнутых классов. В апреле 1918 года Народный комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный комиссариат социального обеспечения1.
После окончания гражданской войны главной задачей страны становится восстановление её экономики, государство проводит новую экономическую политику. Период нэпа в истории развития законодательства о социальном обеспечении отличается тем, что за короткий отрезок времени была сформирована правовая база для регулирования данного вида общественных отношений в новых экономических условиях. В этот период закрепляется право на социальное обеспечение инвалидов из числа лиц, работавших по найму; военнослужащих старой и Красной армии, лишившихся трудоспособности вследствие увечья или заболевания, полученных на войне или во время нахождения на военной службе; был решён вопрос об обеспечении пенсией по случаю потери кормильца семей трудящихся; установлена выплата пособий застрахованным в случае временной нетрудоспособности в размере фактического заработка; устанавливается единовременное на предметы ухода за ребёнком, пособие на кормление ребёнка; вводятся пособия на погребение застрахованных и членов их семей; получает развитие законодательство о персональных пенсиях для лиц, имеющих особые заслуги. Предоставление медицинской помощи всем гражданам,
включая застрахованных, за счёт бюджетных средств сочетается с улучшением этой помощи, застрахованным за счёт средств социального страхования. Получает развитие курортное лечение, организуются дома отдыха.
После восстановления экономики, государство приступает к социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. На первый план выходят проблемы совершенствования социального обеспечения рабочих и служащих. Развивается система помощи при временной нетрудоспособности, включая беременность и роды, санаторно-курортное дело. Развивая систему здравоохранения, государство создаёт гарантии реализации права граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Расширяется сеть детских учреждений. Совершенствуется пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. Зарождается институт профессиональной подготовки инвалидов2.
С завершением построения социалистического общества, основы которого закрепляются в Конституции СССР, принятой в декабре 1936 года, завершается первый этап в истории развития советского законодательства о социальном обеспечении. Итого функционирования в СССР государственной системы социального обеспечения стало закрепление в ст.120 Конституции права граждан на материальное обеспечение в старости3, а также - в случае болезни и потери трудоспособности. В 1937 году государство полностью возлагает на себя финансирование здравоохранения. Угроза второй мировой войны обуславливает принятие нормативных актов, улучшающих пенсионное обеспечение военнослужащих.
Второй этап. После разгрома фашизма страна восстанавливает разрушенное войной народное хозяйство, в связи с чем наряду с проблемами повышения эффективности социального обеспечения инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих государство решает также проблемы совершенствования законодательства о пособиях и пенсионном обеспечении. К середине 60-х годов всё более очевидным становится необходимость унификации законодательства о социальном обеспечении, прежде всего пенсионного, и законодательства о социальном страховании.
В 70-80-х годах принимается достаточно много нормативных актов, направленных на повышение уровня социального обеспечения в целом и отдельных его видов: предоставляются дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом; повышаются нормы расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях и домах ребёнка; улучшается здравоохранение.