Файл: Государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2065

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продолжает совершенствоваться и система пенсионного обеспечения: повышаются минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов; для последних вводится аналогичный с рабочими и служащими порядок исчисления пенсий. Таким образом, к концу 80-х годов в СССР в основном завершилось формирование государственной системы социального обеспечения, как и системы здравоохранения4.

7 октября 1977 года принимается Конституция СССР как итог развития советского законодательства. Конституция констатировала, что в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин (ст. 35); право граждан на охрану здоровья (ст. 42); право на материальное обеспечение (ст. 43) и осуществление заботы государства о семье (ст. 53)5.

Третий этап. С принятием Конституции закончился второй этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении и начался новый - третий, непосредственно предшествующий началу перехода страны к рыночной экономике. Принятие Конституции послужило новым импульсом для дальнейшего совершенствования законодательства о социальном обеспечении. Пенсионное законодательство, в целом сохраняя стабильность, продолжает совершенствоваться. Система социальных пособий в целом существенных изменений не претерпевает. В этот период принимаются акты: о дальнейшем улучшении санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов; о мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих; об организации домов-интернатов для ветеранов труда; устанавливающие порядок обеспечения транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства и снабжения населения протезно-ортопедическими изделиями. Третий этап в истории развития законодательства о социальном обеспечении был самым коротким, он закончился с началом экономических реформ в России6.

Четвёртый этап. Первые три этапа связаны с историей развития советского законодательства о социальном обеспечении, а четвёртый положил начало развитию российского законодательства, формирование которого происходит в условиях уже совершенно иной экономической ориентации общества.


Е. И. Астрахан выделяет следующие тенденции в развитии советского законодательства о социальном обеспечении: расширение субъектов права: расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на определённый вид социального обеспечения; непрерывное повышение уровня обеспечения7.

Указанные тенденции были сохранены и российским законодательством, но только первые годы после начала реформ. Законы РСФСР «О занятости населения в РСФСР», «О государственных пенсиях в РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии»8 и другие были направлены на решение тех социальных проблем, которые чётко обозначились уже в советский период, но не были решены государством.

Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены либо отменены в связи с принятием новых, существенно понижающих уровень гарантий и объём прав, законодательно закреплённых государством в ранее принятых законом и даже в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и объявившей Россию социальным государством.9

1.2. Понятие и сущность социального обеспечения


 В процессе жизни каждый человек находится в опасности до наступления обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом повлиять на его состояние здоровья и привести к потере заработной платы - основного источника средств к существованию. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Во многих случаях их невозможно преодолеть самостоятельно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью и практически не зависят от воли человека. Но они напрямую влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство берет на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги10.

Разрабатывается концепция социальной защиты населения России в связи с новыми политическими и экономическими условиями. Во многих его положениях нет единства мнений среди специалистов. В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализация негативных факторов, влияющих на личность, создание условий самоопределения и одобрения в жизни.

В строгом смысле социальная защита считается совокупностью экономических и правовых гарантий, установленных законодательством, гарантирующих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Но при всей новизне эта концепция должна основываться на результатах и выводах отечественных ученых, которые ранее изучали такие важные компоненты социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Тургеневский, З.Р. Теттерборн и др.


В. Тургеневский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л. В. Забелин считал социальное обеспечение общим термином в отношении социального страхования. Поэтому, с его точки зрения, все характеристики социального обеспечения одинаково характерны для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др. C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β. Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Большое теоретическое значение имеет разработка концепции социального обеспечения как категории универсальной ценности, предложенной Р.И. Иванова. По его мнению, социальное обеспечение - это способ распределения материальных благ, которые не обмениваются с затраченной работой, для удовлетворения основных личных (физических, социальных, интеллектуальных) потребностей пожилых людей, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, оставшихся в живых, безработные - все члены общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства труда за счет созданных на предприятии специальных фондов, в случаях и на условиях, установленных социальными нормами, в том числе правовыми.

Это определение универсально и отражает характер социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономической и политической системы), в которых оно организовано. Он основан на следующих постоянных характеристиках:


- объективные причины необходимости специального механизма социальной защиты для поддержания или гарантии определенного уровня жизнеобеспечения;

- специальные ресурсы, источники социального обеспечения;

- специальные средства к существованию;

- создание законодательства о социальном обеспечении в области социального обеспечения, в том числе правовых норм11.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замене дохода (дохода или алиментов), потерянного вследствие возраста, инвалидности или потери кормильца, частичного возмещения дополнительных расходов в случае определенных жизненных обстоятельств и обеспечения минимального дохода в денежной или натуральной форме.помогать бедным гражданам.

Источником финансирования его реализации являются государственные (централизованные) внебюджетные фонды на социальные цели, которые создаются территориально. Внебюджетные социальные фонды включают: выход на пенсию, трудоустройство, обязательное медицинское страхование, социальное обеспечение, социальную поддержку.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором существуют значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление социального статуса граждан с ограниченными возможностями и других социально слабых групп населения, позволяя им чувствовать себя полноправными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой сочетание работы по связям с общественностью для распределения внебюджетных фондов социального обеспечения и перераспределения части государственного бюджета с целью удовлетворения потребностей отдельных лиц в случае потери дохода или потери работы.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то последние должны рассматриваться как неотъемлемая часть первых. В дополнение к социальному обеспечению социальная защита включает в себя гарантии защиты труда, здоровья и окружающей среды, минимальную заработную плату и другие меры, необходимые для нормальной жизни человека и функционирования государства.