Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Склонение государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Государственный служащий Российской Федерации обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью гражданского служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы Российской Федерации либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанное уведомление подается гражданским служащим лично в произвольной письменной форме как правило не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения к гражданскому служащему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Гражданский служащий о фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений может уведомить органы прокуратуры и другие государственные органы, о чем обязан сообщить, в том числе с указанием содержания уведомления, представителю нанимателя.

В случае нахождения гражданского служащего в командировке, в отпуске, вне места прохождения службы письменно уведомить представителя нанимателя о факте склонения к совершению им коррупционных правонарушений.

Если есть основания полагать, что родственники, близкие или знакомые государственного гражданского служащего могут обратиться с коррупционными предложениями, то необходимо заранее прямо или косвенно предупредить их о том, насколько государственный служащий негативно относится к проявлениям коррупции и насколько нетерпимо к ней относятся в органе, где он проходит службу.

Как только родственники, знакомые начнут разговор, содержащий коррупционное предложение, они, в ряде случаев, уже совершают преступление. Необходимо как можно скорее остановить начало разговора.

Если разговор, содержащий коррупционное предложение, начался, то необходимо прервать собеседника до начала изложения собственно коррупционного предложения. Следует рассказать собеседнику о требованиях ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», о юридической ответственности государственного гражданского служащего и лица, склоняющего к совершению коррупционных правонарушений. Можно предложить иную помощь, не носящую коррупционного характера.



  1. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. К иной оплачиваемой работе не может быть отнесена работа по другой должности федеральной государственной службы.

Иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от гражданской службы время на основе трудового (гражданско-правового) договора, выполнение которой не должно сказываться на результатах его основной профессиональной деятельности (исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы).

Для этого составляется уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу и вручается представителю нанимателя лично или почтовым отправлением. В уведомлении указывается дата начала осуществления данной деятельности, характер деятельности, например, педагогическая деятельность, место осуществления иной работы, предполагаемый режим работы. Также уведомление должно содержать мнение председателя судебного состава или руководителя структурного подразделения, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы.

Далее представитель нанимателя может поручить рассмотрение данного вопроса комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии конфликта интересов при выполнении иной оплачиваемой работы.

Необходимо иметь в виду, что в случае, если выполнение иной оплачиваемой работы будет сказываться на качестве выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, представитель нанимателя вправе принимать к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.


  1. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.


В соответствии со статьёй 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925.

Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с федеральной государственной службы и заканчивается через два года.

Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:

· включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925;

· осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.


В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

По итогам заседание комиссии принимается одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.


Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».


  1. Обязанность государственных гражданских служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Порядок представления гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».