Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечни должностей гражданской службы, при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять указанные сведения, установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы (далее – должности государственной службы), и федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином и государственным служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти сведения предоставляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности государственных служащих, а также иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);


б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

Государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года N 613, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа – предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном Положением.

В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.



В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который расширил спектр правовых механизмов противодействия со стороны государства коррупционным проявлениям. Весьма заметная роль в реализации его положений уделяется должностным лицам органов прокуратуры, что вполне очевидно, принимая во внимание то обстоятельство, что одним из приоритетных направлений прокурорского надзора с 2007 г. выступает надзор за исполнением законов о противодействии коррупции.

Закон фактически закрепляет за прокуратурой новую функцию — контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Не имея целью посягать на сложившиеся в пауке прокурорского надзора (в современной классификации — науке о прокурорской деятельности) устои, отметим, что изменения в законодательном регулировании отдельных сфер деятельности, диктуемые потребностями складывающихся общественных отношений в государственном строительстве и иных значимых общественно областях, способствуют пересмотру сложившихся традиционных взглядов на прокурорскую функциональность.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре органы прокуратуры помимо прокурорского надзора выполняют и иные функции, установленные федеральными законами. В этом смысле Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ в ч. 1 ст. 12 прямо закрепил, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2, а также за расходами его супруги (супругаи несовершеннолетних детей может осуществляться Генпрокурором РФ и подчиненными ему прокурорами
 по решению Президента РФ, Председателя Правительства РФ либо должностного лица, определяемого Президентом РФ. При этом в ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ указано, что он осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений в целях противодействия коррупции, а это корреспондирует как одной из общих целей, закрепленных в и. 2 ст. 2 Закона о прокуратуре — обеспечению единства и укрепления законности, так и специальным целям, провозглашаемым в законодательстве о противодействии коррупции.

В ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ закреплено, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в и. 1 ч. 1 ст. 2, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генпрокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном данным Законом и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Из приведенных выше положений можно сделать сразу несколько выводов.

Во-первых, контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, не является повседневной, т.е. регулярно осуществляемой функцией прокуратуры, как те же функции прокурорского надзора или уголовного преследования, поскольку в основе ее осуществления лежит решение Президента РФ, Председателя Правительства РФ либо должностного лица, определяемого главой государства. Таким образом, три должностных лица, одно из которых прямо не называется законодателем, уполномочены быть инициаторами осуществления прокурорами рассматриваемой функции. При этом можно было бы проводить сравнительные параллели с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому основанием для проведения прокурором проверки является поступление информации о факте нарушения закона, требующем прокурорского вмешательства, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Однако принципиальное расхождение с указанной нормой видится в следующем. В Федеральном законе от 03.12.2012 № 230-ФЗ заложено не информирование прокурора о факте, требующем проверки, а буквальное со стороны конкретных лиц поручение ему провести проверку, что не вписывается в традиционные рамки оснований осуществления надзорной деятельности. Здесь мы, справедливости ради, отметим, что за последние годы имели место немало случаев поручения Генпрокурору РФ провести те или иные надворные проверки
[1], но подобные властные решения не были основаны на положениях закона и в определенной степени противоречили заявленному в ст. 4 Закона о прокуратуре принципу независимости прокурора[2], хотя, безусловно, имели своей целью укрепление законности в соответствующих сферах правоотношений. В рассматриваемом же случае налицо воля законодателя, наделившего конкретных лиц, в том числе главу государства, непосредственным правом принимать решение, исполнение которого является обязательным для прокуроров.

Во-вторых, выполнение рассматриваемой функции формально может осуществляться любым прокурорским работником, подпадающим в силу ст. 54 Закона о прокуратуре под понятие «прокурор», поскольку законодатель возложил ее осуществление на Генпрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Фактически это означает возможность направления поручения о проведении контрольной промм же прокурорам субъектов РФ и даже прокурорам районов и городов. Очевидно, упорядочить данный вопрос должен соответствующий организационно-распорядительный документ Генпрокурора РФ, который пока не принят.

В-третьих, и это тоже отграничивает рассматриваемую деятельность прокуроров от собственно надзорной функции, законодатель прямо оговорился, что контроль за расходами осуществляется прокурорами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ и нормативными правовыми актами Президента РФ. По нашему мнению, единственным регулятором функции контроля необходимо было оставить Закон, не распыляя полномочия прокуроров между ним и указами главы государства, тем более что в ст. 1 Закона прямо указано, что он определяет порядок осуществления контроля за расходами. Безусловно, подобная конструкция с делегированием полномочий Президенту РФ не является исключительной, поскольку с 1996 г. в силу положений ст. 8 Закона о прокуратуре порядок регламентации функции координации прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью также отнесен к компетенции главы государства, что, впрочем, многими учеными в сфере прокурорской деятельности, в том числе и нами, признается не вполне удачным законодательным приемом.

Следует отметить, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ органы прокуратуры, являясь государственными органами, могут сами являться инициаторами проведения контроля за расходами, поскольку вправе направлять информацию по ставшим им известным фактам в уполномоченные на то структуры. То есть буквальное толкование соответствующих положений рассматриваемого законодательного акта не позволяет говорить о возможности прокуроров при поступлении к ним информации от тех же граждан или общественных организаций самостоятельно осуществить контроль за расходами. В таких случаях прокурор по большому счету обязан направить материалы по подведомственности, уведомив об этом заявителя.