Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целесообразно также разделить коррупционные процессы по масштабу территориального охвата, выделив внутригосударственную (когда коррупционные действия совершаются на территории одной страны вне зависимости от статуса субъекта коррупции) и международную коррупцию (действия, направленные на коррумпирование должностных лиц иностранных государств, или совместная коррупционная деятельность граждан и должностных лиц нескольких государств).

В зависимости от степени повторяемости коррупционных действий существует единичная (случайная) коррупция, предполагающая единичные факты коррупции, и системная коррупция, возникающая при периодически повторяющихся коррупционных действиях, так или иначе охватывающих все стороны общественной жизни.

Изложенная классификация позволяет наиболее полно понять ее сущность, а также выяснить наиболее опасные с точки зрения ее распространения направления для функционирования общества, определить механизмы профилактики данного феномена, используя ресурс институтов гражданского общества.

Известно, что форма и содержание взаимно обуславливают друг друга. В связи с этим выделение форм проявления коррупционных практик представляется необходимым условием анализа содержания коррупции. Это позволит указать на актуальные направления деятельности в области антикоррупционной политики в России.


22. Формы коррупции.

Итак, коррупция не ограничивается только лишь взяточничеством. Коррупция существует и проявляется в различных формах:

-взяточничество, подкуп (являются ядром коррупции);

-инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета;

-протекционизм, «кумовство» (устройство на работу родственников, друзей и т.п.);

-незаконное получение кредитов;

-уклонение от уплаты налогов, легализация доходов, полученных преступным путем;

-фальсификация данных по счетам денежных средств, фальсификация расходов;

-незаконные пожертвования, финансирование оппозиционных структур, через всевозможные фонды;

-продажа некачественных товаров;

-и др.

Другими словами, формами коррупции являются:

-совершение или не совершение каких-либо действий с использованием своего служебного положения, в результате требуемых вознаграждений в любом виде;

-незаконное получение вознаграждений или стимулов в любом виде за совершение или не совершение каких-либо действий с использованием своего служебного положения;

-подкуп, попытка подкупа лица для совершения или не совершения каких-либо действий с использованием своего служебного положения.

Передача вознаграждения осуществляется как в виде материальных ценностей, так и в виде оказания услуг (бесплатный ремонт квартиры, машины, устройства на работу, назначение на вышестоящую должность, получение лицензии, поддержка кандидатуры на выборах, уничтожение компраментирующих материалов).

Коррупция проявляется в коррупционных актах, признаками которых являются:

-наличие должностного лица (воздействие всегда направлено на государственных служащих или лиц, выполняющих организационно-распорядительную деятельность, административно-хозяйственные функции);

-действие или бездействие с использованием служебного положения;

-корысть, удовлетворение интересов;

-умысел.
23.Детерминанты коррупции.

Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и иные виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее детерминирующих и определяющих ее динамику, которые вряд ли возможно как-то ранжировать, определить их большую или меньшую значимость[29].



Причины, порождающие в странах находящихся на этапе демократических и экономических реформ, условно можно подразделить на три группы: экономические, правовые и социально-нравственные.

Среди указанных групп на первое место следует поставить экономические причины. Именно экономическая, материальная выгода зачастую рассматривается обязательной составляющей такого вида правонарушения как коррупция. По мнению ряда ученых, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и должностной авторитет в корыстных целях для личного обогащения[30]. По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут быть объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.







К экономической группе причин, порождающих коррупцию, следует отнести:

крайне низкие зарплаты государственных служащих;

сложную систему прохождения разрешительных процедур;

отсутствие прозрачности тендеров и нежелание или боязнь бизнесменов добиваться их прозрачности;

неисполнение существующего законодательства в сфере налогов и отсутствие общественного контроля в данной области правонарушений.

Среди причин касающихся государственно-правового регулирования, отметим:

несовершенство законов;

общую слабость органов государственной власти;

попустительство властей по отношению к коррупции;

круговую поруку чиновников;

неэффективность механизмов защиты государственной власти от коррупции.

В числе социально-нравственных причин можно выделить:

традиционный для нашей страны способ решения проблем;

круговую поруку взяткодателей и взяткополучателей;

правовую неграмотность населения;

преступное бездействие и нежелание граждан отстаивать свои права, а нередко и невозможность их реальной защиты при круговой поруке, царящей в государственных структурах[31].

Важной причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие широковещательных программ и заявлений по данному поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то грустная правда состоит в том
, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников[32].







Причинный комплекс коррупции как социально-правового явления охватывает разнообразные факторы, коренящиеся как в самой природе государственной власти и государственного управления, так и в специфике реформ проводимых в современных условиях.

Следует отметить, что связь между коррупцией и порождающими ее причинами двусторонняя. С одной стороны, эти причины усугубляют проявление коррупции, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности государственной и муниципальной власти. С другой стороны, разрастание коррупции способно обострить проблемы переходного периода и мешать их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать одновременное решительное противодействие коррупции[33].

Независимые социологические исследования показали, что относительно причин возникновения коррупции мнения населения и чиновников расходятся. Население в целом акцентирует внимание на моральных основаниях этого явления примерно в такой же мере, как и на институциональных; представители бюрократии в первую очередь - на институциональных. Так, среди населения 33,3% указывают на неэффективность государства и несовершенство законов и почти столько же, 29,5%, - на жадность и аморальность отечественных чиновников. Реже россияне главной причиной коррупции считают сращивание интересов бюрократии и крупного бизнеса (23,8%) и еще менее - низкий уровень правовой культуры и слабое уважение к закону большинства своих сограждан (13,4%).

Среди чиновников относительное большинство, 41,6%, делают акцент на неэффективности, несовершенстве самой системы - государства и законов. От 20,2 до 26,1% госслужащих в качестве основных причин коррупции отмечают общность интересов чиновничества и крупного бизнеса и слабо развитую правовую культуру большинства россиян. Реже всего эта группа опрошенных видит причины в жадности и аморальности отечественных чиновников (12,1%) [34].

Диаграмма 1



 

Отметим, что среди населения на жадности и аморальности чиновников акцентируют внимание те, кто считает, что законы нужно соблюдать только в том случае, если это делают представители органов власти, а на низком уровне правовой культуры россиян - та доля опрошенных, которая убеждена, что законы нужно соблюдать в любом случае, даже если они устарели и не вполне адекватны сегодняшним условиям.


Диаграмма 2



 

Детерминанты коррупции охватывают разнообразные факторы, одни из которых коренятся в особенностях российской государственности, историческом наследии и национальных традициях; иные вызваны ошибками и просчетами в сфере государственного строительства; другие порождены несовершенством законодательства, правоприменительной практики, неэффективностью работы правоохранительных органов, контрольных и надзорных органов и т.д. Многие из них носят объективный характер, но некоторые - субъективный, искусственно создаются и поддерживаются государственными чиновниками-бюрократами в целях извлечения собственной выгоды
24.Последствия коррупции.

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом.

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия.

К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.