Файл: Антикоррупционное мировозрение 2023 Понятие коррупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иными нарушениями, которые, сами по себе, относятся к нарушению законодательства о конкуренции, но одновременно могут быть охарактеризованы наличием коррупционной составляющей, являются картельные сговоры и иные соглашения, заключаемые между участниками закупок, в частности между поставщиками. Такое деление рынка, само по себе, подрывает прозрачность закупок, является нарушением принципа профессионализма исполнителя контракта.
Следующим нарушением, относящимся к коррупционным, являются, так называемые, «откаты». На законодательном уровне нет определения такому понятию, однако, данная терминология основательно вошла в сферу практической деятельности. С нашей точки зрения, наиболее точно охарактеризовал данное понятие Ш.М. Шурпаев, считая, что в рамках контрактной системы закупок под откатами следует понимать «реализуемую с использованием должностных полномочий, дающих право осуществлять административно-хозяйственные функции, связанные с управлением и распоряжением бюджетными средствами, форму коррупционных отношений между заказчиком (государственным или муниципальным) и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), выражающейся в предоставлении последним вознаграждения в виде денег, ценных бумаг и иного имущества, незаконного оказания услуг неимущественного характера, иных имущественных прав заказчику за содействие в получении заказа на обеспечение государственных и муниципальных нужд» [8, с. 127]. Мы полагаем, что нарушения законодательства о закупках, которые прямо не свидетельствуют о наличии коррупции, но, тем не менее, могут иметь коррупционную составляющую. К таковым следует отнести необоснованную закупку у единственного поставщика, дробление заказов, заключение контрактов на условиях, отличных от документации о закупке, незаконное изменение условий контракта, оплата контрактов, не выполненных в действительности и иные нарушения.
Таким образом, исходя из рассмотренных нарушений в сфере закупок, можно предложить следующую классификацию коррупционных нарушений в рассматриваемой сфере:
- действия (бездействие) участников закупок, являющиеся коррупционными;
- действия (бездействие) участников закупок, прямо не являющиеся коррупционными, но которые могут повлечь наступление таких негативных последствий.
Одним из средств предупреждения коррупции в сфере государственных закупок является мониторинг Единой информационной системы (далее -ЕИС) и сведений, размещаемых в ней государственными заказчиками. Цель такого мониторинга - выявление нарушений на
начальной стадии закупочной деятельности, а также своевременное пресечение совершения нарушений коррупционной направленности.
Результаты анализа правоприменительной практики свидетельствуют о том, что в целях выявления коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок, важно охватывать всю закупочную деятельность участника. Иными словами, необходимо проводить проверки следующих этапов закупок:
1 этап - планирование закупок;
2 этап - определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3 этап - заключение контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги;
4 этап - исполнение контракта.
На этапе планирования закупок следует обратить внимание на соответствие планов закупок, следование установленному порядку формирования, принятие данных планов, своевременность их размещения в ЕИС, обоснование приобретения объекта закупки и др.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов подлежат установлению:
- соблюдение требований к конкурсной документации;
- способ определения исполнителей контрактов;
- законность предъявления заказчиком требований к участникам закупки;
- критерии оценивания поступающих заявок от потенциальных исполнителей контрактов.
В том случае, если контракт между участниками закупочных отношений заключен, необходимо обратить внимание на его соответствие проекту контракта, который был представлен вместе с извещением, а также - на сроки его заключения.
20. Меры выявления коррупции в системе государственных закупок.
Основным органом, в сфере полномочий которого лежит контроль над выявлением коррупции в системе государственных закупок, становится Федеральная антимонопольная служба. Именно по ее представлениям возбуждаются многочисленные уголовные дела.
Основной задачей противодействия коррупции становится выявление нарушений в информационном сопровождении и нахождение случаев конфликта интересов и прямой связи между чиновником и сотрудником предпринимателя. Но примеры такой прямой связи ограничены. Это:
-
наличие брака между руководителем закупочной комиссии или ее членом с руководителем поставщиков; -
близкие родственные связи между этими же лицами; -
наличие прямой личной заинтересованности в заключении контракта.
В соответствии с частью 22 статьи 34 Закона о контрактной системе государственный контракт может быть признан судом недействительным, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Общественный контроль
Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с указанным Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимость осуществления той или иной закупки выявляется на базе общественного обсуждения ее целесообразности. Общественное обсуждение закупок проводится в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей 2 миллиарда рублей и более, за исключением случаев:
1) осуществления закупок путем проведения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе снизить размер начальной (максимальной) цены контракта.
В общественном обсуждении закупки могут на равных условиях принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления путем размещения в период проведения общественного обсуждения замечаний и (или) предложений на официальном сайте после регистрации в единой информационной системе.
Заказчик в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте замечаний и (или) предложений, размещает на официальном сайте мотивированные ответы по существу таких замечаний и (или) предложений. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения заказчик вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, проект контракта или отменить закупку.
Иными механизмами противодействия коррупции, получившими распространение в сфере государственных закупок, являются антикоррупционное обучение и воспитание должностных лиц государственных заказчиков, контроль за имущественным положением должностных лиц, а также совершенствование организации работы контрактной службы, контрактного управляющего и комиссии по осуществлению закупок, к которым относятся:
– деперсонализация взаимодействия указанных лиц с участниками закупок, в т.ч. потенциальными;
– четкая регламентация функций и должностных прав и обязанностей каждого члена контрактной службы;
– ротация сотрудников, являющихся членами комиссии по осуществлению закупок;
– совершенствование системы защиты информации.
21. Виды коррупции.
Можно классифицировать коррупцию по следующим основаниям: по статусу субъектов коррупции, по уровню этих субъектов, по масштабу территориального охвата, по степени повторяемости коррупционных отношений.
По статусу субъектов коррупция может быть разделена на государственную и частную. Государственный вид коррупции представляет собой совершение коррупционных деяний в сфере деятельности государственного органа. Пожалуй, это наиболее опасный вид коррупции в силу того, что государственная власть используется отдельными группами людей исключительно в личных целях и интересах, выходя из-под контроля общества. Коррупция в частном секторе характеризуется концентрацией значительных ресурсов в руках отдельных организаций. Руководитель такой организации, как и любой сотрудник, обладающий возможностью распределять ресурсы, может принимать решения и действовать вопреки задачам и целям компании, причиняя ей урон.
По уровню субъектов коррупции важно выделить низовую (индивидуальную) и вершинную (институциональную) коррупции. Низовая коррупция – это коррупционные действия, совершаемые, как правило, должностными лицами, находящимися на низшем и среднем уровне служебной лестницы, и охватывающие повседневную жизнь населения. Данный вид наиболее распространен, хотя денежные суммы на этом уровне, значительно ниже по сравнению с вершинной коррупцией. Этот вид коррупции нельзя устранить в результате реформы аппарата управления, так как он напрямую связан с существованием теневой экономики. Такие отношения, с одной стороны, рассматриваются как обоюдно выгодные, в том числе, когда речь идет об уклонении от уплаты налогов, сборов или штрафов. С другой стороны, в связи с частотой их возникновения, такие отношения порождают резко негативное восприятие государственной власти со стороны населения. Вершинная коррупция характеризуется высоким уровнем ее субъектов. Данный тип основывается на деятельности политиков и связан с принятием решений, имеющих значительную цену (процедуры приватизации, осуществление крупных государственных инвестиций).