Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, Арамис, Пьеро из «Буратино», Ишак ИА из мультфильма «Винни Пух и все, все, все», Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский.
Задание 7. Составьте схему «Общая структура способностей».



Задание 8. Нарисуйте пирамиду потребностей А. Маслоу. Объясните: что такое иерархия потребностей и как она проявляет себя?
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.



Суть пирамиды проста: есть определённая иерархия потребностей человека, и, не удовлетворив одну, нельзя удовлетворить вышестоящую. Если применять данную пирамиду каждый раз, когда возникает внутренне сопротивление при принятии решения, можно избежать многих ошибок, а вероятность принятия верного решения повышается в разы.

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.


Задание 9. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.
Аффект - это кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Он возникает быстро, протекает стремительно и бурно.ю длится короткое время,сопровождается безотчетными действиями, не подчиненными волевому контролю, характеризуется диффузностью, то есть захватывает всю личность, делая ее неспособной к переключению внимания с объекта, вызывающего аффект, на другие объекты. То есть аффект в определенном смысле может рассматриваться как эмоция предельно высокой интнсивности. Модальность ее может быть различной – восторг, воодушевдение, приступ безудержного веселья, ярость, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном – так называемый аффективный шок. Иногда
аффект может заканчиваться потерей сознания, после которой у человека наблюдается амнезия (потеря памяти).

Настроение – это длительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве общего эмоционального фона психической жизни человека (приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, радость, ликование и т.д.).

Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Л. В. Куликов выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физического самочувствия.

Релятивный компонент (от англ, relation — отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция (чувственный тон, по В. Н. Мясищеву). В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяются различные чувства и переживания с разным влиянием на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, т.е. эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта или дискомфорта. Последние теснее связаны с актуальным настроением, чем с доминирующим, т.е. эмоциональный компонент настроения является интегральной характеристикой испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе.



Мотивационный компонент настроения можно выделить в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.

Компонент физического самочувствия отражает, как говорил С. Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.

Стресс – это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Различают кратковременные и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительные по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может стать повторяющийся экстремальный фактор.

Выделяют группу стрессов, связанных с трудовой деятельностью. Рабочий стресс - возникает из-за причин, связанных с работой (условия труда, место работы). Профессиональный стресс – возникает из-за стрессового характера профессии, независимо от места работы. Организационный стресс – возникает вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает (неблагоприятный психологический климат, неумелое руководство, плохо организованные информационный потоки и др.).

Задание 10. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.
В целом эмоция разворачивается как ситуативная реакция на объект или какие-то параметры ситуации, тогда как чувство является устойчивым, надситуативным отношением личности. В процессе эволюции эмоции как процесс возникают раньше, они присущи как животным, так и человеку, тогда как чувства возникают эволюционно позже и в основном присущи только человеку. Эмоции привязаны к ситуациям, событиям, они кратковременны и выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас», тогда как чувства привязаны к объектам, они устойчивы и длительны и выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость для личности. Одна и та же эмоция может проявляться в разных чувствах, а одно и то же чувство – в разных эмоциях. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху того, к кому испытываешь неприязнь. Чувство любви может проявляться как в радости за любимого, так и в тревоге за него.

Задание 11. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните в чем заключается отличие этих видов поведения.
Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленных целей.
Схема произвольного поведения




Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, мотивация разворачивается в описанной выше последовательности: от актуально переживаемого мотива - к цели, к выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач.

Такое поведение в психологии получило название произвольного, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Характерные черты: произвольное поведение имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); произвольное поведение всегда является ощущаемым или осознаваемым; произвольное поведение формируется и проявляется в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой оно является; произвольное поведение не является вынужденным и может быть заменено по собственному выбору человыека на другое с таким же жизненным значением, или, даже будучи вынужденным, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления.


Схема волевого поведения


М1





М2

М1, М2 – дополнительные мотивы.

  1. Побуждение к действию (потребности, мотивы).

  2. Препятствие и борьба мотивов (подключение других мотивов – ценностей личности). Борьба мотивов может продолжаться достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации.

  3. Принятие решения.

  4. Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть достаточно продолжительным или не выполняться вообще.

  5. Рефлексия (самоконтроль, самооценка).

  6. Завершается волевое поведение удовлетворением от его успешного выполнения или извлечения «урока», если оно не достигло желаемого результата. В любом случае в результате совершения волевого акта происходит развитие личности.

Произвольное поведение – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.

Волевое поведение – действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) поставленной цель осознается; в) на пути к цели преодолеваются внешние или внутренние трудности.