Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы психологии и педагогики".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, Арамис, Пьеро из «Буратино», Ишак ИА из мультфильма «Винни Пух и все, все, все», Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский.
Задание 7. Составьте схему «Общая структура способностей».
Задание 8. Нарисуйте пирамиду потребностей А. Маслоу. Объясните: что такое иерархия потребностей и как она проявляет себя?
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.
Суть пирамиды проста: есть определённая иерархия потребностей человека, и, не удовлетворив одну, нельзя удовлетворить вышестоящую. Если применять данную пирамиду каждый раз, когда возникает внутренне сопротивление при принятии решения, можно избежать многих ошибок, а вероятность принятия верного решения повышается в разы.
-
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д. -
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач. -
Потребность в принадлежности и любви. -
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание. -
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Задание 9. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.
Аффект - это кратковременное переживание большой силы (ярость, ужас, отчаяние), которое протекает быстро, бурно, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Он возникает быстро, протекает стремительно и бурно.ю длится короткое время,сопровождается безотчетными действиями, не подчиненными волевому контролю, характеризуется диффузностью, то есть захватывает всю личность, делая ее неспособной к переключению внимания с объекта, вызывающего аффект, на другие объекты. То есть аффект в определенном смысле может рассматриваться как эмоция предельно высокой интнсивности. Модальность ее может быть различной – восторг, воодушевдение, приступ безудержного веселья, ярость, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном – так называемый аффективный шок. Иногда
аффект может заканчиваться потерей сознания, после которой у человека наблюдается амнезия (потеря памяти).
Настроение – это длительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве общего эмоционального фона психической жизни человека (приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, радость, ликование и т.д.).
Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.
Л. В. Куликов выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физического самочувствия.
Релятивный компонент (от англ, relation — отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.
Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция (чувственный тон, по В. Н. Мясищеву). В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяются различные чувства и переживания с разным влиянием на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, т.е. эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта или дискомфорта. Последние теснее связаны с актуальным настроением, чем с доминирующим, т.е. эмоциональный компонент настроения является интегральной характеристикой испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе.
Мотивационный компонент настроения можно выделить в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.
Компонент физического самочувствия отражает, как говорил С. Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.
Стресс – это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Различают кратковременные и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительные по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может стать повторяющийся экстремальный фактор.
Выделяют группу стрессов, связанных с трудовой деятельностью. Рабочий стресс - возникает из-за причин, связанных с работой (условия труда, место работы). Профессиональный стресс – возникает из-за стрессового характера профессии, независимо от места работы. Организационный стресс – возникает вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает (неблагоприятный психологический климат, неумелое руководство, плохо организованные информационный потоки и др.).
Задание 10. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.
В целом эмоция разворачивается как ситуативная реакция на объект или какие-то параметры ситуации, тогда как чувство является устойчивым, надситуативным отношением личности. В процессе эволюции эмоции как процесс возникают раньше, они присущи как животным, так и человеку, тогда как чувства возникают эволюционно позже и в основном присущи только человеку. Эмоции привязаны к ситуациям, событиям, они кратковременны и выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас», тогда как чувства привязаны к объектам, они устойчивы и длительны и выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость для личности. Одна и та же эмоция может проявляться в разных чувствах, а одно и то же чувство – в разных эмоциях. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху того, к кому испытываешь неприязнь. Чувство любви может проявляться как в радости за любимого, так и в тревоге за него.
Задание 11. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните в чем заключается отличие этих видов поведения.
Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все силы для достижения поставленных целей.
Схема произвольного поведения
Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, мотивация разворачивается в описанной выше последовательности: от актуально переживаемого мотива - к цели, к выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач.
Такое поведение в психологии получило название произвольного, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.
Характерные черты: произвольное поведение имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); произвольное поведение всегда является ощущаемым или осознаваемым; произвольное поведение формируется и проявляется в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой оно является; произвольное поведение не является вынужденным и может быть заменено по собственному выбору человыека на другое с таким же жизненным значением, или, даже будучи вынужденным, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления.
Схема волевого поведения
М1
М2
М1, М2 – дополнительные мотивы.
-
Побуждение к действию (потребности, мотивы). -
Препятствие и борьба мотивов (подключение других мотивов – ценностей личности). Борьба мотивов может продолжаться достаточно долго, или действие прекращается из-за недостатка должной мотивации. -
Принятие решения. -
Исполнение действия, сопровождающееся волевым усилием. Этот этап может быть достаточно продолжительным или не выполняться вообще. -
Рефлексия (самоконтроль, самооценка). -
Завершается волевое поведение удовлетворением от его успешного выполнения или извлечения «урока», если оно не достигло желаемого результата. В любом случае в результате совершения волевого акта происходит развитие личности.
Произвольное поведение – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.
Волевое поведение – действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) поставленной цель осознается; в) на пути к цели преодолеваются внешние или внутренние трудности.