Файл: Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова): Автореф.дис. канд.педагог.наук. М., 2005-236с.

  • Гладкая И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Автореф.дис. канд. педагог, наук - Спб.,1996- 24 с

    10. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. -М., 2000, -76 с.

    . Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.:Интор,1996- 544 с.

    12. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.-М: Дом педагогики, 1996. - 208 с.

    13. Занков Л.В. Избр. педагог. труды. - М.: Новая школа, 1996.- 432 с.

    14. Иванкова Е.В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем начальном образовании. Автореф.дис. канд.педагог.наук. Ростов-на-Дону, 2006-185с.

    . Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования.// Психологические критерии качества знаний школьников / Под. Ред. И.Я. Якиманская -М., 1990 - с 5-20.

    . О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. О необходимости введения новой системы оценивания. Письмо Министерства образования РФ, 03.06.2003 г., № 13-51-120/13.

    17. Репкин В.В Контроль в учебной деятельности школьников // Початкова школа - 1983.-№11.-с.62-68.

    18. Репкина Г.В, Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск, Пеленг, 1993. - 61 с.

    19. Румянцева Л.Н. Развитие учебной самостоятельности младших школьников. Автореф.дис. канд.педагог.наук, М., 2011.

    . Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности. Автореф.дис. канд.педагог.наук. М., 2002-189с.

    . Селезнев Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе: Автореф.дис. докт.педагог.наук-Борисоглебск, 1995. - 32 с

    . Хаустова Г.А. Педагогические условия безотметочного оценивания обученности младших школьников. Дисс., канд. пед. наук, Барнаул, 2005 -201с.

    23. Цукерман Г.А. и др. Оценка без отметки - Москва-Рига, 1999- 133 с.

    . Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности, М., 2010 - 432с.


    . Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? // Вестник Ассоциации "Развивающее обучение".- 1999. -№ 6.-с. 5 - 22.

    26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника- М., 1974.

    Приложение 1
    Методика «Графический диктант»
    Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

    Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения;

    «Сейчас мы с нами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они покумились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете - ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку и сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо пронести линию направо, вы ее проведете вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, провидится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо, А теперь и, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).

    Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».

    После того, как даны предварительные объяснения, дети переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

    «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше. Продолжайте рисовать такой же узор сами».



    При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее -самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

    По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, проверяющий говорит:

    «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

    Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:

    «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:

    «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    По истечении времени, предоставленного па самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

    Оценка результатов

    Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:


    Точное воспроизведение узора-4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки) - высокий уровень

    Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла - уровень выше среднего.

    Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла - средний уровень.

    Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл - уровень ниже среднего.

    Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов - низкий уровень.

    За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

    Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

    Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

    Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

    Приложение 2
    Методика «Образец и правило»
    Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-7 летних детей.

    Материалом служат заготовки с заданиями:






    На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того, как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:
    «У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице). Их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки - вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».

    Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

    «Правильно, они разные. Одни точки - как маленькие крестики, другие - как маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольничками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

    Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент следят затем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередной задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить» и т. п.