Файл: Безотметочное оценивание как способ становления учебной самостоятельности младших школьников.rtf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы;
· контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и проведения коррекционных мероприятий;
· процессуальный контроль должен преобладать над контролем по результату;
· диагностику хода формирования учебной деятельности нужно проводить преимущественно на предметном материале, не загружая учащихся множеством психотехнических методик;
· осуществлять контроль и оценку необходимо без привлечения пятибалльной системы оценивания, используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.
А.Б. Воронцовым сформулированы основные принципы технологии контроля и оценки. Принцип развития: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; уровень его стартовых возможностей, темп движения в развитии и индивидуальный маршрут движения в учебном материале.
Задачный принцип. Указывает на то, что контроль и оценка как учебные действия должны возникать у учащихся как особого рода задача: вне задачи контроль и оценка не могут быть эффективными.
Принцип рефлексии определяет рефлексивный контроль и оценку как «запускной механизм» всей учебной деятельности школьников.
Принцип ведущей роли самоконтроля и самооценки определяет соотношение внутреннего и внешнего контроля и оценки, обеспечивает условия передачи оценочного механизма от учителя к учащимся.
Принцип преемственности в контрольно-оценочной деятельности между ступенями образования определяется этапами (стадиями) формирования и развития учебной деятельности школьников. При построении педагогической технологии контроля и оценки необходимо соблюдать временные рамки двух технологических циклов (1-6 и 7-9 классы).
Принцип открытости: определяет контроль и оценку как совместные действия учащихся и учителя по разработке и применению критериев, по сопоставлению между собой оценки взрослого и оценки ребенка.
Безотметочный принцип обучения должен стать одним из основных педагогических условий, позволяющих реализовать созданную технологию контроля и оценки. Прежде всего, отказ от общепринятой пятибалльной системы оценивания вносит кардинальные изменения в мотивацию учения школьников, делает педагогическую технологию контроля и оценки личностно-ориентированной.
Созданные педагогические условия в рамках разработанной педагогической технологии А.Б. Воронцова (безотметочное обучение, индивидуальные образовательные пространства и траектории движения в учебном материале, передача контрольно-оценочного механизма от учителя к учащимся, особые формы организации учебного процесса и т.п.) обеспечивают комфорт в обучении, снимают стресс и дают возможность большей части школьников учиться с интересом и большим желанием на протяжении всех 8-9 лет пребывания в школе. Интеллектуальная и нравственная сферы создают предпосылки для развития уникального и универсального опыта поведения младшего школьника, являющегося основой индивидуального развития личности.
.3 Вариативность оценивания в современных системах начального образования
Вариативное развивающее начальное образование представлено разнообразными моделями обучения - учебно-методическими комплексами нового поколения. Это проекты: “Гармония” (Н.Б. Истомина), “Начальная школа XXI века”, (Н.Ф. Виноградова), “Школа 2000 - Школа 2100” (А.А. Леонтьев, Л.Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев).
Мы рассматриваем учебно-методические комплексы нового поколения как личностно-ориентированные модели, следовательно, нам необходимо проследить, как особенности оценивания в данной парадигме проявляются в той или иной системе.
Проект «Начальная школа XXI века», созданный под руководством профессора Н.Ф. Виноградовой, направлен на усиление внимания к индивидуальности ученика, развитию его способностей и учету возможностей младших школьников.
Построение оценочной деятельности опирается на приоритетную цель начального обучения - развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности. Ученик должен: правильно определять объект оценки и диагностирования; процесс наблюдения осуществлять самостоятельно, результаты наблюдений осознавать; самостоятельно выдвигать предположения о возможных неудачах; выявлять объект оценки и диагностирования.
Учитель выстраивает оценочную деятельность совместно с учащимися. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать и оценивать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Ученику предоставляется выбор способа оценивания учебной деятельности. Его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в постановке предположений-гипотез, коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи.
«В результате обучения у школьника должны появиться новообразования, принципиально отличающие его от самого себя в начале обучения».
Дидактическая система «Школа 2000 - Школа 2100» представляет собой учебно-методическое объединение авторов учебников и программ и более 4000 школ России, включенных в работу. Авторы программ и учебников - Г.В. Дорофеев, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Л.Г. Петерсон, О.В. Пронина.
Отличительная особенность вариативной системы обучения «Школа 2000 - Школа 2100» - принцип минимакса, имеющий непосредственное отношение к оценочной деятельности. Данная стратегия обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта («минимума»). Учебные курсы обеспечивают индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, в том числе и для более подготовленных детей. И не предполагается повышение уровня административного контроля, т.к. это может привести к перегрузке детей и учителей.
В данной системе ученики устанавливают факт ошибки; выбирают способы соотнесения результатов с эталоном; осуществляют сравнение результата с эталоном; фиксируют действие, в котором допущена ошибка; безошибочно восстанавливают исходные данные, уточняют их; исследуют действия, сохраняя их последовательность; верно прогнозируют изменение объекта; высказывают нестандартные прогнозы; составляют план устранения ошибки: восстанавливают необходимый объем знаний; корректируют действия; верно преобразуют объект.
В проекте «Гармония» (авторы Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т. Поглазова, Н.М. Конышева) педагогическое оценивание построено на основе гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированого подхода к процессу обучения. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок самостоятельно (или с помощью учителя) взаимодействуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания и разными видами оценивания собственной учебной деятельности.
Цель учебно-методического комплекта «Гармония» состоит в том, чтобы выпускник начальной школы овладел знаниями, умениями и навыками, умел использовать их в практической деятельности, мог устранить, исправить ошибку, прогнозировать изменение объекта, возможные неточности, составлять план устранения ошибки, восстанавливать необходимые знания, корректировать действия по алгоритму, преобразовывать объект. Для этого необходимо развитие ученика как целостной личности, развитие навыков самоконтроля и самооценки.
В учебно-методических комплексах нового поколения проблемы оценивания просматриваются исходя из концептуальных идей. Однако в сложившейся практике развивающего начального образования подходы к оцениванию остаются стандартными: преимущества отдаются пятибалльной системе, т.к. она преобладает над остальными видами оценивания в среднем звене школы и актуальна среди педагогической и родительской общественности. В вариативных системах начального образования педагогическое оценивание не представляет собой целостную систему, т.к. родителям доступны только результаты обучения в виде отметки учителя как констатации факта полученного знания, вне поля зрения остаётся процесс развития ребёнка. Для этого существует целый ряд диагностических методик, результаты которых доступны только педагогическому коллективу школы. Т.о., цели, которые ставит перед собой учитель в направлении развития личности ребёнка, не всегда ясны родителям, а потому они не могут быть полноправными союзниками в деятельности педагогического оценивания и в личностном развитии ребёнка.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное развитие умений самооценивания учащихся экспериментального класса
.1 Изучение умений самооценивания учащихся экспериментального класса
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведён констатирующий эксперимент с сентября 2009 года по декабрь 2011 года. Целью его было определение исходного уровня развития умений самооценивания учащихся начальных классов.
Обследовались учащиеся 4 «Г» МОУ лицея 57 города Ростова-на-Дону. Обследованы 20 учащихся.
Для целенаправленного формирования контрольно-оценочных умений у учащихся уже в первые две недели учебы в школе в 1 классе было предпринято два важных действия, которые обеспечили полноценное вхождение ребенка в школьную жизнь.
действие - организация работы с самооценкой учащихся и, прежде всего, со средствами дифференцирования и шкалирования любого оцениваемого качества. Для этого совместно с детьми на уроке изобреталась специальная шкала - "волшебные линеечки" и определялись параметры (критерии), по которым можно оценить любое действие или объект. Учащиеся пробовали оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащийся выработал для себя вместе со своими одноклассниками. После самооценки учащегося обязательно следовала оценка учителя по тем же критериям. Учащийся видел, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учился считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. А совпадение детской и учительской оценки (вне зависимости от того, низко или высоко оценивал себя ребенок) словесно поощрялось.
В результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевали основными принципами оценивания: 1) вначале самооценочное суждение ребенка, и только потом учительское; 2) соотнесение оценки учителя и учащегося в случаях, если есть объективные критерии оценки; 3) обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребенка; 4) определение критериев (параметров, аспектов) перед оцениванием определенного действия учащегося (необходимо рассмотрение разных аспектов усилий ребенка); 5) право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
действие - определение разных "пространств" действий ребенка в классе. С самого начала вхождения ребенка в школьную жизнь ему были заданы несколько "пространств" жизнедеятельности: пространство игры, пространство учения и пространство тренировки. Каждое "пространство" имело свое назначение, "правила" и "продукты". Поэтому задача учителя - разведение этих "пространств" в классе. Обычно в начальных классах преимущественно выстраивается, к сожалению, только одно пространство - пространство обучения. Оно носит коллективные (групповая, межгрупповая, парная) формы, в которых осваиваются общие способы действия. Однако зачастую игнорируются индивидуальные формы обучения. Для учащегося должно быть организовано пространство (пространство тренировки), где бы он опробовал границы собственных средств действия, определял бы свои возможности в использовании, способов действия, изобретенных в группе, осваивал бы определенные приемы и техники. Именно на границе учения и тренировки возникает еще одно пространство - пространство индивидуальных достижений ребенка ("доска достижений"). Индивидуальное достижение - это то, чему ребенок научился, что он уже умеет делать сам. Именно здесь на уроке возникает "место на оценку" (специально обозначенная часть классной доски) и "место сомнений" (другая часть классной доски, тоже специально обозначенная). Выделение таких "пространств" на уроке в рамках курса "Введение в школьную жизнь" через различные способы действия учащихся позволило в дальнейшем эффективно строить работу в классе по формированию действий самоконтроля и самооценки. При этом закладывалась основа для положительной самооценки ребенка и предупреждалось возникновение школьной тревожности.
Для изучения умений самооценивания (контрольно-оценочных умений) учащихся экспериментального класса использовались следующие диагностики: «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), направленная на выявление умения ориентироваться на систему требований (Приложение 1), «Образец и правило» (А.Л. Венгер) на определение умения действовать по правилу (Приложение 2), «Лесенка» (Т. В. Дембо - С.Я. Рубинштейн), выявляющая уровень развития самооценки (Приложение 3).
Уровни контрольно-оценочных умений учащихся определялись, исходя из следующих критериев: умения ориентироваться на систему требований, умения действовать по правилу, развития самооценки.
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Оценка производится по следующей шкале:
Точное воспроизведение узора-4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки) - высокий уровень
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла - уровень выше среднего.
Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла - средний уровень.
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл - уровень ниже среднего.
Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов - низкий уровень.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Методика «Образец и правило» (А.Л. Венгер) направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-7 летних детей.