Файл: 1. Управление конкурентоспособностью на предприятиях розничной торговли 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предприятие обеспечено собственными оборотными средствами, но их величина медленно растёт. Это объясняется увеличением собственного капитала и увеличением стоимости внеоборотных активов.

В таблице 10 проведём анализ показателей финансовой устойчивости, характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами.

Условием и гарантией выживания и развития любого предприятия, как бизнес-процесса, является его финансовая стабильность. Если предприятие финансово устойчиво, то оно в состоянии «выдержать» неожиданные изменения рыночной конъюнктуры, и не оказаться на краю банкротства. Более того, чем выше его стабильность, тем больше преимуществ перед другими предприятиями того же сектора экономики в получении кредитов и привлечении инвестиций. Финансово устойчивое предприятие своевременно рассчитывается по своим обязательствам с государством, внебюджетными фондами, персоналом, контрагентами.


Таблица 10 – Динамика показателей финансовой устойчивости, характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами

Показатели

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение 2021 г. К 2020 г. (+,-)

Изменение 2022 г. к 2021 г. (+,-)

Собственные оборотные средства, тыс. руб

1206

9097

10329

1891

1232

Запасы, тыс. руб.

13672

15084

18070

1412

2986

Оборотные активы

14428

15591

21066

1163

5475

Источники собственных средств, тыс. руб.

1823

3540

5371

1717

1831

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат

0,53

0,60

0,57

0,08

-0,03

Коэффициент обеспеченности оборотных активов

0,50

0,58

0,49

0,08

-0,09

Коэффициент маневренности

3,95

2,57

1,92

-1,38

-0,65


По итогам 2022 г. собственными оборотными средствами обеспечено 49 % оборотных активов и 57 % запасов.

Таким образом, можно считать, что предприятие наполовину обеспечено собственными средствами. Для финансирования текущей деятельности используется не только собственный капитал.

Определим тип финансовой устойчивости в таблице 11. Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости:

1. Абсолютная финансовая устойчивость. Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т.е. организация не зависит от внешних кредиторов, отсутствием неплатежей и причин их возникновения, отсутствием нарушений внутренней и внешней финансовой дисциплины.

2. Нормальная финансовая устойчивость. В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочные привлеченные средства.

3. Неустойчивое финансовое положение, характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия.

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства.

Таблица 11 – Анализ показателей типа финансовой устойчивости

Указатели

2020 г., тыс. руб.

2021 г., тыс. руб.

2022 г., тыс. руб.

Отклонение 2021 г. К 2020 г.

Отклонение 2022 г. К 2021 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1 Источники СОС

7823

95863

11439

1760

22,50

1856

19,37

2 Внеоборотные активы

617

486

1110

-131

-21,23

624

128,40

3 Наличие СОС (гр. 1 – гр.2)

7206

9087

10329

1891

26,24

1232

13,54

4 Долгосрочные кредиты и займы

6000

6000

6000

0

0,00

0

0,00

5 Наличие собственных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов (гр.3+гр.4)

13206

15097

16329

1891

14,32

1232

8,16

6 Краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

0

0,00

0

0,00

7 Общая величина основных источников средств на покрытие запасов и затрат (гр.5+гр.6)

13206

15097

16329

1891

14,32

1232

8,16

8 Запасы и затраты

13672

15084

18070

1412

10,33

2986

19,80

9 Излишек (+), недостаток (- ) СОС на покрытие запасов и затрат (гр.3 – гр.8)

-6466

-5987

-7741

479

-7,41

-1754

29,30



Продолжение таблицы 11

10 Излишек (+), недостаток (–) СОС и долгосрочных заемных средств на покрытие запасов и затрат (гр.5 – гр.8)

13206

15097

16329

1891

14,32

1232

8,16

11 Излишек (+), недостаток (–) общей величины источников средств на покрытие запасов и затрат (гр.7 – гр.8)

-466

13

-1741

479

-102,79

-1754

-13492,31

12 Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости

(0,1,0)

(0,1,1)

(0,1,0)

-

-

-

-

Можно утверждать, что на предприятии неустойчивое финансовое состояние. Предприятие находится в зоне критического риска при неустойчивом финансовом положении. Эта ситуация сопряжена с нарушением платежеспособности, но сохраняется возможность восстановления равновесия в результате пополнения собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств за счет привлечения займов и кредитов, сокращении дебиторской задолженности.
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Караван 24»
Коммерческая деятельность торгового предприятия по продаже товаров народного потребления охватывает вопросы изучения предложения на рынке продовольственных и непродовольственных товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков таких товаров, рекламно-информационную деятельность предприятия по продвижению реализуемых товаров, организацию продажи и торгового обслуживания.

Коммерческая деятельность в магазине ООО «Караван 24» состоит из следующих взаимосвязанных операций, представленных на рисунке 5.




Рисунок 5 – Этапы коммерческой работы ООО «Караван 24»

На первом этапе анализа деятельности предприятия в сфере коммерции рассмотрим отношения организации с поставщиками. [27]

Закупочная работа (закупка товаров с целью их последующей реализации) – одна из наиболее ответственных функций торгового предприятия. Правильно организованная, она не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Проведению закупочной работы предшествуют: изучение и прогнозирование покупательского спроса; определение потребности в товарах; выявление источников поступления товаров и выбор поставщиков; установление хозяйственных связей с поставщиками.

В состав поставщиков магазина ООО «Караван 24» входят отечественные производители в основном физические и юридические лица. Регулирование отношений между поставщиками осуществляется с помощью заключения долгосрочных договоров поставки и купли-продажи. Договор поставки – один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей. Значение договора поставки состоит в том, что он как договор купли - продажи опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частности материально - техническое обеспечение субъектов хозяйствования. Договор поставки, как правовой документ, регулирует взаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным юридическим фактором, на основании которого возникает обязательство по поставке. Как правило, это единый документ, подписанный сторонами. Но также существует возможность заключения договора поставки путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Закупка товара осуществляется как на оптовых предприятиях, так и у поставщиков-изготовителей. Доставка осуществляется в магазин автомобильным транспортом поставщика. Автомобили, перевозящие продукты питания имеют санитарный паспорт на транспортировку продовольственных товаров. В магазин водитель-экспедитор привозит товар, выгружает его. Товаровед по товаротранспортной накладной сверяет наименование товара и его количество с информацией, указанной в накладной. После проверки товаровед расписывается в накладной, один экземпляр оставляет себе, другой отдает экспедитору. Оплата полученного товара осуществляется согласно условиям заключенного договора. [28]


Рассмотрим некоторых поставщиков, с которыми магазин имеет хозяйственные связи, а также дадим им краткую характеристику:

1) ГК «Белая долина» - один из крупнейших холдингов в агропромышленном секторе Поволжья. Группа компаний специализируется на производстве высококачественных молочных продуктов, мороженого, колбасной продукции и мясных деликатесов. Адрес поставщика – 413112, г. Энгельс, ул. Томская, 49. Взаимоотношения с данным поставщиком продовольственных товаров осуществляются на основании договора поставки. ГК «Белая долина» зарекомендовал себя как надежный поставщик качественной продукции.

2) ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - основана в 1925 году, месторасположение: 440034, г. Пенза, ул. Калинина, 112-а. Поставщик реализует широкий ассортимент кондитерских изделий. Отношения между предприятием оптовой торговли и магазином носят характер длительной хозяйственной связи и строятся на долгосрочном договоре поставки.

3) ТД «ТоргСервис» – месторасположение: г. Пенза, ул.Баумана,30. Данная организация работает на рынке продуктов питания Пензы с 2005 г. У компании есть собственная торговая база, а также разветвленная сеть дилеров во множестве областей Поволжского региона, а также собственная транспортная линия для быстрой транспортировки заказов по Пензе и области. Сегодня ассортимент продуктов питания насчитывает более миллиона позиций. Компания предлагает широкий ассортимент бакалейной продукции, консервации, кондитерские товары и некоторые непродовольственные товары.

ТД «ТоргСервис» сотрудничает с ООО «Караван 24» на протяжении нескольких лет. Хозяйственные отношения между ТД «ТоргСервис» и магазином также регулируются договором поставки. Поставщик удивляет приятными ценами, а также поставкой продукции в срок. В течение времени партнёрства с компанией, она успела себя зарекомендовать как добросовестный поставщик. Периодичность закупок товаров в среднем составляет: для молочных продуктов – 7 раз в неделю, для колбасных изделий – 3 раза в неделю, для алкогольной продукции 2 раза в две неделю, безалкогольные напитки 4 раза, хлебобулочные изделия – 7 раз в неделю, кондитерские изделия (конфеты, мармелад, халва, зефир) – 4 раза в неделю.

Рассмотрим и сравним договоры поставки (таблица 12).

Таблица 12 – Сравнение договоров поставки поставщиков магазина ООО «Караван 24»

Пункты договора

Поставщики

ГК «Белая долина»

ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»

ТД «ТоргСервис»

1 Предмет договора

+

+

+

2 Условия поставки

+

+

+