Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему Выполнил обучающийся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции. Основным сырьевым рынком при производстве молочных продуктов является коровье молоко. Поголовье коров сокращается уже на протяжении многих лет. В 2019 году поголовье коров в России составило 9,1 млн. голов, темпы роста составили -2,5%, сократившись по сравнению с 2018 годом на 1,9 процентных пункта. В 2019 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2018 года. Несмотря на то, что производство молока (надои) выросло, производство цельномолочной продукции в 2019 году, составившее 10 млн. тонн, снизилось на 4,6% по сравнению с 2018 годом.


Диаграмма 1- Производство молока в России [27]
Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции.



Рисунок 6-Структура потребления молока по сегментам на рынке (доля рынка, %) [27]

По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.



Рисунок 7- Структура рынка в натуральном выражении (доля рынка, %) [27]
В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.



Рисунок 8-Сегментация рынка по видам продукции из молока (доля на рынке, %) [27]
В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается на 9%, в результате данный сегмент рынка в объеме цельномолочных продуктов показывает стабильный показатель роста.
2.2.3 Рынок мяса

Продукцию, представленную на рынке, можно классифицировать по следующим основаниям

По виду животного

o Говядина

o Свинина

o Баранина

o Конина

o Птица


Рисунок 9- Структура рынка по основным видам мяса [28]
Основными продуктами мясопереработки являются колбасные изделия, поскольку традиционно на производство колбас используется значительная часть мясосырья. Так, по итогам I полугодия 2019 года на производство колбасных изделий пошло 30.7% сырья от общероссийского объема.

Колбасные изделия - это продукты питания из мяса, которые обрабатываются механическими и физико-химическими способами с добавлением пряностей и растительных добавок. В 2020 году объем рынка колбасных изделий в стоимостном выражении составил 499 млрд. рублей, темпы 30,6%, что на 7,5 процентных пунктов больше чем в 2019 году. В натуральном выражении объем рынка колбасных изделий по итогам 2020 года составил 2605 тыс. тонн, а темпы роста 3,6%, что на 2 процентных пункта меньше, чем в предыдущем году. Таким образом, рынок существенно вырос в стоимостном выражении за счет роста цен на колбасные изделия.


2.3 Динамика продовольственного рынка



В 2016 году в России произошла настоящая рыночная революция - объем всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики. В настоящее время российский рынок вообще является одним из самых больших и бурно развивающихся рынков мира. «Его рост составляет в среднем 30 – 35 % в год, по отдельным отраслям – 50 – 60 %. Продовольственный рынок внутри этого громадного объема занимает $ 200 млрд., включая и розничную торговлю, и рынки, и ярмарки и прочее. Стартовав в 1990 году с уровня $5 млрд. продовольственный рынок быстро достиг в предкризисном состоянии 2019 года уровня $120 миллиардов» [16]. Необходимо подчеркнуть, что с учетом всех неофициальных денег российский рынок уже сегодня занимает по объему третье место в Европе. При сохранении текущих темпов развития общие продажи продуктов питания составят от 300 до 400 млрд. долларов к 2015 - 2016 годам.

Средняя цифра неофициального рынка в России составляет 35 %. Другим словами, каждый третий рубль в обороте находится вне официального учета и отчетности. Необходимо отметить, что речь здесь идет не только и не столько о контрафактной продукции, но и любой другой неучтенной продукции: произведенной и проданной.

Для некоторых городов и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны, в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.
Таблица 1. Составные части рынка [21]

Составные части рынка

Реальный объем рынка

Неофициальный рынок

60 %

35 %

10 %

Официальный рынок

40 %

65 %

90 %



Таким образом, из $200 млрд. продовольственного рынка около $70 млрд. являются неофициальными и не попадают в отчетность. Эти невидимые деньги и являются источником ошибок при планировании продаж.
Таблица 2. Объем рынка продовольствия: от $200 к 400 млрд. [21]

2021

Потребление, $ чел. / год

Объем рынка, $ млрд. / год

Европа

2,900

200 – 250

Москва

3,850

40

Город миллионик

1,800

2 – 3

Провинциальный город

1,400

0,5 – 0,7


В среднем по России потребление продуктов питания на душу населения составляет $1200 на человека в год. Безусловно, наиболее высокий уровень развития сегодня демонстрирует Москва. Жители и гости российской столицы покупают продукты питания на сумму $4000 на человека в год. Т. е. продовольственный рынок Москвы в 2021 году превысил среднеевропейские стандарты, как минимум, в полтора раза и составил $40 млрд. Все остальные российские города можно условно разделить на две большие группы:

  • Города - миллионики. Здесь потребление продуктов питания «…колеблется от $1500 до 2,000 на человека в год, т. е. вплотную приближается к европейскому, а емкость рынка составляет $2 - 3 млрд. в год. Как известно, российский рынок растет ежегодно на 20 – 30 %. Поэтому в скором времени житель российского города - миллионика будет покупать больше продуктов питания, чем средний европеец, а рынок города - миллионика составит $4 - 5 млрд. в год» [16].

  • Провинциальные города с численностью населения около 500 тыс. человек. В подавляющем большинстве потребление продуктов питания в этих городах составляет $1400 на человека в год. Соответственно рынки в этих городах характерны продажами $500 - 700 млн. в год.




2.4 Перспективы развития продовольственного рынка



Сама по себе новая модель, потребления, описанная в п. 2.1 работы, интересна и требует детальных обсуждений. Однако России, особенно регионам, предстоит пока пройти третью и четвертую ступени развития рынка. Что ждет нас на этом пути? Каким будет российский рынок продовольствия, к примеру, в 2024 году и уровень личных доходов россиян?

Прежде всего, необходимо помнить: на рынке с завидным постоянством происходит только одна вещь – регулярно случаются кризисы. Поэтому при прогнозе необходимо рассмотреть два сценария развития личных доходов – кризисный и бескризисный.

Учитывая наблюдаемую динамику, сложившийся уровень рыночных доходов в странах разного типа и параметры российской экономики, можно предположить, что среднедушевой доход россиян в 2024 году будет находиться на уровне $650 – 800 в месяц. Доход в среднем региональном центре при этом будет располагаться в диапазоне $800 – 900 на человека в месяц.

Начиная с 2023 года разрыв в доходах между Москвой и регионами будет, безусловно, сокращаться.

Как же повлияет уровень дохода на затраты по продуктам питания?

«Потребление продуктов питания в среднем по России сейчас составляет $70 на человека в месяц, личный доход – порядка $300. Москва уже пересекла уровень потребления $150 - 200 на человека в месяц, при этом данный показатель продолжает стремиться резко вверх» [16].

Возникает вопрос выбора возможной модели потребления для России.

Продолжая отслеживать известные тенденции развития потребления продуктов питания, можно сказать, что к 2023 году оно увеличится в Москве до уровня $320 – 360, а в России – до уровня $130 – 140 на человека в месяц.

В таблице 3 представлен объем рынка продовольствия в Москве и по России.
Таблица 3. Объем рынка продовольствия в Москве и по России [16]

Регион

Затраты на потребление, $ / мес.

Объем рынка, млрд. $

2021

2023 Прогноз

2021

2023 Прогноз

Москва

200

340

25

42

Россия

70

130

125

230