Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Библиотечно-информационный факультет

Кафедра библиотечно-информационных наук
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МАГИСТРА

Управление знаниями в системе формировании конкурентных преимуществ современной библиотеки

по направлению подготовки

51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность

по профилю

Теория и методология информационно-аналитической деятельности

Выполнил студент:

Заочной формы обучения

3 курса, группы 01315з

Зудина Татьяна Владимировна

Научный руководитель

Доктор педагогических наук,

профессор

Дрешер Юлия Николаевна
Допустить к защите:

Зав. кафедрой: доктор педагогических наук, профессор

Лопатина Н. В.

Дата допуска к защите:

«__» _______________ 2022 г.

Выпускная квалификационная работа защищена

«__» _______________ 2022 г.

Оценка ___________________

Секретарь ГЭК _________________


Химки, 2022

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННО­Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1Характеристика концепции управление знаниями 6

1.2Условия формирования управления знаниями в библиотеках 13

1.3 Категория «управление знаниями в контексте библиотечно-информационной деятельности 27

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ 46

2.1Разработка модели системы управления знаниями в библиотеки 46

2.2Разработка методических рекомендаций модели СУЗ 59

Управление знаниями  — это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания и формирования нового знания. 70




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начало нового тысячелетия знаменуется вступлением человеческого общества в фазу своего развития, когда знания становятся основным источником конкурентных преимуществ организации. Знания во все исторические эпохи рассматривались как ценность, однако характер и способы их получения, хранения и учета на каждом этапе имели свои особенности, а слова Э. Бэкона «Знание — сила» стали пророческими, по сути, определив вектор дальнейшего развития научного знания на столетия вперед.

Девиз нового информационного века — интеллектуальная конкурентоспособность. На новом этапе социальной эволюции большая часть времени будет затрачиваться на создание, хранение, обработку, распространение знаний для их последующего практического применения. В этих условиях Россия благодаря своему геополитическому положению может и должна стать интеллектуальным звеном различных национальных культур. Для этого необходимо, прежде всего, наладить постоянный процесс создания и преобразования знаний в товары и услуги, имеющие потребительскую ценность.

Современный этап развития общества характеризуется огромным объемом накопленных знаний даже в узких тематических областях. Создалась интересная и парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме со всей скоростью. Этим обуславливается острая необходимость в формировании специальной методологии, которая позволит вести поиск и использование новых знаний с меньшими затратами при одновременном повышении вероятности достижения поставленной цели.

Возникла потребность управления творческим потенциалом самих создателей новых знаний. И именно поэтому существенно возрастает роль развития технологий управления знаниями. Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является также развитие коммуникационных и информационных технологий, так как они позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени.

В этом контексте значительно повышается роль производства знаний в организации, что является не просто еще одной попыткой повышения её эффективности, а возможностью устойчивого функционирования и развития. При этом речь идет о такой организации, которая выступает как единый организм, координирующий свою деятельность и

воспринимающий знания как конкретный ресурс, допускающий инновации, требующие постоянного совершенствования подходов, методологии и технологии управления знаниями и их создания в организациях.

Научная разработанность темы. Глубокий интерес к знанию возник в процессе развития теории информационного общества. Независимо друг от друга целый ряд зарубежных исследователей практически одновременно обосновали переход человечества в новую эпоху, которая отличается от предшествующих формаций тем, что основную роль в ней играет знание. В их числе такие известные ученые, как П. Друкер, Э. Тоффлер, Дж. Брайан Куинн, Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, М. Полани, Ф. Фукияма и другие. Обосновывая повышение значимости знания, П. Друкер, указывает на то, что это обстоятельство делает новую формацию уникальной. Разделяя его мнение, Э. Тоффлер предсказывает скорую замену всех материальных ресурсов знаниями, а Дж. Б. Куинн утверждает, что в ближайшей перспективе стоимость продуктов и услуг будет определяться возможностью развития нематериальных активов, основанных на знании.

Различные аспекты проблемы управления знаниями, обоснование актуальности и перспектив развития данного направления рассматриваются в работах российских ученых Ю.П. Адлера, Т.А. Гавриловой, А.А. Гапоненко, В.Л. Макарова, М.В. Мариничевой, Б.З. Мильнера, С.В. Рубцовой, О.Н. Олейник, Д. Урсула. Им посвящены работы библиотековедов, библиографоведов и информационных работников Г.Ф. Гордукаловой, Ю.Н. Дрешер, В.Л. Иноземцевой, А.С. Крымской, Е.А. Шибаевой и др.

Объект исследования процесс формирования системы управления знаниями в современной библиотеке.

Предмет исследования управление знаниями как инструмент библиотечно-информационной деятельности.

Цель исследования обоснование, разработка и реализация модели системы управления знаниями в современной библиотеке.

Для достижения данной цели были поставлены задачи исследования:

1) Рассмотреть основные и ключевые понятия, относящиеся к области управления знаниями.

2) Проанализировать существующие концепции управления знаниями

3) Определить место управления знаниями в библиотечно-информационной деятельности.

4) Разработать модель и методические рекомендации по внедрению системы управления знаниями в библиотечно-информационную деятельность.


Гипотеза исследования:

Стратегия библиотек будет направлена на комплексные технологии управления знаниями для формирования собственного интеллектуального капитала такого качества, которое обеспечит их высокую конкурентоспособность.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ и синтез содержания научной литературы по темам диссертации;

  2. метод формализованного анализа текстов (для изучения понятия «управление знаниями» и выявления подходов к данной концепции);

  3. метод системного анализа;

  4. наблюдение, структурирование, моделирование.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в определение теоретических и методологических возможностей применения концепции управления знаниями в библиотечно-информационной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций по внедрению модели системы управления знаниями Раменской центральной библиотеки.

Научная новизна состоит:

В разработке авторской модели формирования системы управления знаниями Раменской Центральной библиотеки, включающую в себя совокупность необходимых знаний, профессионально – значимых качеств.

Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Магистерская диссертация прошла апробацию путем осуществления публикации в электронном научном журнале «Культура: теория и практика» по теме одного из аспектов исследуемой проблемы «Управление знаниями в системе формирования конкурентных преимуществ современной библиотеки».
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ КАК ИНСТРУМЕНТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННО­Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



    1. Характеристика концепции управление знаниями


Впервые термин «управление знаниями» появился в 1980-х годах, однако предпосылки возникновения данного понятия и в связи с ним целой управленческой концепции можно отнести уже к середине XX века. Это время, когда формируются основные представления о постиндустриальном обществе и новом типе работников — «работников знаний».

В развитых странах наступление нового тысячелетия совпадает с началом периода серьезных социальных изменений, стимулирующих внимание к управлению знаниями. Материальное производство становится вторичным по отношению к производству информации и знаний. Естественно, происходят значительные изменения и в структуре занятости. Главной силой становится до этого неизвестная категория — работники знаний, занимающая место, принадлежавшее прежде индустриальным работникам. Этот процесс изменения социальной структуры общества, а также общественное значение работников знаний обосновал еще в 50-е гг. П. Друкер. Его
труды посвящены, в первую очередь, традиционному менеджменту, но не меньший интерес представляют его работы, где изложены социальные взгляды.

По мнению П. Друкера два главных свойства работников знаний это [92]:

1. работник знаний отличается от всех других участников трудовой деятельности тем, что владеет своими средствами производства, неразрывно принадлежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, инициативой, личным опытом.

2. особенность работника знаний, заключается в том, что он эффективно работает только в составе коллектива и является «винтиком» какого-то производственного процесса.

Работник знаний — вовсе не ученый, творец или управляющий, это обычный сотрудник общего корпоративного дела, продуктами которого являются знания.

Теория нового общества получает свое развитие в работах Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации — Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для Первой Волны стало возникновение сельского хозяйства, для Второй Волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для Первой Волны, 300 лет для Второй. Третья Волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 г.

Главной ценностью цивилизации Первой Волны является земля; Второй Волны капитал, рабочая сила, средства производства; а производительная сила Третьей Волны — знания и информация. Символ первой цивилизации — мотыга, второй — конвейер, третьей — компьютер.

Тоффлер говорит о следующих признаках современного постиндустриального общества:

1. Основой экономики является знание.

2. Индивидуализация касается всего потребления и производства.

3. Работа трансформация «труда в творчество и отмирание больших объемов массовой деятельности, присущей экономике Второй Волны;

4. исчезают различия между работой и не работой.

5. Конкурентоспособность носит инновационный характер жизни в целом.

Масштабы разукрупнения огромных организаций.

6. Организации пирамидальных и монолитных структур управления Второй Волны находятся в рамках управления временных коллективов, рабочих групп.