Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Самым инвестиционным и эффективным направлением трансформации является инфраструктура. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи.

Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» [13].

Проблеме управления знаниями посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна и Ё. Масуды. Чуть позже, в 1970-х гг., начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В.М. Глушкова, Ю.А. Шрейдера, Р.С. Гиляревского, Л.С. Козачкова, а на рубеже 1980—1990-х гг. в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия:

1) японский подход (И. Нонака и Х. Такеучи), основанный на единстве неформализованного (скрытого) и формализованного (явного) знания, исходящий из предположения о создании знания посредством социального взаимодействия субъектов, трансформации формализованных знаний в неформализованные и наоборот;

2) скандинавский (или европейский) подход К. Свейби, в рамках которого управление знаниями рассматривается как «измерение знания»;

3) американский подход (К. Вииг) состоящий в непосредственном управлении знаниями.

В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу.

Необходимо отметить, что в странах запада теория и практика управления знаниями успешно развивалась с 1970-х гг., такими крупными корпорациями, как IBM, DuPont, Xerox, General Electric были осуществлены первые проекты в этой области [13].

Во второй половине 80-х запускается научное исследование в области искусственного интеллекта в компании «Digital Equipment Corporation» под руководством К. Виига и Д. Амидон. А в 1986 г. К. Вииг вводит понятие «управление знаниями» в докладе на конференции в Швейцарии. Конференция организована Международной организацией труда под эгидой Организации объединенных наций.

Отмечая важность знания фактически во всех аспектах ежедневной коммерческой жизни и его использования в качестве одного из ресурсов производства, Карл Вииг выделил два основных элемента системы управления знанием. Во-первых, это активы знания, доступные для использования. Во-вторых, связанные со знанием процессы, т.е. процессы формирования, организации, преобразования, хранения и применения знаний [14].


Первая конференция по управлению знаниями «Управление активами знания в XXI веке» была проведена в 1987 г. в США. А первая национальная конференция по управлению знаниями прошла в 1989 г. «American Productivity Quality Center», некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в области бизнес-процессов, провела первую международную конференцию по этой теме в 1995 г. в Хьюстоне.

Управление знаниями как специальная методология начинает активно использоваться организациями в начале 90-х гг. прошлого столетия. В 1991 г. впервые в шведской страховой компании Scandia официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer).

Все последующие годы концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, можно было охарактеризовать, как период широкого распространения, включая науку и образование.

На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

В 1990-х гг. появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями.

Большим вкладом в развитие концепции управления знаниями в 1995 г. стала работа И. Нонака и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» [60]. Эта работа получила широкое распространение и признание специалистов по управлению знаниями и является наиболее цитируемой для данной концепции.

В конце 90-х гг. концепция управления знаниями привлекает внимание и специалистов библиотечно-информационной деятельности. С 1998 г. управление знаниями — одна из дискуссионных тем ИФЛА. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001) была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями.

В это же время проблема управления знаниями поднимается на страницах библиотечных журналов «Библиотековедение» и «Мир библиографии» в работах Н.В. Лопатиной (1998), И.Ю. Багровой (1999), Е.В. Деревянко (2000) и других [54].

В 1998 г. появились публикации, в которых управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, названия которых свидетельствуют о значимости концепции УЗ для библиотекарей.

Практически системы управления знаниями были реализованы в крупнейших фирмах — Motorola, General Motors, Shell, General Electric и др.; направленные на создание нового корпоративного знания, формирование интеллектуального капитала фирмы. Классическими примерами развитых сетей, содержащих внешние и внутренние знания, используемые в планетарном масштабе, являются корпоративные сети международных консалтинговых компаний большой пятерки — гигантов ИТ — индустрии (IBM, Compaq, Dell, Oracle, SAP)

[16].

В 1999 г. Lotus Development Corp. и IBM Corp. создали институт управления знаниями — Institute for Knowledge Management — коммерческий исследовательский консорциум, в составе руководящих сотрудников вошли ведущие специалисты: К. Ньюэлл, директор Lotus Institute, Л. Прусак, руководитель консалтинговой группы IBM Consulting Group в Бостоне и ведущий автор публикаций по вопросам управления знаниями, Д. Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services.

В Европе пять компаний были названы победителями по результатам исследования в области управления знаниями на предприятиях: British Petroleum (Великобритания), Skandia (Швеция), Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия). Чтобы выбрать победителя, совет ведущих европейских специалистов оценивал работу европейских организаций по восьми основным критериям:

  1. Создание корпоративной культуры знаний.

  2. Подготовка специалистов в области управления знаниями.

  3. Поставка продукции и решений на основе знаний.

  4. Увеличение интеллектуального капитала организации.

  5. Создание условий для процесса обмена опытом.

  6. Создание обучающих организаций.

  7. Фокусировка на знаниях для потребителя.

  8. Реальная полезность использования знаний для держателей акций.

По вопросам информационных технологий и общества на конференциях обсуждалась проблема управления знаниями.

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество публикаций, интернет — порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями.

В настоящее время регулярно проводятся конференции, семинары, тренинги, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Это свидетельствует о том, что управление знаниями, является чрезвычайно актуальным направлением.

Таким образом, концепция управления знаниями очень популярна в наше время, можно отметить возрастающий интерес бизнес - сообщества, представителей прикладных наук, сферы образования. Это обусловлено необходимостью переработки огромного количества информации, превращения информации в знание. Идея управления знаниями не является новой, возникновение этого понятия относятся к середине XX века и связаны с формированием базовых представлений о постиндустриальном обществе и новом типе работников — «работников знаний.



    1. Условия формирования управления знаниями в библиотеках


Каждый день мы повышаем свой образовательный уровень, приобретая знания. При этом знания — это то, что мы получаем и используем в процессе работы и общения, с людьми накапливая жизненный опыт.

Знания становятся ключевой категорией новой экономики. Процессы производства, распространения и потребления знаний все больше изучаются не только в психологии и педагогике, но и в экономической, социологической и философской сфере. Можно говорить о наступлении новой эры познания. Чтобы проиллюстрировать это, приведем некоторые понятия и термины, указывающие на смещение акцента в менеджменте в сторону переоценки роли знаний: обучение действием, преподавание и обучение как разные подходы в образовании; системы поддержки знаний; обучающиеся организации; знание как капитал; производство знаний; управление знаниями; извлечение знаний и другого [71].

В список богатейших стран мира входят, в первую очередь, страны, владеющие «капиталом» в виде передовой системы образования, адаптированной к изменениям в обществе, и человеческими ресурсами — работниками умственного труда. Знания являются ключевым экономическим ресурсом, поскольку один только капитал не может создавать «вещи», пользующиеся спросом в обществе [27].

Знания как особый ресурс обладают свойством непрерывного воспроизводства, увеличиваясь — как по объему, так и по качественным характеристикам — адекватно изменениям в обществе. Однако, как и любой ресурс, знания подвержены обеднению. Более того, в отличие от природных ресурсов, полезность которых очевидна, полезность знаний может быть сомнительной. Это происходит, если знание рассматривать как узкую категорию, включающую только профессионализм в отрыве от нравственности субъекта — носителя знания.

Признаки постиндустриального общества и экономики, основанные на знаниях:

1. Знания формируют все большую часть стоимости товаров и услуг за счет «интеллектуализации» используемых в производстве технологий, роста продукции, формирования рынка интеллектуальных товаров и услуг. Применительно к таким товарам
, как программное обеспечение, уровень «участия» знаний в формировании стоимости продукта особенно высок.

2. Все большее значение приобретает деятельность по производству, хранению, передаче и использованию знаний.

3. В структуре населения увеличивается доля работников, занятых производством, хранением, передачей и использованием знаний.

4. Возрастает скорость устаревания знаний, сокращается жизненный цикл товаров (услуг). Организации достигают конкурентных преимуществ за счет создания стратегий, ориентированных не на прогнозирование и анализ внешней среды, а, в первую очередь, на эффективный рост и использование собственных ресурсов, в первую очередь интеллектуальных.

В начале ХХ века высшим достижением в организационном управлении, является конвейерная система производства, предложенная Г. Фордом. Степень разделения труда на конвейере была такова, что каждому рабочему требовалось микроскопическое количество знаний из их общего количества, необходимого для производства продукта.

Организации, действующие в начале XXI века, вынуждены приспосабливаться к новым тенденциям в экономике и организации производства, препятствующим чрезмерной специализации.

Главной целью любой организации является создание предпосылок для специализированных и в то же время практико-ориентированных знаний сотрудников, партнеров, клиентов, конкурентов и других субъектов в единое, целостное знание, помогающее организации выжить в условиях конкурентная среда.

По мнению П. Друкера, лучшие специалисты — это те, кто не имеет общих представлений, например, о медицине или бизнесе, а те, кто умеет получать изображения внутренних органов или как исследовать рынки. В этом контексте задача организации состоит в том, чтобы привить ценностно-смысловые (фундаментальные) знания, а затем осуществить обратное преобразование из этих общих знаний, обеспечивающих индивиду возможность ориентироваться в информационных потоках, в специализированные процессуальные знания. Затем эти специализированные знания будут повторно интегрированы в целостные знания, требуемые конкретной организацией. Именно по этой причине П. Друкер интерпретирует специализированное процессуальное знание как знание, обладающее силой и способное создать «новое» общество».

5. Постиндустриальное общество знаний — это мобильное общество. Мобильность является следствием ускорения социально-экономических процессов и растущей взаимозависимости мира. Происходит умножение проблем с одновременным их усложнением. Все чаще субъекты — носители знаний сталкиваются с проблемными ситуациями, характеризующимися риском и неопределенностью. Объективным требованием к работникам является наличие навыков профессиональной и социально-психологической адаптации в быстро меняющемся мире.