Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Общество знаний — это общество растущей конкуренции.

Знания доступны каждому, поэтому в обществе, основанном на знаниях, растет число людей, которые могут добиться успеха. В целом это положительная тенденция для государства (национальной экономики). Важнейшей проблемой, которая встала перед государством и всеми хозяйствующими субъектами в эпоху постиндустриальной экономики, является превращение всех работников в работников со знаниями. По одному из определений, эти работники занимаются решением задач, требующих знаний и навыков умственного труда.

Работник, владеющий знаниями, — это индивидуум, обеспечивающий процесс труда благодаря знаниям, которые применяет в процессе труда и которыми он владеет.

Организациям необходимо активно приобретать, создавать и передавать знания, чтобы меняться и учиться, изменяя свою деятельность с учетом новых знаний.

Для того чтобы предметно говорить об управлении знаниями, необходимо рассмотреть значение терминов «данные», «информация» и «знания».

В работе Т. Стюарта эти понятия разделены, и представлены в следующей логической последовательности: исходные «данные» — «информация» (контекст, в котором данные используются) — «знания» (выводы на основе данных и информации).

Взаимосвязь знания и информации подмечена М. Кастельсом: «Определение знания по Д. Беллу: «Знание — совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснование, суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме. Что же касается информации, то некоторые авторы, например, Ф. Махлуп, определяет ее просто как передачу знаний. Однако, как утверждает Белл, определение знания, принадлежащее Ф. Махлупу, кажется чрезмерно широким.

М. Порат дает такое определение информации «…информация есть данные, которые были организованы и переданы». Знание не абсолютно, а есть отражение синтеза знания и информации. А это уже подтверждение того, что взаимосвязь информации и знания является одной из форм проявления синергетических закономерностей развития систем. Таким образом, понимание информации и знаний в социально-экономической системе представляет собой два качества процесса управления.

Следующий важный дискуссионный вопрос — что такое знание как объект управления? Общепринятые положения — признание значения сознания для обретения знания, неразделимость знания и его носителя, различие понятий знания и данных, обусловленность знания другими знаниями. Существует проблема интерпретации данных.


В методологии создания информационных систем, поддерживающих процессы УЗ в организации, данные понимаются как реальность, которую компьютер записывает, хранит и обрабатывает, т.е. речь идет о «сырых данных». Информация — это то, что помогает человеку понять реальность. Иными словами, информация содержит ответ на вопросы, что это такое и как оно устроено. Знания — это то, что в бизнесе используется для принятия решений, т.е. знания — это понимание того, как надо действовать. В процессе анализа данных и информации для представления этого знания часто применяют хранилища данных, а для представления этого знания пользователям — инструменты бизнес — интеллекта. Поскольку каждый год количество данных в мире удваивается, то основной проблемой является превращение данных в полезную информацию и знания.

Средства бизнес — интеллекта и хранилищ данных призваны находить в массивах данных и информации то существенное, что реально прибавляется к знаниям, имеющим ценность для человека или для организации. Предназначение этих инструментов — не заменить полностью человека, а содействовать в использовании выявленной информации для формирования знаний о том, как действовать в конкретных ситуациях.

Согласно другой точке зрения, данные — это свойства вещей, а знание — свойство воспринимающих субъектов. Причем информация является связующим звеном между ними. Передача информации зависит от предварительно накопленных человеком знаний. Часто мы не распознаем нужные данные, даже если они «кричат» о себе, из-за недостаточности предварительных знаний для их понимания.

Т. Стюарт вполне логично определял знание как «общественное благо», с учетом того, что оно не убывает по мере его использования. Приобретение кем-либо определенного объема знаний не уменьшает способности других пользоваться ими. При этом речь идет не о тираже книги, а о знаниях в нее заложенных. Это позволяет продавать одно и то же знание или информацию различным потребителям многократно.

Можно сделать вывод, что основное отличие знания от информации — в степени организованности и осмысленности первичных данных.

Знания — это нечто большее, чем данные и информация. К знаниям относят:

  • убеждения и моральные ценности;

  • идеи и изобретения;

  • суждения;

  • навыки и профессиональные познания;

  • теории;

  • правила;

  • отношения;

  • мнения;

  • понятия;

  • прошлый опыт.


Все вышеперечисленное или только часть этого человек использует для того, чтобы объяснить и понять данные и информацию, чтобы превратить информацию в знания.

Наши знания помогают нам разбираться в различных ситуациях, решать сложные задачи и выполнять трудные задания, учиться на своем опыте и соответственно корректировать свое поведение. Если мы работаем в какой-либо компании, то наши знания в сочетании со знаниями наших коллег способствуют ее успешной деятельности.


Знание может быть явным и скрытым. Явные знания—этознания, которые можно описать, задокументировать, рассказать другим людям. Люди могут напрямую передавать друг другу формализованные знания в виде текста, видео, звука, программного обеспечения и т.д.

Скрытые знания — продукт личного опыта человека, который отражает его убеждения, моральные ценности и взгляды. Эти знания нельзя увидеть, а передать их можно только посредством личного и непосредственного общения.

Следует отметить, что системы управления знаниями имеют непосредственное отношение к скрытым знаниям. К тому же скрытые знания вообще очень трудно поддаются управлению. Однако в определенных случаях системы управления знаниями способствуют переходу скрытых знаний в явные. Сделать скрытое знание явным является социальной функции УЗ.

Создание знания — это процесс взаимодействия между явным и скрытым знанием. Это взаимодействие ведет к созданию нового знания. Сочетание этих двух категорий позволяет выявить четыре преобразовательных шага: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация.

Такая модель создания знания называется СЭКИ. Элементами этой являются:

  • две формы знания — явное и скрытое;

  • динамика взаимодействия — передача знаний от фазы к фазе, от цикла к циклу;

  • три уровня социальной агрегации — индивид, группа, контекст;

четыре фазы создания знания (СЭКИ);

  • условия создания знания;

  • структура организации, ориентированная на знание.

В процессе взаимодействия скрытого и явного знаний можно использовать различные формы трансформации знания, причем выбор определяется различными пусковыми механизмами.

Социализация — это процесс передачи скрытых знаний от одного члена организации к другому. Такая передача знаний осуществляется без использования языка посредством, например, наблюдения одного человека за другим. Этот невербальный процесс играет очень важную роль в любой организации.

Экстернализация — это процесс превращения скрытого знания в явное знание. Такого рода трансформации осуществляются с помощью необычного использования языка, различных метафор, аналогий и играют решающую роль.

Комбинация — это традиционный для Запада способ передачи явных, кодифицированных знаний от одного человека к другому, например, с помощью книг, газет, лекций, компьютерных технологий.


Интернализация — это переход явных знаний в патентную форму, например, посредством практической реализации какой-либо деятельности.

Последовательное чередование этих четырех процессов создает так называемую «спираль знаний». То есть должен быть запущен новый цикл создания знания. Этот процесс облегчается посредством визуализации мыслей на бумаге, например, в виде диаграмм, рисунков или отображения структуры. В результате может возникнуть коллективная интеллектуальная модель.

Основная проблема управления знаниями заключается в создании и апробации способов трансформации скрытых знаний, которыми владеют члены социальной группы, в доступные всей организации явные знания, которые вследствие процессов интернализации и социализации приобретают, затем новое качество и повышают уровень компетентности сотрудников и организации в целом. Предназначение современной организации (социальной группы) заключается в создании необходимой инфраструктуры и интеллектуально-ориентированной корпоративной культуры для обеспечения постоянного «кругооборота» знаний, формирующего приращение человеческого капитала, и выживания организации в конкурентной среде [5].

Приведем трактовка категории «знание» специалистами по управлению знанием и информационным системам. Знание — это:

  1. Накопленные предпосылки для выполнения действий (М. Витцель).

  2. Целенаправленное координированное действие (М. Желены).

  3. Доказанное истинное убеждение, динамический субъективный процесс проверки соответствия личного мнения истине при взаимодействии и преобразовании внешнего мира в процессе удовлетворения человеком своих базовых потребностей (И. Нонака, Х. Такеучи).

  4. Продукт наших целенаправленных усилий в окружающем мире «мы знаем больше, чем можем сказать» — М. Полани [64].

Управление знаниями включает в себя совершенно разные составляющие: и обмен знаниями, и управление внешними потоками информации, и обучение, и структуризацию знаний в компании, и совместную работу в сообществах, и управление взаимоотношениями с клиентами, и многое другое.

В мировой практике управление знаниями используется для достижения нескольких целей, в частности для улучшения взаимодействия между подразделениями компании, сохранения знаний сотрудников, улучшения производственных показателей, расширения бизнеса и инноваций, улучшения качества услуг, более эффективного принятия решений, а чаще всего для решения одновременно нескольких задач. Если цели управления знаниями будут соответствовать стратегическим задачам компании, тогда эффект будет весьма впечатляющим.