Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка модели системы управления знаниями (СУЗ) в библиотечно-информационной деятельности зависит от принципов подхода к архитектуре системы управления знаниями: организации системного процесса по созданию и преобразованию индивидуального и группового, а также научного, теоретического, практического опыта по преобразованию знания в область исследуемых процессов, услуг, продуктов. Необходимо учитывать организацию правильной выборки и доставку необходимых знаний компетентным специалистам и читателям, которые работают в рамках конкретной задачи с целью, чтобы знания и информация были конвертированы в процессы управления знаниями и работе вместе с ними.
Можно говорить об эффективности моделей системы управления знаниями, если решены важные вопросы в оперативном обмене и трансляции различных форм знаний, как в пределах группы, так и всей библиотеки. Благодаря возможностям интернета удаленность мест носителей знания и источников информации в современных условиях успешно решается. Для снижения уровня различного рода барьеров в совместно интеллектуальной деятельности по использованию знаний, информации, СУЗ должны удовлетворять ряд требований, которые способствуют выработке необходимой модели системы управления знаниями:
-
обеспечивать фиксацию и хранение явных и неявных знаний; -
обеспечивать накопление и обновление знаний, доступ к ним работников библиотеки со своих рабочих мест; -
обеспечивать распространение знаний в соответствии с установленным регламентом (кому, что, когда) и по запросам; -
обеспечивать семантический поиск и навигацию по знаниям; -
поддерживать в библиотеке язык профессионального общения; -
поддерживать широкий спектр средств (среду) для профессионального общения и обмена знаниями между специалистами, экспертами, командами, проектными группами и сообществами по интересам; -
обеспечивать хранение и обновление профилей компетентности специалистов компании, поддерживать процессы экспертизы и консультирования; -
содействовать интенсификации процесса генерации новых идей, их апробации и использованию в бизнес-процессах; -
система должна быть прозрачной для пользователей, то есть не должна создавать дополнительных трудностей во взаимодействии с СУЗ, отличных от взаимодействия с информационной системой библиотеки.
В зависимости от системных условий и требований, которые необходимы для выработки системы управления знаний, можно рассматривать эффективность библиотеки. Можно говорить, что основное значение системы управления знаний является:
-
систематизация и накопление актуальной информации и знаний; -
обеспечение универсальной доступности сотрудников к коллективной памяти библиотеки, к явным и неявным знаниям; -
культивирование языка профессионального общения на основе метаданных и онтологического описания предметной области; -
обеспечение семантического поиска и фильтрации знаний в корпоративных и мировых информационных ресурсах; -
стимулирование сотрудничества высокоэффективных специалистов в процессе генерации идей и принятия решений; -
создание среды для online-взаимодействия профессиональных сообществ и экспертов; -
создание сетевой среды для повышения квалификации специалистов в режиме distant; -
повышение корпоративной культуры в реализации управленческих и бизнес-процессов. В выработке модели СУЗ библиотеки, нужно понимать разницу от информационной системы организации и системы управления знаниями. В задачу информационной системы знаниями входит накопление, хранение, обработка и использование пользователем той или иной необходимой информации. В задачу СУЗ входит качественное изменение уровня знаний, а также объема этих знаний и повышения уровня использования прежних и новых знаний организации за счет организации эффективной модели СУЗ организации, а также эффективного поиска и дифференцирования знаний в порядке приоритета необходимых знаний. СУЗ рассчитана и нацелена на эффективное повышение уровня знания как индивидуального, так и коллективного, так как это влияет на процесс эффективности работы. Для информационной системы достаточно иметь специалистов, владеющих навыками информационного обслуживания, возможностям личных и коллективных компетенций которого служит СУЗ, благодаря которой у человека и коллектива появляются недостающие знания, интенсифицируется процесс генерации идей и более эффективно решаются задачи. Можно привести пример, как влияют современные гаджеты на современного человека и его возможности в получении информации и знаний.
В выработке модели СУЗ необходимо разрабатывать максимально эффективный интеллектуальный интерфейс по подключению к ресурсам знаний, а именно к глобальным базам, базам данных и банкам знаний. СУЗ должна обеспечивать сотрудникам библиотеки возможность знакомства и применения знания в работе и процессах, в которых они участвуют и находят применение своим компетенциям.
Профессионально организованная модель СУЗ обеспечивает специалистам библиотеки более широкий набор средств профессиональной деятельности, а также эффективную коммуникационную среду для профессионального общения на уровне моделирования современных проектов, с помощью различных теорий, концепций, актуальных баз данных, оценкой достоверности знаний в их утверждении и представлении и так далее.
Разработка моделей системы управления знаниями в современной библиотеке напрямую зависит от возможностей организации информационного пространства, которое способствует ускорению процессов идентификации искомой информации, что, в свою очередь, облегчает исследование информации и приобретение нового знания.
Уровень библиотеки определяется возможностью накопления, хранения и использования информации и, соответственно, предоставления необходимых знаний, согласно запросам потребителя и организованной системы работы библиотеки.
В любой системе поиска важна организация системы выборки знаний, а это зависит не только от технической оснащенности и компьютерных и информационных технологий, но и от индивидуального участия сотрудников и профессионалов, которые заняты системой управления знаниями библиотеки. В этих вопросах необходимо, прежде всего, ориентироваться на профессионализм и компетентность сотрудников библиотеки, а также умение понимать и чувствовать, информация какого уровня и значения нужна потребителю и пользователю. Таким образом, процесс поиска, хранения и использования информации с целью обогащения пользователя знаниями является системой постоянных взаимодействий по накоплению и извлечению информации.
Объем накапливаемой информации с каждым годом масштабируется. Очень важно в общем потоке и хаосе по накоплению информации иметь пути поиска и выборке по информации необходимого толка. Недостаточна выборка только точечной информации. В настоящее время сотрудникам библиотеки важно обладать компетенцией в различных смежных областях знаний с целью самостоятельной обработки информации и анализа пригодных и необходимых областей информации для знания, которые интересуют индивидуального пользователя или коллектив пользователя.
В условиях большого потока хаотичной информации, поиск нужной информации знаний становится в СУЗ важнейшей функцией, которая определяет разработку современных методов поиска, что включает различные инструментальные средства и средства интеллектуального поиска, а также различные визуальные модели. Библиотека является сложной структурой, по обработке, хранению и поиску информации и знаний с целью организации
различных потоков и системы управления знаний, важным хозяйственным субъектом, поэтому на работу библиотеки во многом влияют различные социально-экономические условия, которые определяют рациональное использование ее библиотечных ресурсов, а также анализ деятельности и разработку современных моделей СУЗ. Во многом библиотека выполняет, роль субъекта, в функции которого входит поставка прикладного знания, так как в задачу библиотеки входят также требования по моделированию оптимального будущего по состоянию библиотечной системы, так как библиотека является надежным инструментарием управления знаний и различных процессов, в том числе и экономических. Оценивая этот аспект, можно сказать, что в современной деятельности библиотеки важны новые концептуальные подходы в инициации различных форм инновационной и хозяйственной деятельности современной библиотеки. В ведомстве библиотек находится регулирование норм, которые задают баланс интересов пользователей, юридических собственников и работников. Все это связано с вопросами обслуживания и нормами информационно-сетевого обслуживания пользователей. В задачи органов управления по планированию и развитию народно-хозяйственной деятельности входят и задачи по анализу программного развития библиотек. Наличие государственной политики в области библиотечного дела особенно значимо, так как это определяет уровень культурной и библиотечной политики той или иной области, региона, страны, а также уровни регионального и международного сотрудничества. Таким образом, СУЗ напрямую связано с управленческими механизмами в работе библиотек. Очень важно, чтобы в библиотеке была сформирована команда профессионалов с высоким уровнем компетенций, готовых к новым знаниям и умениям, а также способных инициировать и воплощать в жизнь новые прогрессивные идеи. Вопросы организационной культуры, а также умений быстро схватывать современные знания в различных областях знаний и наук, в том числе и в области информационных технологий, во многом способствуют устранению коммуникационных барьеров и повышают творческую активность сотрудников. В связи с этим, в современных библиотеках в последнее время распространена такая форма работы как фандрейзинг (определяется финансовой поддержкой спонсоров и заинтересованных в развитии структур библиотеки лиц) и платные услуги. Кроме того, необходимо учитывать, что в системе управления знаниями библиотека как субъект по доставке знаний и информации создает свой фирменный имидж и фирменный стиль. Чем быстрее современная библиотека приспосабливается к условиям накопления и предоставления информации и знаний, соответствующих требованиям современной действительности в различных областях знаний, тем более популярной и необходимой она является как субъект по СУЗ.
В вопросах управления знаниями основными областями исследования и применения знаний с использованием определяющей роли библиотек являются:
-
создание знаний; -
приобретение знаний; -
выявление знаний; -
усвоение знаний; -
организация знаний; -
кодификация знаний; -
доступ к знаниям; -
использование знаний; -
применение знаний; -
формирование и создание нового знания
В вопросах разработки модели СУЗ библиотеки огромную роль играет по различным областям сферы деятельности человека. В условиях развития обществ наблюдались разные периоды развития, и это было связано с прогрессом применения информации и знаний в различных областях. В условиях высокоразвитого и технологизированного общества, с развитием новейших современных технологий и различных производств, важно иметь ресурсы информации знаний, которые позволяют анализировать весь опыт прошлого и изыскивать возможности поиска информации, с целью генерации новых знаний в условиях конкуренции. Важным моментом для внедрения и развития системы управления знаниями является четкая формулировка целей и задач. Одним из основных положений формирующейся научной концепции управления знаниями является то, что интеллектуальные активы организации – знания и опыт сотрудников, коллективный опыт – не менее ценны, чем материальные активы – финансы, собственность.
Соответственно, инициативы по управлению знаниями должны быть направлены на более эффективное управление такими активами и их накопление внутри организации. В связи с этим цели формирования системы управления знаниями можно сформулировать следующим образом:
-
обеспечить сохранение всех накопленных знаний и их активное использование для организации обучения, решения текущих проблем и составления стратегических планов; -
способствовать повышению и поддержанию профессиональной грамотности сотрудников на должном уровне; -
предоставить организации возможность проявлять гибкость в организации производственного процесса; -
обеспечивать и защищать права собственности организации на устно сформулированные и систематизированные знания с целью извлечения из них выгод; -
определите необходимость приобретения новых интеллектуальных активов или отказа от устаревших и неоправданных активов; -
обеспечить максимальную отдачу от интеллектуальных ресурсов для достижения стратегических целей организации.