Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неравномерное распределение технологических знаний среди сотрудников и организаций считается недостатком знаний. Трудности, вызванные неполнотой социально-экономических знаний, являются информационными проблемами. Недостаток знаний и информационные проблемы неразрывно связаны, поскольку для того, чтобы высвободить потенциал, содержащийся в знаниях, организации должны решать обе задачи одновременно. Чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важные задачи, как:

  • приобретение знаний – это использование знаний, уже имеющихся в мире, и их адаптация к потребностям организации, а также получение новых знаний путем проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении всей жизни и развития высшего система образования);

  • передача знаний – это использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующего нормативно-правового регулирования и доступа к информационным ресурсам.

Мы предлагаем следующие условия формирования СУЗ в библиотечно-информационной деятельности:

  1. Оценка факторов состояния социально-экономических условий и нормативно-правовой базы для данного конкретного региона, конкретной библиотеки;

  2. Оценка ресурсной составляющей в области существующей информационной системы;

  3. Организация современных форм управления и работы библиотеками;

  4. Тщательный подход к выбору штата специалистов и сотрудников, которые являлись бы не только формальными исполнителями и специалистами библиотечного дела по оформлению заказов и выдаче их, но и участвовали в процессах по созданию новой информационно-ресурсной базе библиотеки и поиску способов по работе и обработке информации, с целью создания нового продукта в области информации и знания (привлечение специалистов с междисциплинарными компетенциями, а также специалистов в области знаний лингвистики и математики, а также специалистов в области социологического и философского анализа);

  5. Инициирование самостоятельных и индивидуальных форм веления библиотечного дела в условиях конкуренции и использование современных методов интеллектуального и информационно-технологического ресурса;

  6. Использование личной заинтересованности сотрудников участию в СУЗ библиотеки благодаря повышению квалификации с точки зрения современных требований в этой области;

  7. Организация новых форм делового сотрудничества межрегионального и федерального уровня в области получения информации и созданию информационной структуры библиотеки;

  8. Модернизация библиотек по вопросам оборудования и информационного обслуживания пользователей, чтобы у библиотек была возможность реконструкции, согласно современным требованиям к оборудованию и IT-технологиям;

  9. Широкое использование инновационных технологий в области накопления, обработки, хранения и доставки информации и знания потребителю;

  10. Возможности совершенствования профессиональной компетенции, благодаря дискутированию и участию в различных конференциях, совещаниях, презентациях, творческих студиях и так далее.


Таким образом, разработанные нами методические рекомендации «Формирование системы управления знаниями в Раменской центральной библиотеке» четко определяют, с какой целью они составлены, и какой результат должен быть, достигнут – они вытекают из общих целей библиотеки и связаны с целями всех уровней во всех сферах деятельности библиотеки. Они должны повысить способность библиотеки генерировать и развивать оригинальные полезные идеи и решения по составлению и реализации модели СУЗ РЦБ. Разработанные методические рекомендации позволили достичь поставленной цели исследования.


Вывод по второй главе. В данной главе рассматриваются важные аспекты формирования системы управления знаниями в современной библиотеке, которые связаны, прежде всего, с разработкой модели управления знаниями в библиотеке и выработкой основных методических рекомендаций по решению данных вопросов. Эти вопросы анализируются на примере работы СУЗ Раменской центральной библиотеки, в которой СУЗ в рамках использования электронного запроса и обработки его автоматизированной системой управления базой данных. Определена и важность эффективной системы межбиблиотечного электронного каталога, а также формы и предложения услуг и т.д. Выполнен анализ научной литературы практик работы библиотек по этим вопросам. Стандартной модели управления знаниями не существует. Для каждой организации эта модель индивидуальна и зависит от стратегических целей, имеющихся знаний, умений и навыков персонала. Для разработки выработки собственной модели системы управления знаниями мы изучили и рассмотрели существующие модели управления знаниями.

Определена основная стратегия в анализе существующих методик и выработке собственной стратегии управления знаниями: взаимодействие осуществляется эффективным образом с использованием информационных технологий. При правильном управлении такая модель генерирует не только метазнания, но и знания о методах обучения. Делается акцент на том, что библиотека в своей организационно-технической деятельности должна ориентироваться на современные подходы владения и использования междисциплинарного знания в различных областях знаний и определять способы максимальной возможности хранения, поиска, обработки, использования знания, рождение нового знания благодаря совершенствованию компетенций профессионалов библиотечного дела и использованию современных компьютерных и информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление знаниями  — это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания и формирования нового знания.

Причины невнимания отечественных библиотек к проблеме управления знаниями — это предмет дальнейших исследований, но уже сейчас можно отметить основные из них: высокая стоимость проектов управления знаниями, нежелание самих библиотекарей что-либо менять в своей деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени заняты созданием электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов, внедрением коммуникационных технологий. В то же время следует отметить, что такие вопросы управления знаниями, как управление собственными неявными знаниями, могут решаться уже сегодня.

Внедрение концепции управления знаниями в работу библиотек будет способствовать повышению престижа библиотеки в современном обществе, широкому освоению новых информационных технологий, появлению возможности выявления, накопления и передачи новых знаний, улучшению качества доступности, расширению перечня предоставляемых услуг. В связи с этим возрастает актуальность адаптации библиотечных работников к концепции управления знаниями. Как показал опыт организаций, которые уже реализовали проекты по УЗ, эти проблемы связаны, прежде всего, с человеческим фактором.

Здесь следует отметить:

  • ограниченные возможности приобретения знаний людьми и организациями;

  • нежелание людей делиться знаниями;

  • сложность процесса передачи собственных знаний;

  • боязнь, что может обнаружиться незнание;

  • проблема восприятия новых знаний;

  • внутреннее отторжение самого термина «управление знаниями» как ограничивающего свободу личности.

  • развитие информационных ресурсов предприятия.

Подводя итоги, можно дать характеристику концепции управление знаниями:

  • переход от процессов информирования к предоставлению знаний об объекте;

  • внимание к специалисту, оценка его скрытого знания как существенной части интеллектуального капитала предприятий;

  • формирование информационными службами новых продуктов, создание нового знания на основе информационного анализа существующего;

  • ориентация технологий УЗ на удовлетворение информационных потребностей специалистов, что позволит одновременно и типизировать и индивидуализировать информационное обеспечение;


Целью данной работы являлось разработка модели системы управления знаниями Раменской центральной библиотеки и методических рекомендаций.

Установлено, что впервые термин «управление знаниями» появился в 1980-х гг., однако предпосылки возникновения понятия и целой управленческой концепции можно отнести уже к середине XX века.

Управление знаниями  — это довольно молодая научная концепция, получившая свое наибольшее развитие в конце 90-х гг.

В России тема управления знаниями в организационном контексте также достаточно нова  — в последние годы различные компании и государственные структуры пытаются внедрить у себя соответствующие системы управления знаниями, в основном адаптируя и перенимая западные практики и наработки.

Рассмотрены категории концепции управления знаниями — информация, данные, знания, система управления знаниями. Определена логическая цепочка: исходные данные — информация (контекст, в котором использованы данные) — знание (выводы на основе данных и информации). То есть, основное отличие знания от информации — в степени организованности и осмысленности первичных данных.

В конце 90-х гг. концепция управления знаниями привлекает внимание и специалистов библиотечно-информационной сферы. С 1998 г. управление знаниями — одна из дискуссионных тем ИФЛА. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001) была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями.

В 1998 г. появились публикации, в которых управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, названия которых свидетельствуют о значимости концепции УЗ для библиотекарей.

Библиотечно-информационная деятельность не тождественна деятельности по управлению знаниями, но элементы одной могут с успехом применяться в другой. Объектом управления знаниями в библиотеке могут быть как знания, связанные с библиотечной деятельностью (статистика, отчеты, навыки сотрудников, справочные базы, поисковые системы и каталоги), так и знания, сосредоточенные в одном из элементов библиотеки — ее фондах.

Управление знаниями в деятельности современной библиотеки — это формирование отношений между библиотекой и пользователем (библиотекой и обществом), способствующих трансформации знаний, что обеспечивает рост и развитие интеллектуального потенциала общества.