Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основываясь на этих позициях, М. Эрл предлагает модель управления знаниями. Она включает в себя четыре технических и социальных компонента: система знаний, сети, работники знания, обучающиеся организации.

4. Модель Э. Караяниса. Он объединил информационные технологии с управленческим и организационным познанием в управлении знаниями. В своей формализованной форме модель обозначается как «Сеть организационных знаний», или OK-Net. Эта модель основана на трех ключевых элементах: метапознании, метаобучении и метазнании. Используется матрица (2×2), состоящая из последовательных циклов знания, в которых индивид или организация преодолевают четыре стадии понимания и незнания: незнание о незнании; невежество в понимании; понимание невежества; понимание понимания. Указывается ситуация в одной из этих ячеек (квадрантов). Действие направлено на контроль перехода из одного состояния в другое. Переходы осуществляются двумя способами:

  1. способность взаимодействовать;

  2. последовательность действий.

Взаимодействие осуществляется эффективным образом с использованием информационных технологий. При правильном управлении она генерирует не только спиральные знания или повышенную мудрость (метазнание), но и знания о методах обучения.

5. Модель К. Вииг. Вииг является одним из первых, кто занимается управлением знаниям. Его обобщенная схема основана на четырех положениях, на которых должна быть сосредоточена инициатива по управлению знаниями:

  • основа управления знаниями состоит в том, как создаются знания, как они используются при решении проблем и принятии решений, как они когнитивно проявляются в технологиях и процедурах;

  • необходимы постоянные исследовательские знания;

  • необходимо оценить знания по каждому бизнесу до, во время и после окончания;

  • необходимо активно управлять знаниями на протяжении всего жизненного цикла организации, на всех этапах жизненного цикла продукта и инноваций.

6. Модель Л. Эдвинссона — это модель интеллектуального капитала. Эдвинссон стал известен в области управления знаниями. Он интересовался вопросами управления интеллектуальным капиталом и оценки активов знаний. Основная модель — это схема организации активов компании, четыре компонента интеллектуального капитала и их взаимодействие для создания ценности:


  1. человеческий капитал, включая знания и навыки, которые могут быть преобразованы в ценность;

  2. структурный капитал как вспомогательная инфраструктура компании;

  3. бизнес — активы — определяются как структурный капитал, который фирма использует для создания стоимости в коммерческом процессе (перерабатывающие мощности, распределительные сети);

  4. интеллектуальная собственность — интеллектуальные активы компании, охраняемые законом.

Динамичный характер модели заключается в создании ценности за счет двух источников: инноваций; продукты и услуги, возникающие в результате коммерциализации инноваций.

Существует много теорий, которые определяют эффективное функционирование общества знаний. Это напрямую относится и к вопросам исследования СУЗ в библиотеках. Например, существует теория, Й. Шумпетера который предлагает анализировать все имеющиеся ресурсы по оценке информации в области той или иной технологии, ссылаясь на мотивы получения информации знаний, предпринимателей.

Также существует теория поиска информации Дж. Стиглера, который делает акцент на том, что информация служит цели достижения максимальной экономической выгоды. Следует отметить, что в современных условиях информация является важным стратегическим ресурсом в различных областях знания, так как достоверность информации и ее объем позволяют формировать конкуретно-способное знание.

Для оценки и прогнозирования, а также разработки методик системы управления знаниями библиотеки важно оценить философско-социологические подходы в области управления знаниями прошлого, настоящего и попробовать смоделировать на основе этих знаний современные подходы.

В конце XX века вопросами менеджмента XXI века занимался Питер Друкер, который отмечал и исследовал в своей работе «Ориентиры завтрашнего дня» (1959) категорию «работника знания», отмечая, что эрудиция знания, образования и компетенции станут центрами, вокруг которых будут концентрироваться общества знания. Таким образом, вопросы накопления и формирования знания находятся в такой важной ресурсной базе как личные способности и возможности индивидуального человека, с возможностью обмена этими знаниями в равновеликой среде единомышленников, коллег, сотрудников.

По концепции Майкла Полани, важной ролью в системе знания и управления его является личное знание. Бережное отношение к знанию, к личному знанию формирует качественное эффективное коллективное знание. Рассмотрев, и изучив, существующие модели СУЗ мы разработали собственную модель, которую создали по следующим параметрам:




2.2 Модель СУЗ Раменской центральной библиотеки
Разработанная модель СУЗ РЦБ состоит из различных процессов, которые осуществляются благодаря таким факторам:

  1. Поиск и приобретение знаний.

Выявление знаний из источников и преобразование их в нужную форму, а также перенос в базу данных РЦБ.

Источниками знаний могут быть книги, архивные документы, содержимое других баз данных РЦБ. Извлечением знаний для РЦБ из источников занимается инженер по знаниям (аналитик), то есть технический специалист, занимающийся разработкой базы знаний. В отличие от приобретения субъективных знаний, суть процесса ввода объективизированных знаний в базе знаний достаточно очевидна, так как они имеют однозначное вербализированное представление, из которого инженер по знаниям (аналитик) может выделить сущности и связи между ними.

  1. Накопление коллективной памяти, состоит из базы данных РЦБ (полнотекстовые, неструктурированные, частично структурированные, структурированные, визуальные, текстовые базы данных). Базы знаний (электронная система, в которой размещают, хранят, обменивают информацию, библиографические ссылки), метаописания (теги, которые описывают содержимое БД в 155-160 символах), онтологии (классификаторы видов произведений, типов изданий и тематических рубрик) и профили компетенции всех сотрудников библиотеки.

Конечная цель коллективной памяти РЦБ состоит в обеспечении доступа к знанию всякий раз, когда это необходимо. Для этого коллективная память реализует активный подход к распространению знаний, который не полагается на запросы пользователей, а автоматически обеспечивает полезное для решения задачи знание. Чтобы предотвращать информационную перегрузку, этот подход совмещён с высокой выборочной оценкой уместности. Законченная система коллективной памяти РЦБ действует как интеллектуальный помощник пользователю. Интеллектуальный анализ данных выполняется методами, характерными для систем OLAP, извлечение сведений о зависимостях и закономерностях, имеющихся в данных, осуществляется с помощью систем Data.

  1. СУЗ.

Состоит из информации и данных, которые доступны всем членам организации через специальные порталы и системы управления контентом РЦБ. СУЗ Раменской Центральной библиотеки есть стратегия предприятия, цель которой — собрать всю циркулирующую информацию в среде организации, и направить ее на повышение качества обслуживания клиентов и сокращения времени реакции на изменяющиеся условия рынка. Система управления знаниями РЦБ связывает между собой все имеющиеся на предприятии управленческие процессы и соотносит их со стратегией развития.


  1. Распространение знаний.

РЦБ ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний библиотеки. Эта деятельность осуществляется посредством создания комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации (рассчитанной преимущественно на удаленных пользователей).

  1. Поиск и обмен знаниями.

Организация и проведение массовых мероприятий, рассчитанных преимущественно на жителей региона и посетителей библиотеки (краеведческих чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и прочее).

  1. Процесс управления знаниями в библиотеке.

Внутри РЦБ действует система, реализующая концепцию системного обеспечения качества, предусматривающая постоянную работу по созданию условий, в которых требуемое качество библиотечно-информационных услуг обеспечивается на каждом этапе их деятельности. Наличие в библиотеке сертифицированной системы менеджмента качества гарантирует бесперебойное функционирование процессов, ориентацию на пользователя и стабильное качество библиотечно-информационных услуг.

  1. Доступ к знаниям.

Доступ к знаниям РЦБ способствует как личному, так и общественному развитию. Накопленные в архивах РЦБ знания играют важную роль в создании новых знаний. Играя такую важную роль, библиотеки и библиотекари начинают выходить на главенствующие позиции в деле создания информационного общества и поддержании его устойчивости. 

  1. Сбор и оценка знаний.

Поисковые машины знаний, вопросно-ответные системы и комбинированные системы. Система управления знаниями Раменской Центральной библиотеки служит для процессов предоставления информационно-библиотечных и библиографических услуг, а также для управления знаниями в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения, IT и так далее. СУЗ РЦБ представляет собой универсальную систему библиотековедения, библиографоведения, книговедения, архивоведения, IT; влияет на качество предоставляемой услуги и информационно-библиографических продуктов посредством мотивации персонала, развития компетенций через обучающие курсы и мероприятия.

  1. Web-портал.

Сайт Раменской Центральной Библиотеки (www.rambibl.ru) позволяет оперативно сообщать о событиях, книжных новинках, устанавливать обратную связь с пользователями, раскрывать фонды, представляя электронные каталоги и базы данных. Сайт доступен через интернет-браузер. Эта система включает следующие типы знаний: электронный каталог по материалам библиотеки, библиографические указатели нормативно-правовых документов, электронный каталог статей по библиотечному делу и прочее. Она содержит также процессы предоставления информационно-библиографических услуг удаленным пользователям. Очень важным является тот факт, что сайт Раменской Центральной библиотеки содержит достоверную и аутентичную информацию, то есть успешно может объединить электронные ресурсы и живую книгу.


  1. Продукты и услуги.

На сайте РЦБ можно узнать информацию о новых продуктах и услугах. Услуги Раменской Центральной библиотеки включают в себя:

  • читальный зал, где можно пользоваться компьютером, изучать необходимую литературу, пользоваться сканером и принтером, интернетом;

  • абонемент для возможности постоянно заказывать и читать популярную литературу;

  • электронный каталог для интерактивного интернет - поиска имеющейся в РЦБ литературы;

  • регистрация в Литрес, НЭБ, Президентской библиотеке;

  • свободный доступ к игровой комнате в течение дня, где есть X-box, Play Station.

Таким образом, все пункты модели системы управления знаниями Раменской центральной библиотеки представляет процесс формирования компетентности в библиотечно-информационной деятельности, раскрывая содержание, процесс формирования и его оценку. Разработанная модель системы управления знаниями Раменской центральной библиотеки может быть скорректирована, так как должна соответствовать изменяющимся условиям и быть эффективной.


    1. Разработка методических рекомендаций модели СУЗ


Важнейшей задачей библиотечно-информационной деятельности Раменской центральной библиотеки является эффективное и качественное обслуживание пользователей: населения в т.ч. школьники, специалисты, молодежь и юношество.

Решить эту задачу можно по-разному. Одним из таких путей является эффективное создание модели системы управления знаниями в РЦБ, в связи с этим интенсивно обновляются технологии обслуживания пользователей библиотеки, что значительно позволяло специалистам библиотеки расширить интерес к библиотечной деятельности.

Любая работа, проделанная библиотекарями, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность, ознакомится другие специалисты современных библиотек.

Цель данных методических рекомендаций - оказать специалистам библиотеки помощь в разработке и оформлении модели систем управления знаниями, дать библиотекарям обобщенные и систематизированные представления о модели, ее структуре и созданию методических рекомендаций.

Методические рекомендации освещают актуальные общие методические вопросы и вопросы методики построения модели СУЗ, прилагают порядок, последовательность и технологию работы библиотекаря по методическим рекомендациям.