Файл: Ответ на вопрос в чём состоит различие понятий труд, деятельность иработа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 27564

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

РУТ (МИИТ)

__________________________________________________________________

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 
Кафедра «Экономика труда и управление человеческими ресурсами»

 
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Экономика труда»

 

 





Выполнил

студент группы




Проверил старший преподаватель


Москва – 2023

Содержание








Стр.

1.

Ответ на вопрос: В чём состоит различие понятий «труд», «деятельность» и «работа»?

3-7

2.

Ответ на вопрос: Какие основные факторы влияют на изменение численности трудовых ресурсов?

7-10

3.

Ответ на вопрос: Каковы пути минимизации безработицы?

11-15

4.

Ответ на вопрос: Проанализируйте особенности вознаграждения различных категорий работников.

15-19

5.

Ответ на вопрос: Какова роль производительности труда в экономическом росте?

20-23

6.

Ответ на вопрос: Какие основные причины обуславливают неравенство в доходах?

24-27

7.

Ответ на вопрос: В чём заключается сущность понятия «социально-трудовые отношения»?

28-31

8.

Ответ на вопрос: В чём заключается сущность понятия «достойный труд»?

31-35




Список используемой литературы

36











1. Предмет и задачи дисциплины «Современная экономика труда».


    1. В чём состоит различие понятий «труд», «деятельность» и «работа»?

Считается, что именно труд предопределил развитие человеческой цивилизации и выделил её из животного мира. Именно склонность к осознанной деятельности помогает людям становиться творцами своей судьбы и серьёзно влиять на окружающий мир, изменяя его по своему усмотрению. В быту мы отождествляем понятия работа, труд и деятельность, считая их синонимами. Действительно ли данные категории схожи друг с другом, либо между ними есть разница?

Понятие деятельности определяется как осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя (по А.Н. Леонтьеву).

Деятельность человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации.

Признаками деятельности являются:

  • предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете);

  • субъектность (субъект обладает активностью);

  • опосредованный характер (орудия, социум);

  • социальная природа.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).



Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой – города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность – это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги – это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной ему области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него польза вышла». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время есть деятели, которые во имя утопической цели, или для получения прибыли, или ради того, чтобы оставить след в истории, готовы крушить оправдавшие себя формы общественной жизни, ломать добрые традиции, наносить своими действиями невосполнимый ущерб природе. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать – не строить». Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата. «Великий реформатор, – говорит В.Г. Белинский, – приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».

Рассматривая понятие, труд, можно сказать так. Труд ‒ это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. В процессе труда
исходные материалы приобретают новые свойства, старые идеи – новое содержание. В экономике данный термин является составной частью факторов производства и состоит из предметов и средств труда.

К труду относится только легитимная (не запрещенная) деятельность. Запрещенная, не легитимная, преступная деятельность трудом быть не может, так как она деструктивна, не приносит общественной пользы и преследуется по закону. Труд – это востребованная деятельность. Если человек затратил время и усилия на производство изделия, которое оказалось никому не нужным, то такую деятельность также нельзя считать трудом, например затраты рабочего времени на выпуск бракованной продукции по вине работника.

Труд изучается в единстве всех его элементов, составляющих сам процесс труда: предмет труда, средства труда, рабочая сила.

Предмет труда – вещество природы, вещественные комплексы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, энергетические, материальные и информационные потоки.

Предметы труда делятся на получаемые в готовом виде из природы и прошедшие первичную обработку (сырье и материалы). Рабочая сила – это совокупность физической и умственной энергии человека, используемой для производства благ и услуг. Рабочая сила является ведущей производительной силой общества. Таким образом, процесс труда можно определить как процесс соединения рабочей силы со средствами производства и их производительного потребления с целью создания потребительных стоимостей.

Характер труда определяется всей совокупностью отношений, которые устанавливаются между участниками процесса труда. Он выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, которое задается системой производственных отношений. Различают общие и частные признаки характера труда.

Общие признаки характера трудаотражают, в каком отношении находятся работники к средствам производства, продукту своего труда, степень принудительности труда, проявление общественной природы труда. Это означает, что категория «характер труда» выражает тип его общественной организации и отношение работников к труду. Характер труда определяется типом собственности как на средства производства, так и на рабочую силу, всей системой производственных отношений общества.


Труд и работа не являются идентичными понятиями. Работа ‒ это трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид порученной работнику деятельности), конкретное содержание и объем которой устанавливается трудовым договором. Вид и место трудовой деятельности человека; осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. Усилия прикладываются именно для того чтобы получить осязаемый результат, который можно либо посчитать (производство, строительство, сельское хозяйство), либо оценить умозрительно (юриспруденция, программирование, журналистика).

Как работа, так и труд могут вестись на общественных началах либо оплачиваться. Всё зависит от статуса субъекта правоотношений и условий, в которых он находится. При этом принудительный труд запрещен, равно как и подневольная работа, за эксплуатацию человека предусмотрена уголовная ответственность. Участники правоотношений наделены свободой самореализации, которая проявляется в сознательном выборе.

Тем не менее, отличия между данными категориями тоже есть. Во-первых, понятие «труд» значительно шире: в него, в числе прочего, входит и работа. Он может и оплачиваться, и осуществляться на добровольных (принудительных) началах. Во-вторых, слово «труд» чаще всего используется в позитивном смысле, противопоставляясь рутинным процессам. Работа же может выступать в негативном значении как монотонная, ежедневная задача, которая должна выполняться несмотря ни на что.

Труд далеко не всегда является оконченным: он может продолжаться бесконечно. Об этом красноречиво говорит миф о Сизифе, который был наказан богами на вечный подъём камня в гору. В то же время, работа направлена на результат, который должен быть либо измеряемым, либо умозрительным. Слово «работа» применяется исключительно по отношению к человеку. Понятие «труд» используется и при описании других представителей животного мира (пчёлы, обезьяны, растения).

Можно выделить несколько различий по следующим признакам:

  • Объём понятий. Значение категории «труд» более широкое, нежели понятия «работа».

  • Конечный результат. Работа всегда направлена на получение конкретного блага, в то время как труд может реализовываться именно через процесс («Сизифов труд»).

  • Олицетворённость. Понятие «труд», как правило, может применяться по отношению к любым живым существам (пчелиный труд – сбор мёда), в то время как работа – только по отношению к человеку.

  • Эмоциональная окраска. В массовом сознании работой принято называть рутинные действия, которые отнимают много времени, а труд выступает в качестве созидания, развития, реализации целей и устремлений.

  • Наличие/отсутствие оплаты. Как правило, работа осуществляется на возмездной основе и синонимично занимаемой должности или вакансии. Труд может выполняться как подневольно (рабский, каторжный), так и безвозмездно (общественно-полезный, волонтёрский).