Файл: Ответ на вопрос в чём состоит различие понятий труд, деятельность иработа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 27565
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различный опыт работы. На современном отечественном рынке одним из важнейших факторов при выборе работника является его профессиональный опыт. На практике это отражается на заработной плате, уровень которой ниже для начинающих специалистов, по сравнению с работниками, имеющими большой профессиональный опыт.
На неравенство доходов могут влиять и другие дополнительные факторы. Например, неудачи или удача, свободный доступ к ресурсам, представляющим особую ценность и др.
Последствия данного явления могут иметь экономический и социальный характер. К первой категории относят прогрессирующее расслоение категорий населения, то есть все больший объем ресурсов, которые изымаются у бедных слоев общества, концентрируется у малого процента населения. В результате наблюдают рост недовольства в обществе, формирование социального напряжения, беспорядки.
Разница в доходах в расчете на душу населения или на одного трудящегося является дифференциальным доходом. Неравенство доходов наблюдают во всех экономических системах в разной степени. Традиционный тип экономики характеризуется наибольшим разрывом в уровне доходов.
Различия постепенно уменьшаются во время перехода к капиталистической системе со свободной конкуренцией и существенно снижаются в процессе трансформации в современную рыночную экономику. Неравенство доходов значительно увеличивается, если административно-командная система переходит в рыночную.
Данный процесс объясняется тем, что частично население страны продолжает существовать при распадающейся прежней системе, и формируется определенный слой общества, который живет, согласно законам рыночной экономики. В течение времени неравенство сокращается по причине вовлечения в рыночные отношения более широких слоев населения.
Граждане, получают доходы несколькими способами:
-
организация собственного бизнеса, то есть предпринимательство; -
предоставление в пользование другим людям или организациям собственных факторов производства, включая труд, землю, капитал.
Данный механизм изначально подразумевает некое неравенство доходов. Разница в доходной части может быть существенна. В таком случае она создает ряд рисков для политической и экономической стабильности в государстве.
По этой причине практически каждая развитая мировая держава реализует меры по сокращению неравенства доходов. Подобная политика выполнима лишь при наличии навыков проведения точных измерений степени дифференциации доходов и богатства, а также оценки результатов воздействия на нее с помощью государственной политики.
Неравенство в социально-экономической сфере является важнейшим фактором и результатом развития общества. Низкие показатели разницы в доходах, как и высокие характеристики аналогичного показателя, оказывают негативное влияние на экономику, снижают темпы общественного прогресса и дестабилизируют общественный порядок.
Серьезным фактором увеличения показателей дифференциации доходов является инфляция, не сопровождающаяся индексацией выплат в процессе роста цен. Таким образом, стоимость потребительской корзины растет такими темпами, которые опережают общее повышение цен.
Явление социально-экономического неравенства является серьезной проблемой даже для наиболее развитых стран. Наблюдаются ситуации, при которых воспроизводятся слои населения, не обладающие материальным достатком и доступом к образованию, способным открыть путь к квалифицированному труду. Какая-то часть этих граждан принимает на себя роль иждивенцев, отторгая трудовую деятельность и отдавая предпочтение жизни на пособия.
Решением данной проблемы занимается непосредственно государство. Очень запоминающийся момент, который произошел в период распада СССР, экономика страны перешла из плановой в рыночную, вследствие чего произошел большой разрыв между доходами населения. Правительство, заметив это, активно начало решать эту проблему и прибегла к таким мерам, как: установление минимальной заработной платы, социальное обеспечение, равенство возможностей, прогрессивный подоходный налог, большие налоги на предметы роскоши, налог на наследство и имущество.
Реально увеличить доходы можно с помощью эффективной социально-экономической политики. К наиболее распространенным мерам сокращения неравенства относят:
-
повышение реальной заработной платы; -
укрепление финансовой основы пенсионного фонда путем содействия повышению номинального размера оплаты труда; -
создание механизмов, регулирующих доходы населения с учетом территориальных особенностей государства; -
достижение более рационального распределения доходов на основании повышения эффективности системы налогообложения; -
результативный контроль над реальной доходной частью.
Указанные способы позволяют сократить разрыв в распределении духовных и материальных благ между представителями гражданского общества. В результате такие меры направлены на повышение уровня жизни населения.
Россия является одной из ведущих стран, исходя из степени концентрации богатства у небольшого процента населения. К примеру, более 70% активов финансового и нефинансового сектора экономики страны принадлежат 5% граждан. Россию можно отнести к верхней трети стран с неравномерно распределенными доходами при сильном уклоне в сторону обеспеченных слоев населения.
Всемирный банк в докладе «Бедность и всеобщее процветание: борьба с неравенством 2016» подсчитал, что в 2015 году десятая часть наиболее обеспеченного населения нашей страны обладала 29,7% от доходов государства.
Особенностью России на данном этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений с формированием адекватной социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально-экономическое равновесие членов общества. Поэтому государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения.
Подведя итоги, можно отметить, что мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает.
- 1 2 3 4
Регулирование социально-трудовых отношений.
-
В чём заключается сущность понятия «социально-трудовые отношения»?
Социально-трудовые отношения в качестве термина вошли в систему понятий и категорий экономики труда через понятие развития научных и прикладных представлений о роли людей, их трудовых ресурсах в развитии экономики и о человеке как о субъекте общественного развития. В контексте социально-трудовых отношений человек рассматривается как личность многогранная и много ролевая, которая способна решать важнейшие поставленные перед ней задачи социально-экономического развития страны с целью стабилизации социальной и экономической ситуации, становление и развития производства нового технологического уровня, повышения жизненного уровня населения. Основой такой деятельности выступает сотрудничество и партнёрство всех сил общества, выработка механизма эффективного регулирования национальной системы социально-трудовых отношений.
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, которые сконцентрированы на регулировании качества трудовой жизни.
Социально-трудовые отношения существуют в двух формах: первая – фактические социально-трудовые отношения, которые реализуются на объективном и субъективном уровнях; вторая – социально-трудовые правоотношения, которые отражают в полной мере институциональные и законодательные нормы.
В системе социально-трудовых отношений выделяются следующие структурные составляющие:
-
субъекты и уровни социально-трудовых отношений; -
предметы социально-трудовых отношений и их структура; -
принципы и типы социально-трудовых отношений.
В качестве субъектов социально-трудовых отношений выступает человек, группа людей, которых связывает какой-то системообразующий признак. В этой связи социально-трудовые отношения делятся на индивидуальные, когда отдельным работодателем ведётся взаимодействие с отдельным работников, а также групповые, когда работники и работодатели взаимодействуют между собой. Таким образом, можно говорить о том, что социально-трудовые отношения делятся на двух-, трёх- и многосторонние.
Субъектом социально-трудовых отношений также может выступать организация или группа, в том числе территориальное образование.
Для каждого субъекта социально-трудовых отношений характерны свои черты, далее рассмотрим некоторые группы и их основные характеристики: наёмные работники, работодатели, государство.
Наёмный работник заключает письменный или устный трудовой договор найма с работодателей, который, в свою очередь, определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Для наёмных работников характерно различное положение в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда и некоторым другим критериям, которые определяют их трудовое поведения, к последним можно отнести пол, возраст, состояние здоровья, степень образованности, уровень профессионализма, должностная и отраслевая принадлежности.
Зрелые или развитые трудовые отношения подразумевают наличие институтов, которые выступают от имени наёмных работников и защищают их интересы. Справедливо заметить, что именно такой деятельностью занимаются профессиональные союзы, объединения наёмных работников по социально-экономическим интересам и др.
Работодатель в качестве субъекта социально-трудовых отношений выступает как человек, который работает самостоятельно и регулярно ведёт наём много лиц для осуществления трудовой деятельности. Работодатель чаще всего является собственником средств производства. Кроме того, работодателем можно считать руководителя в государственном секторе экономики, который нанимает по договору, но при этом не является собственником средств производства.
Роль государства в социально-трудовых отношения напрямую зависит от выполнения им ряда функций, среди них следующие: законодательная, правозащитная, регулирующая. Мера реализации каждой из этих функций государства определяется историческими, политическими, экономическими условиями его развития. В этой связи роль государства в социально-трудовых отношениях постоянно меняется весьма кардинально. Однако при любых обстоятельствах государство заинтересовано в равноправном партнёрстве социально активных и наёмных работников и работодателей, в достижении социального согласия и снижении уровня конфронтация между субъектами трудовых отношений.
В период каждого из этих жизненных циклов человек в социально-трудовых отношениях будет отдавать предпочтение тем или иным целям – предметам. Так, на первом этапе жизненного цикла индивидуума предметом социально-трудовых отношений могут выступать: трудовое самоопределение, профессиональное обучение, профориентация и т.д. На последующем этапе определяющую роль в социально-трудовых отношениях будут играть: наем, увольнение, социально-профессиональное развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда, его вознаграждение. Далее предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности и др.