Файл: Ответ на вопрос в чём состоит различие понятий труд, деятельность иработа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 27520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модели рынка труда и занятость населения

  1. Каковы пути минимизации безработицы?

В любой рыночной экономике есть тенденция к изменениям и нестабильности. Ключевой критерий, который оказывает влияние на ее развитие и функционирование, представляет из себя экономически активное население. Его можно разделить на занятых и безработных. Безработица является отражением экономического неравновесия в стране. Уровень занятости и безработицы серьёзно влияет на смену фаз экономического цикла. Ситуация на рынке труда воздействует значительным образом на экономические и социальные процессы в обществе, а также может провоцировать социальные конфликты. В силу этих обстоятельств в экономической теории отведено отдельное место для изучения и анализа проблем, которые связаны с безработицей, её последствиями, а также мерам воздействия на рынок труда со стороны государства.

Безработица – это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её. Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, которые соответствуют таким критериям:

  • отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);

  • наличие регистрации в социальном фонде как безработного;

  • постоянный поиск рабочего места;

  • готовность незамедлительно приступить к работе.

К причинам безработицы можно отнести следующее:

  • внедрение новых технологий, оборудования в экономике приводит к сокращению излишней рабочей силы;

  • экономический спад или депрессия (застойное состояние экономики), которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

  • сезонные изменения в уровне производства и отдельных отраслях экономики (строительство, сельское хозяйство, туризм и др.);

  • рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда, и возрастает вероятность безработицы.

Уровень безработицы определяется процентным отношением количества безработных к общей численности экономически активного населения в рассматриваемый период. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.


Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы: политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.; стимулирование самозанятости населения, особенно женщин; расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников; разрешение трудовой эмиграции; активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет: улучшения информационного рынка труда. В нашей стране эту функцию выполняет центр занятости населения. Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.

Для борьбы с циклической безработицей наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастает, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Список программ сокращения безработицы большой, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы:

  • перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п.;

  • развитие служб переподготовки кадров и повышение квалификации;

  • предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества (работа в области охраны окружающей среды и т.п.)

  • иностранные инвестиции.


В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров в соответствии с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, содействие в развитии малого и среднего бизнеса.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

К социальной политике относятся такие меры поддержки, как:

  • выплата пособия по безработице признанным безработными;

  • бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;

  • предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

  • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения ‒ это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

  • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

  • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

  • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

  • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).


Необходимо отметить, что ситуация в сфере труда и занятости возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Численность безработных в России в январе 2023 года снизилась до 3,6% от рабочей силы, что стало минимальным значением в новейшей истории страны, следует из данных Росстата. С учетом сезонной коррекции показатель и вовсе опустился до 3,5%, сообщило Минэкономразвития. За 2022 год численность безработных граждан в России снизилась на 445 тыс. человек, или на 13,8%, сообщало правительство. В 2023 году ситуация также остается стабильной, а по оценке Минэкономразвития — «благоприятной».

Одним из трендов на рынке труда 2022 года стал рост неполной занятости — то есть трудящихся неполное рабочее время, находящихся в простое, отгулах или отпуске за свой счет. В третьем квартале неполная занятость достигла рекордных 4,66 млн человек, что превысило пандемические максимумы. Активизировались и темпы движения кадров: в ноябре-декабре 2022 года было уволено 2,69 млн человек против 2,53 млн в аналогичный период 2021 года. На работу были приняты 2,7 млн человек против 2,49 млн годом ранее.

Российская модель адаптации к шоковым явлениям в экономике предполагает в том числе часовую подстройку, то есть сокращение часов работы, осуществляемое в виде перевода работников на неполный рабочий день и в вынужденные отпуска, отмечает научный сотрудник центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Зудина. Помимо этого, часть занятых в кризис перемещается с формальных на неформальные рабочие места (иногда даже в рамках одного и того же предприятия), обеспечивающие их возможностью заработка. Вместе указанные механизмы позволяют рынку труда гибко подстраиваться к экономическим шокам без драматичного увеличения показателей безработицы, указывает эксперт.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства.



  1. Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда.

    1. Проанализируйте особенности вознаграждения различных категорий работников.

В качестве стимулов выступают все имеющиеся в распоряжении системы управления организации материальные и морально-психологические ценности (заработная плата, премии, стипендии, участие в управлении, планирование карьеры, благодарности, награды, привилегии, льготы, статус), которые являются актуальными для персонала. Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающегося, главным образом, субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование осуществляется администрацией организации. В классических концепциях управления персоналом изначально стимул в большей степени отвечал понятию «вознаграждение», основанному исключительно на заработной плате, затем добавились премии и другие материальные вознаграждения.

Учет индивидуальных, личностных качеств работников изменил содержание процесса стимулирования, который стал основываться не только на нормировании и организации труда, но и на анализе востребованности персоналом предлагаемых системой управления стимулов, с учетом их актуальности для удовлетворения возрастающих потребностей работающего.

Под вознаграждением персонала понимают все затраты, которые несет работодатель на основании трудового соглашения. Процесс определения материального вознаграждения работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, а с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности.

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает всех целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными условиями труда и т.д. Пересмотр вознаграждения каждого отдельного сотрудника является следствием его оценки со стороны организации и отражает, насколько успешно данный сотрудник справляется со своими обязанностями. Системы оценок могут быть различными, однако цель у них одна - провести разграничение между сотрудниками, работающими не удовлетворительно, удовлетворительно и хорошо (степеней градации может быть больше), и соответственно их вознаградить. В большинстве современных организаций такая оценка принимает форму ежегодной аттестации или собеседования, которое проводится непосредственным руководителем сотрудника по итогам работы за определенный период (чаще всего за год). Компенсационный пакет, или система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы) и социальные выплаты или льготы (бенефиты).