Файл: Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории выполняется после изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первой половине XIX в. в русле консерватизма сложилась идеология славянофильства. Славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, в частности: о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о повышении значимости крестьянской общины и местного самоуправления, об усилении роли государственного начала, о соотношении закона и обычая. Представитель славянофильства К.С. Аксаков (1817— 1860), критикуя Запад, указывал, что республика является «самой вредной правительственной формой». Им была разработана теория «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев также утверждал неприемлемость для России европейского пути развития. В своей работе «Великая ложь нашего времени» он выражал крайне негативное отношение к либеральным идеям парламентаризма и народовластия, считая их ложными. Провозглашение политических прав и свобод в европейском понимании, по мнению К.П. Победоносцева, приведет Россию к анархии.
Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, присущих развитию консервативной мысли того времени. Это — декларирование идеи о сохранении традиционной системы отношений; провозглашение необходимости собственного пути развития для России, основанного на самодержавии; признание «отеческого» или патерналистского правления как идеального и единственно возможного для страны; критика либерализма, в частности, идей народного суверенитета, парламентаризма, свободы и равенства; опора на религиозное (православное) мировоззрение.
Идеи либерализма начали привлекать к себе внимание еще со времен правления Екатерины II, практически сразу же после их теоретического оформления в Западной Европе. С воцарением Александра I этот так называемый правительственный либерализм стал обретать характер конкретной программы действий. Среди мыслителей, занимавшихся внедрением либеральных идей в российское общество, прежде всего необходимо отметить таких, как: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Б.Н. Чичерин.
Непоследовательное проведение реформ «сверху» усиливалось возникновением оппозиционного либерализма, представители которого резко критиковали самодержавие и крепостничество с позиций естественного права, провозглашали идеи законодательного закрепления прав граждан и установления конституционной монархии. Один из основоположников политической мысли в России и видный деятель либерального движения Б.Н. Чичерин, признавая единство государственной власти, подразумевал необходимость согласования всех ее элементов. Его концепция строилась на взаимодействии четырех ветвей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Либеральная программа Чичерина включала в себя отмену крепостного права, свободу частного предпринимательства, обеспечение гражданских и политических свобод, установление конституционной монархии. Саму сущность либерализма теоретик видел в «примирении» начала свободы с началом власти и закона, поэтому этот либерализм носит название «охранительный», или консервативный.

Таким образом, русский либерализм, в отличие от западноевропейского, имел свои особенности, обусловленные особой исторической ситуацией, он прошел в своем развитии три основных этапа и существенно отличался от западноевропейского.
Политический радикализм был представлен такими мыслителями - социалистами, как Н.П. Огарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, и мыслителями-анархистами — прежде всего М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Вместе с тем для всех направлений радикализма было характерно практически полное неприятие социально-экономических и политических основ российского общества, стремление разрушить их через революцию и создать новый, социалистический уклад. Зарождение радикализма было связано с распространением революционных просветительских идей А.Н. Радищева. Отвергая доктрину «просвещенного абсолютизма», он предлагал установление вместо монархии народного правления. В данном случае мыслитель предлагал собственную модель реализации классической доктрины Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете: подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание против несправедливости властей.
Важную роль в развитии рассматриваемых принципов в XIX в. сыграли декабристы Н.М. Муравьев и П.И. Пестель, выступившие с двумя принципиально разными конституционными проектами. Н.М. Муравьев предлагал установление федеративного устройства с разделением властей, независимостью суда, свободами и правами граждан; П.И. Пестель же создал модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, предполагающее разделение властей, народный суверенитет, ликвидацию самодержавия и провозглашение свободы печати и вероисповедания.
Идеи П.И. Пестеля оказали несомненное влияние на формирование идей политического радикализма, а именно концепции «русского (общинного) социализма», которая была в дальнейшем сформулирована революционерами-демократами, а затем народниками в лице П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина и Н.К. Михайловского. Суть «общинного социализма» состояла в признании необходимости коренного преобразования общества на социалистических началах путем крестьянских революций. Крестьянская община признавалась в качестве готовой ячейки будущего социалистического общежития.
Родоначальником теории «русского социализма» явился русский мыслитель А.И. Герцен. Благодатной почвой для построения такого типа общества, согласно его взглядам,

являлась крестьянская община, воплощающая в себе три элемента: право каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление. Вместе с тем и А.И. Герцен, и Н.Г. Чернышевский выделяли две формы правления — монархию и республику, причем «социальную республику» считали самой приемлемой формой правления, поскольку она основана на «самодержавии» народа.
В целом же для всех направлений политического радикализма были характерны критическое отношение к существующему социально- экономическому и политическому устройству российского общества, стремление к его разрушению через революцию и тенденция к созданию затем нового общественного уклада.

9. В России в первые годы после отмены крепостного права проходило формирование идейно-политической оппозиции царскому режиму. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения вылилось в массовые волнения периода весны-лета 1861 г. Все это произвело сильное впечатление на общественные круги.
А.И. Герцен поначалу восторженно воспринял Манифест об освобождении крестьян. В «Колоколе» он писал: «Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников... Мы приветствуем его именем Освободителя». Однако, получив вести о расправе над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки, Герцен откликнулся на них серией гневных статей в издаваемом им совместно с Н.П. Огаревым журнале. Огарев, в свою очередь, поместил в «Колоколе» подробный критический анализ крестьянской реформы, в конце которого он сделал вывод: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».
Период 1861-1863 гг. в российском оппозиционном движении получил название «прокламационного периода». Характерной чертой этого периода стало распространение в России большого числа нелегально издаваемых радикалами прокламаций. В августе 1861 г. в III отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, так как он заодно с помещиками, призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению. Наиболее значительное количество прокламаций распространилось весной-летом 1862 г.: «К крестьянам», «К солдатам», «К народу», «К офицерам», «К образованным классам» и др. Среди них большое впечатление произвела прокламация под названием «Молодая Россия», распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге.
«Молодая Россия» призывала к созданию «социальной и демократической республики Русской», выступала за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, справедливое распределение налогов, предоставление политических прав женщинам, общественное воспитание детей, национализацию земель, предоставление независимости Польше. «Молодая Россия» решительно противопоставляла себя другим революционным изданиям. Так, герценовский «Колокол» и «Великорус» она подвергла суровой критике за их недостаточную радикальность. Прокламация ратовала за «близкую революцию, кровавую и неумолимую», которая призвана коренным образом изменить все основы современного общества, призывала быть последовательнее.

В конце 1861 г. в Петербурге сформировалась общерусская революционная организация «Земля и воля». В структурном отношении «Земля и воля» представляла собой своеобразную «федерацию» объединившихся различных конспиративных кружков и групп. Деятельность «Земли и воли» была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа – приступить к решительным действиям, опираясь на крестьянское восстание. Когда надежды на него не сбылись, в деятельности «Земли и воли» на первый план выдвинулась задача координации сил русских и польских революционеров, связанная с начавшимся в январе 1863 г. польским восстанием. Но к этому времени в «Земле и воле» возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством.
В начале 1860-х гг. происходили и либерально-оппозиционные выступления. Наиболее значительным среди них явилась акция тверских либералов во главе с губернским предводителем дворянства Алексеем Михайловичем Унковским. В декабре 1861 г. состоялся съезд тверских мировых посредников, который заявил, что «законоположение 19 февраля не удовлетворило народных потребностей». Съезд высказался за немедленный обязательный выкуп крестьянских наделов при содействии государства, за ликвидацию сословных привилегий дворянства и слияние сословий, введение независимого суда и гласности в управлении, за преобразование финансовой системы. Выступление тверских либералов нашло отклик среди либерального меньшинства калужского, воронежского, московского, рязанского и тульского дворянства.
В начале 1860-х гг. зародилось так называемое «почвенничество» – направление «культурного консерватизма» в общественно-литературной жизни России. Именуя «почвой» русский народ, почвенники проповедовали идею его самоценности и рассматривали его как «воплощение добродетели». Почвенники призывали преодолеть «разрыв» между «образованным обществом» и народом, восстановить связи между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Некоторые положения сближали почвенников со славянофилами. И те, и другие противопоставляли русскую и европейскую культуры как чуждые друг другу, а также проповедовали идею особой миссии русского православного народа.