Файл: Министерство труда и социальной защиты российской федерации меры по предупреждению коррупции в организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 11 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

- ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;
- перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;
- предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды,
являющейся причиной возникновения конфликта интересов.
При этом необходимо учитывать, что эффективное урегулирование конфликта интересов требует детального анализа каждой конкретной ситуации с тем, чтобы определить наиболее релевантные меры по недопущению совершения работником коррупционного правонарушения. В отдельных случаях, особенно в крупных предприятиях, целесообразно предусмотреть возможность обсуждения ситуаций конфликта интересов с участием специализированного коллегиального совещательного органа (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).
При разрешении имеющегося конфликта интересов рекомендуется выбирать наиболее "мягкую"
меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более "мягкие" меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.
Одним из возможных способов предотвращения конфликта интересов среди работников микропредприятий, малых и средних предприятий является коллегиальное принятие решений. Такой подход обусловлен, в первую очередь, структурными особенностями таких организаций. Так, в указанных ситуациях целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения ситуации конфликта интересов,
например, при заключении договора с деловым партнером, в отношении которого у работника имеется личная заинтересованность, работнику организации необходимо обратиться к уполномоченному должностному лицу (например, заместителю руководителя организации), которое наделено правом принимать окончательное решение по вопросу заключения таких договоров.
Одновременно отдельным типам организаций (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации) следует учитывать требования действующего законодательства, касающиеся регулирования сделок с заинтересованностью. Внедрение мер контроля таких сделок, в том числе процедур их дополнительного согласования, может рассматриваться в качестве одного из элементов системы регулирования конфликта интересов. <5>
--------------------------------
<5> Выдержки из нормативных правовых актов, содержащих положения, касающиеся сделок с заинтересованностью, размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке:
https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
Положение о регулировании конфликта интересов
При выстраивании в организации системы мер по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов рекомендуется разработать отдельное положение о регулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.
В такое положение могут включаться:
1) цели и задачи принятия положения;
2) круг лиц, попадающих под его действие;
3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 12 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);
4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;
5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);
7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;
8) меры ответственности.
Все процедуры, предусматриваемые положением о регулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.
Вопросы, связанные с объемом и содержанием представляемых сведений, также должны быть четко прописаны в соответствующем локальном нормативном акте организации (с которым также необходимо ознакомить соответствующих работников).
При этом основной целью указанного декларирования является не установление имущественного положения работника организации и (или) его близких родственников, а непосредственно выявление личной заинтересованности в целях предупреждения реализации ситуации конфликта интересов, которая может нанести организации экономический, репутационный и иной ущерб.
Вместе с тем организации необходимо соблюдать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, нормативные правовые акты Российской
Федерации, направленные на охрану конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе защиту персональных данных, а также учитывать установленные в связи с этим ограничения на проверку достоверности и полноты представленных работником сведений.
Круг лиц, попадающих под действие положения о конфликте интересов
Действие положения следует распространить на всех работников организации вне зависимости от уровня занимаемой должности. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст трудовых договоров.
Принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации
В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации могут быть положены следующие принципы:
- раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.
Действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта
интересов и порядок их осуществления
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 13 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)


В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить, например, следующие действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления:
- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
Порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования)
Организации следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников организации. В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:
- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.
Раскрытие сведений о конфликте интересов целесообразно осуществлять в письменном виде.
Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
Крупным и средним предприятиям полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов.
Организация должна взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов, и
рассмотрение этих сведений
Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений (деклараций) о возникающих
(имеющихся) конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника,
сотрудник кадровой службы, лицо, ответственное за предупреждение коррупции, иные лица.
Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т.д.
Стандарты и кодексы поведения
Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения (далее также - антикоррупционные стандарты).
Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:
1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 14 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями;
установление соответствующих антикоррупционных стандартов на получение подарков и работу по совместительству позволят предупредить попадание работника в такую этически спорную ситуацию);
2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Следует иметь в виду, что антикоррупционные стандарты имеют более широкий спектр действия,
чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с недопустимостью совершения коррупционных правонарушений. В данные стандарты следует включить положения, устанавливающие ряд правил
(порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.
Антикоррупционные стандарты могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, в них можно закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны,
можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Организации следует разрабатывать антикоррупционные стандарты исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке антикоррупционных стандартов организация может руководствоваться, например, кодексами деловой этики, принятыми в данном профессиональном сообществе.
При разработке системы антикоррупционных стандартов рекомендуется принимать во внимание, что в зависимости от занимаемой должности работники могут быть в разной мере подвержены коррупционным рискам. В связи с этим целесообразным может стать применение к разным категориям работников различающихся по степени строгости антикоррупционных стандартов.
Вместе с тем, устанавливая антикоррупционные стандарты, следует обеспечить строгое соблюдение действующего законодательства, в том числе трудового законодательства и законодательства о персональных данных, с тем, чтобы избежать нарушения прав работников.
Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись. Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах организации, однако более предпочтительным является их закрепление в едином документе, например, кодексе деловой этики
(кодекс поведения). Кодекс деловой этики может быть посвящен только антикоррупционным стандартам,
а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т.д.
Кодекс деловой этики может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:
- соблюдение высоких этических стандартов поведения;
- поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
- следование лучшим практикам корпоративного управления;
- создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
- следование принципу добросовестной конкуренции;
- следование принципу социальной ответственности бизнеса;
- соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
- соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.
Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 15 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

отдельных сфер (видов) деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен антикоррупционный стандарт, устанавливающий особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов,
и определения используемой терминологии. Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении антикоррупционного стандарта, устанавливающего особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия "родственники", то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта. Таким образом, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности,
принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации.
Дополнительно рекомендуется включать обязанность соблюдения антикоррупционных стандартов в трудовые договоры работников.
Закрепленные в локальных актах организации формулировки антикоррупционных стандартов должны давать четкое понимание того, какое поведение является недопустимым для работников, а также какие исключения из установленных антикоррупционных стандартов возможны. Для большей наглядности формулировки антикоррупционных стандартов рекомендуется дополнять примерами, позволяющими работникам понять, как соответствующие нормы соотносятся с их повседневной трудовой деятельностью.
При разработке системы антикоррупционных стандартов следует также обозначить в локальных актах меры ответственности, применяемые в случае их нарушения. При этом следует учитывать, что к работнику могут применяться только меры, прямо указанные в Трудовом кодексе
Российской Федерации в соответствии с установленным порядком. Так, например, увольнение работника по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 7.1 статьи 81
Трудового кодекса Российской
Федерации, применимо исключительно к работникам определенных категорий организаций, указанных в статьях 349.1
и
349.2
Трудового кодекса Российской Федерации.
При применении мер ответственности рекомендуется основываться на следующих основных принципах:
1) адекватность и соразмерность: санкции не должны быть чрезмерно "мягкими" или чрезмерно "жесткими";
2) неотвратимость и отсутствие избирательного подхода: санкции должны реально применяться на практике. Если они будут существовать только "на бумаге", работники станут воспринимать антикоррупционные стандарты как малозначимую формальность. При принятии решения о применении или неприменении санкций, равно как и выборе конкретной меры ответственности не должны приниматься во внимание должность работника и его роль в организации, в противном случае у работников будет создаваться впечатление, что в организации есть "неприкасаемые" сотрудники, к которым антикоррупционные стандарты не применяются. При этом применение мер ответственности должно учитывать характер совершенного проступка, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение работником иных антикоррупционных стандартов, а также предшествующие результаты исполнения своих трудовых обязанностей;
3) детальный анализ ситуаций возможного нарушения антикоррупционных стандартов: санкции должны применяться на основании результатов проверки, в ходе которой будет возможность выяснить значимые обстоятельства возникшей спорной ситуации; в этой связи рекомендуется утвердить локальным нормативным актом организации порядок проведения служебных проверок - либо в отношении любых дисциплинарных проступков, либо в отношении непосредственно нарушений антикоррупционных стандартов.
Организациям рекомендуется, в первую очередь, предусмотреть специальные антикоррупционные стандарты в следующих сферах.
5>5>
1   2   3   4   5   6   7