Файл: Понятие и виды неопределенности. Корпоративная неопределенность. Понятие рисковой ситуации. Неопределенность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


▪ Риск неправильной организации процесса

▪ Риск неправильного выполнения операции (ошибки, упущения)

Внешний фактор риска– изменение регламентирующих документов

Внутренний фактор риска – компетенция руководства и исполнителей, трудовая дисциплина

❑ Финансовый - риски, связанные с:

▪ изменением финансовой конъюнктуры

▪ неправильным планированием и финансовой деятельностью

Внешние факторы риска: валютные риски, процентные риски

Внутренние факторы риска: компетенция сотрудников, структура портфеля

❑ Юридические риски, связанные с:

▪ контактами с государственными органами (регистрация, лицензирование, акционерные

дела, налоговые риски)

▪ гражданской ответственности (причинение вреда третьим лицам)

▪ договорными отношениями (ошибки при оформлении договоров)

❑ Инвестиционные и инновационные риски

Инвестиционный риск – риск финансовых потерь в процессе инвестирования вследствие неопределенности:

▪ неполучение или недополучение дохода

▪ потеря части или всего капитала

Классификация инвестиционного риска:

❑По сфере проявления:

▪ Технико-технологические риски: неопределенность, связанные с технологическими процессами

▪ Экономические: неопределенность, связанная с состоянием экономики, государственной политикой, конъюнктурой

▪ Политические

▪ Социальные

▪ Экологические

▪ Правовые

❑По формам проявления:

▪ Риск реального инвестирования: перебои в поставке материалов и оборудования, рост цен

▪ Риск финансового инвестирования: необоснованный выбор инструментов, изменение условий

Инновационный риск — это риск, связанный с:

▪ возможной потерей части ресурсов или части запланированного дохода от проекта, стоимости портфеля финансовых активов (инновационной фирмы в целом) или появление дополнительных расходов

▪ получения значительной выгоды по сравнению с запланированной

Внешние факторы риска:

❑ Финансово-экономические

❑ Социально-экономические

Внутренние факторы риска:

❑ Факторы основной деятельности

❑ Факторы вспомогательной деятельности

  1. Понятие управления рисков. Восприятие риска, подверженность риску, уязвимость и уровень риска при управлении рисками организации.


Понятие управления рисков.

▪ Менеджмент риска – скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска

▪ COSO ERM:

▪ риск-менеджмент —процесс, который осуществляется советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, начиная с момента формирования стратегии, и затрагивает всю деятельность организации. Он направлен на определение событий, которые могут влиять на организацию, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль того, чтобы не был превышен риск-аппетит организации и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.

▪ FERMA:

▪ риск-менеджмент - процесс, следуя которому организация системно анализирует риски каждого вида деятельности с целью максимальной эффективности каждого шага и, соответственно, всей деятельности в целом.

▪ ISO 31000:2009:

▪ риск-менеджмент - скоординированные действия для того, чтобы направлять и контролировать организацию в отношении рисков.

Восприятие риска, подверженность риску, уязвимость и уровень риска при управлении рисками организации.

▪ Восприятие риска – точка зрения на риск заинтересованной стороны: отражает потребности, проблемы, взгляды и ценности заинтересованной стороны

▪ Подверженность риску (экспозиция риска) – степень воздействия события на заинтересованную сторону

▪ Уязвимость – присущие объекту свойства, определяющие его чувствительность к источнику риска, которая может привести к событиям, влекущим последствия

▪ Уровень риска – размер риска, характеризуемый последствиями и их вероятностью

1. Допустимый – угроза полной потери прибыли от реализации проекта. Потери возможны, но деятельность остается экономически целесообразной.

2. Критический – угроза потерь в размере произведенных затрат на проект или деятельность. Риск получения нулевого дохода: предприниматель возмещает затраты за свой счет

3. Катастрофический – угроза потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя или стоимость проекта. Риск банкротства.

  1. Основные международные стандарты менеджмента рисков. Основные принципы менеджмента рисков. Процесс менеджмента рисков.


Основные международные стандарты менеджмента рисков

❑COSO ERM (Enterprise Risk Management — Integrated Framework) - Разработан в 2004 году Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO, совместно с компанией PricewaterhouseCoopers. Последняя версия COSO ERM:2017.

❑FERMA - Разработан в 2002 году совместно Институтом риск-менеджмента в Великобритании (The Institute of Risk Management), Ассоциацией риск-менеджмента и страхования (The Association of Insurance and Risk Management) и Национальным форумом риск-менеджмента в Общественном секторе (The National Forum for Risk Management in the Public Sector). Последняя версия FERMA Risk Management Standard:2018.

❑ISO 31000:2009 - Разработан в 2009 году Международной организацией по стандартизации и опубликован в ноябре 2009 года. Последняя версия ISO 31000:2018.

Особенности использования стандартов

❑ COSO ERM применяется на территории США, стандарт FERMA - на территории Европы. ISO 31000 не имеет территориальных ограничений.

❑ COSO ERM адресован внутренним аудиторам предприятия для составления отчетности, FERMA - риск-менеджменту предприятия для внедрения системы управления рисками. ISO 31000 адресован любому предприятию, ассоциации, группе компаний или отдельной компании, не специализирован к сектору промышленности.

❑ Стандарт COSO ERM носит обязательный характер для предприятий, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, стандарты FERMA и ISO 31000 носят рекомендательный характер.


Система ГОСТов по риск-менеджменту в России

71 ГОСТ, в котором упоминаются или рассматриваются вопросы управления рисками.

Общие стандарты по управлению рисками:

1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

3. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и

определения

4. ГОСТ Р 51901.7-2017. Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000

5. ГОСТ Р 51901.21-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения

6. ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения

7. ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска

Менеджмент риска: принципы и руководство

Менеджмент риска – скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска

Принципы менеджмента рисков:

  • Интегрированность

  • Структурированность и комплексность

  • Адаптированность

  • Вовлеченность

  • Динамичность

  • Базирование на наилучшей доступной

  • информации

  • Учет поведенческих и культурных факторов

  • Непрерывное улучшение

Процесс менеджмента риска –систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению контекста (ситуации) и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска проекта.

Процесс менеджмента риска:

  • Обмен информацией и консультирование

  • Определение среды

  • Оценка риска

  • Обработка риска

  • Мониторинг и пересмотр

  • Документирование и отчетность

В целом, весь процесс менеджмента рисков должен быть систематическим, повторяемым и интегрированным в деятельность организации.

  1. Проектирование инфраструктуры менеджмента рисков проектов: контекст проекта, подотчетность, ресурсы и коммуникации.

Инфраструктура проектного менеджмента должна обеспечивать основу и условия для встраивания менеджмента рисков проектов в проект.


Перед началом проектирования и практической реализации инфраструктуры управления рисками важно оценить и понять как внешний, так и внутренний контексты проекта, так как они могут оказать значительное влияние на проект.

Внешний контекст - это внешняя рабочая среда, в которой реализуется проект.

Внешний контекст:

▪ Социально-культурная, нормативная, финансовая, технологическая, экономическая, природная и

конкурентная среда на международном, национальном, региональном, местном уровне

▪ ключевые элементы и тренды, оказывающие воздействие на выбор цели или реализацию проекта

▪ представление и оценка внешних заинтересованных лиц

Внутренний контекст - это внутренняя рабочая среда, в которой организации - участники проекта пытаются достичь цели проекта и которая может оказывать влияние на способ обработки менеджмента рисков проекта.

Внутренний контекст:

▪ цели и установки проекта, методы их согласования с целями и установками владельца проекта и пользователей

▪ руководство, организационные структуры, формы отчетности проекта

▪ методики, цели, стратегии, имеющиеся в распоряжении;

▪ возможности организаций, ассоциированных с проектом: доступность и возможности их ресурсов и знаний

▪ информационные системы, используемые для поддержки управления проектом, рычаги управления и процедуры формирования отчетности

▪ взаимоотношения, представления и оценки внутренних заинтересованных лиц

▪ стандарты, инструкции и проектные модели, принятые организациями-участниками

▪ форма и масштаб контрактных отношений между заинтересованными сторонами.

Подотчетность отражает необходимость выполнения принятых обязательств и получения запланированного результата.

❑ Организация — участник проекта гарантирует подотчетность и компетентность

управления рисками в течение всего проекта и на всех его фазах.

❑ Подотчетность включает практическую реализацию и техническую поддержку

процесса менеджмента рисков проектов.

❑ Менеджеру проекта выдается мандат и делегируются полномочия, включающие

ответственность за управление проектными рисками.

❑ В зависимости от размера и степени сложности проекта, задачи менеджмента рисков

могут решаться либо самим менеджером проекта, либо могут быть делегированы