Файл: Понятие и виды неопределенности. Корпоративная неопределенность. Понятие рисковой ситуации. Неопределенность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
▪ Риск неправильной организации процесса
▪ Риск неправильного выполнения операции (ошибки, упущения)
Внешний фактор риска– изменение регламентирующих документов
Внутренний фактор риска – компетенция руководства и исполнителей, трудовая дисциплина
❑ Финансовый - риски, связанные с:
▪ изменением финансовой конъюнктуры
▪ неправильным планированием и финансовой деятельностью
Внешние факторы риска: валютные риски, процентные риски
Внутренние факторы риска: компетенция сотрудников, структура портфеля
❑ Юридические риски, связанные с:
▪ контактами с государственными органами (регистрация, лицензирование, акционерные
дела, налоговые риски)
▪ гражданской ответственности (причинение вреда третьим лицам)
▪ договорными отношениями (ошибки при оформлении договоров)
❑ Инвестиционные и инновационные риски
Инвестиционный риск – риск финансовых потерь в процессе инвестирования вследствие неопределенности:
▪ неполучение или недополучение дохода
▪ потеря части или всего капитала
Классификация инвестиционного риска:
❑По сфере проявления:
▪ Технико-технологические риски: неопределенность, связанные с технологическими процессами
▪ Экономические: неопределенность, связанная с состоянием экономики, государственной политикой, конъюнктурой
▪ Политические
▪ Социальные
▪ Экологические
▪ Правовые
❑По формам проявления:
▪ Риск реального инвестирования: перебои в поставке материалов и оборудования, рост цен
▪ Риск финансового инвестирования: необоснованный выбор инструментов, изменение условий
Инновационный риск — это риск, связанный с:
▪ возможной потерей части ресурсов или части запланированного дохода от проекта, стоимости портфеля финансовых активов (инновационной фирмы в целом) или появление дополнительных расходов
▪ получения значительной выгоды по сравнению с запланированной
Внешние факторы риска:
❑ Финансово-экономические
❑ Социально-экономические
Внутренние факторы риска:
❑ Факторы основной деятельности
❑ Факторы вспомогательной деятельности
-
Понятие управления рисков. Восприятие риска, подверженность риску, уязвимость и уровень риска при управлении рисками организации.
Понятие управления рисков.
▪ Менеджмент риска – скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска
▪ COSO ERM:
▪ риск-менеджмент —процесс, который осуществляется советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, начиная с момента формирования стратегии, и затрагивает всю деятельность организации. Он направлен на определение событий, которые могут влиять на организацию, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль того, чтобы не был превышен риск-аппетит организации и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.
▪ FERMA:
▪ риск-менеджмент - процесс, следуя которому организация системно анализирует риски каждого вида деятельности с целью максимальной эффективности каждого шага и, соответственно, всей деятельности в целом.
▪ ISO 31000:2009:
▪ риск-менеджмент - скоординированные действия для того, чтобы направлять и контролировать организацию в отношении рисков.
Восприятие риска, подверженность риску, уязвимость и уровень риска при управлении рисками организации.
▪ Восприятие риска – точка зрения на риск заинтересованной стороны: отражает потребности, проблемы, взгляды и ценности заинтересованной стороны
▪ Подверженность риску (экспозиция риска) – степень воздействия события на заинтересованную сторону
▪ Уязвимость – присущие объекту свойства, определяющие его чувствительность к источнику риска, которая может привести к событиям, влекущим последствия
▪ Уровень риска – размер риска, характеризуемый последствиями и их вероятностью
1. Допустимый – угроза полной потери прибыли от реализации проекта. Потери возможны, но деятельность остается экономически целесообразной.
2. Критический – угроза потерь в размере произведенных затрат на проект или деятельность. Риск получения нулевого дохода: предприниматель возмещает затраты за свой счет
3. Катастрофический – угроза потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя или стоимость проекта. Риск банкротства.
-
Основные международные стандарты менеджмента рисков. Основные принципы менеджмента рисков. Процесс менеджмента рисков.
Основные международные стандарты менеджмента рисков
❑COSO ERM (Enterprise Risk Management — Integrated Framework) - Разработан в 2004 году Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO, совместно с компанией PricewaterhouseCoopers. Последняя версия COSO ERM:2017.
❑FERMA - Разработан в 2002 году совместно Институтом риск-менеджмента в Великобритании (The Institute of Risk Management), Ассоциацией риск-менеджмента и страхования (The Association of Insurance and Risk Management) и Национальным форумом риск-менеджмента в Общественном секторе (The National Forum for Risk Management in the Public Sector). Последняя версия FERMA Risk Management Standard:2018.
❑ISO 31000:2009 - Разработан в 2009 году Международной организацией по стандартизации и опубликован в ноябре 2009 года. Последняя версия ISO 31000:2018.
Особенности использования стандартов
❑ COSO ERM применяется на территории США, стандарт FERMA - на территории Европы. ISO 31000 не имеет территориальных ограничений.
❑ COSO ERM адресован внутренним аудиторам предприятия для составления отчетности, FERMA - риск-менеджменту предприятия для внедрения системы управления рисками. ISO 31000 адресован любому предприятию, ассоциации, группе компаний или отдельной компании, не специализирован к сектору промышленности.
❑ Стандарт COSO ERM носит обязательный характер для предприятий, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, стандарты FERMA и ISO 31000 носят рекомендательный характер.
Система ГОСТов по риск-менеджменту в России
71 ГОСТ, в котором упоминаются или рассматриваются вопросы управления рисками.
Общие стандарты по управлению рисками:
1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска
3. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и
определения
4. ГОСТ Р 51901.7-2017. Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000
5. ГОСТ Р 51901.21-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения
6. ГОСТ Р 51901.22-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения
7. ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
Менеджмент риска: принципы и руководство
Менеджмент риска – скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска
Принципы менеджмента рисков:
-
Интегрированность -
Структурированность и комплексность -
Адаптированность -
Вовлеченность -
Динамичность -
Базирование на наилучшей доступной -
информации -
Учет поведенческих и культурных факторов -
Непрерывное улучшение
Процесс менеджмента риска –систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению контекста (ситуации) и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска проекта.
Процесс менеджмента риска:
-
Обмен информацией и консультирование -
Определение среды -
Оценка риска -
Обработка риска -
Мониторинг и пересмотр -
Документирование и отчетность
В целом, весь процесс менеджмента рисков должен быть систематическим, повторяемым и интегрированным в деятельность организации.
-
Проектирование инфраструктуры менеджмента рисков проектов: контекст проекта, подотчетность, ресурсы и коммуникации.
Инфраструктура проектного менеджмента должна обеспечивать основу и условия для встраивания менеджмента рисков проектов в проект.
Перед началом проектирования и практической реализации инфраструктуры управления рисками важно оценить и понять как внешний, так и внутренний контексты проекта, так как они могут оказать значительное влияние на проект.
Внешний контекст - это внешняя рабочая среда, в которой реализуется проект.
Внешний контекст:
▪ Социально-культурная, нормативная, финансовая, технологическая, экономическая, природная и
конкурентная среда на международном, национальном, региональном, местном уровне
▪ ключевые элементы и тренды, оказывающие воздействие на выбор цели или реализацию проекта
▪ представление и оценка внешних заинтересованных лиц
Внутренний контекст - это внутренняя рабочая среда, в которой организации - участники проекта пытаются достичь цели проекта и которая может оказывать влияние на способ обработки менеджмента рисков проекта.
Внутренний контекст:
▪ цели и установки проекта, методы их согласования с целями и установками владельца проекта и пользователей
▪ руководство, организационные структуры, формы отчетности проекта
▪ методики, цели, стратегии, имеющиеся в распоряжении;
▪ возможности организаций, ассоциированных с проектом: доступность и возможности их ресурсов и знаний
▪ информационные системы, используемые для поддержки управления проектом, рычаги управления и процедуры формирования отчетности
▪ взаимоотношения, представления и оценки внутренних заинтересованных лиц
▪ стандарты, инструкции и проектные модели, принятые организациями-участниками
▪ форма и масштаб контрактных отношений между заинтересованными сторонами.
Подотчетность отражает необходимость выполнения принятых обязательств и получения запланированного результата.
❑ Организация — участник проекта гарантирует подотчетность и компетентность
управления рисками в течение всего проекта и на всех его фазах.
❑ Подотчетность включает практическую реализацию и техническую поддержку
процесса менеджмента рисков проектов.
❑ Менеджеру проекта выдается мандат и делегируются полномочия, включающие
ответственность за управление проектными рисками.
❑ В зависимости от размера и степени сложности проекта, задачи менеджмента рисков
могут решаться либо самим менеджером проекта, либо могут быть делегированы