Файл: Фгбоу во ярославский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 4506
Скачиваний: 52
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3.7. А. Характеристика образовательной среды образовательной организации
Образовательная среда «_______________ЯГПУ им.Ушинского_____________»
(наименование образовательной организации»
Компонент «Физическое пространство» | |
Показатели | Характеристика |
Доступность | Приуниверситетское пространство имеет большую площадь, оно включает: разные корпуса для студентов разных факультетов, педагогическую мастерскую, технопарк, музеи, цветники, ботанический сад, общежития, спортивные и свободные площадки. Возможность студенту и преподавателю, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, пользоваться ресурсами внутри и вне школьного здания, а сообществу ‒ присутствовать в университетском пространстве: Все помещения университета, включая библиотеку, административные кабинеты используются для образовательных целей (например, часто занятия у студентов проходят даже в ресурсном центре, где хранится аппаратура для занятий). Часть основной образовательной программы реализуется вне здания университета (выезды студентов на практику, занятия физкультурой и ЛФК на открытом воздухе). Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ ко всем образовательным ресурсам и могут посещать здание университета. |
Трансформируемость | Возможность администрации университета изменять пространства по объему и функциям: в учебных помещениях есть мобильные перегородки, позволяющие менять их объем. В университете имеются общие пространства (холлы, спортивный и актовый залы, двор), использующиея для разного назначения. |
Насыщенность оборудованием | Реализация учебных задач в университете обеспечивается разнообразными типами оборудования (для самовыражения или создания какого-либо продукта ученику не нужно покидать здание университета (все технические средства находятся внутри: в библиотеке и технопарке ВУЗа можно воспользоваться компьютерами и интернетом). Профориентационная деятельность проводится с использованием новинок техники, не имеющих пока бытового применения (занятия в технопарке ЯГПУ с применением новейших технологий). |
Персонализация (как «присвоенность»): | Стилистика помещения, очевидно, отрицает «учрежденческую строгость» (в дизайне есть акценты, которые ориентируют на присутствие студентов); в пространстве учебных и общих помещений имеются продукты деятельности студентов (Например, холлы и кабинеты факультета ИЯ украшены работами студентов; в холле – грамоты и поздравления, в кабинетах рисунки и проекты о стране изуч.яз. и персоналиях); в пространстве учебных, общих и административных помещений имеются следы планирования и реализации учителями их замыслов. |
Безопасность | Устранение непредвиденных для студентов рисков ограничения их свободы и ущемления прав: присутствие в здании всех участников образовательного процесса контролируется ненавязчиво (иногда преподаватели не отмечают количества студентов на паре). Образовательный процесс за пределами здания осуществляется с разумной долей контроля безопасности (преподаватели по физической культуре читают студентам инструктаж по технике безопасности, а затем пристально следят за его выполнением). Передвижение посетителей школы по зданию отслеживается службами безопасности без ущемления прав личности (на вахте сидит персонал охраны, пропускающий студентов по пропускам). |
Возрастосообразность | Избегание универсальных решений для всей организации в целом, внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей: учет типичных для возраста интересов и активностей (например, для младших курсов‒ занятия физической культурой в специально оборудованных для этого кабинетах, для старших ‒различные выездные практики и мероприятия вне стен университета). |
Компонент «Взаимодействие участников» | |
Партиципативность | Решения о деятельности университета принимаются с участием всех заинтересованных субъектов (администрации, педагогов, студентов.) Любой участник образовательного процесса может вносить предложения по организации университетских событий. Большая часть студентов и преподавателей университета знакома с решениями, принятыми в течение последних 3 месяцев по по-воду его жизнедеятельности. |
Коллаборативность | Сотрудничество по вопросам жизнедеятельности университета: все важные для жизнедеятельности университета решения принимаются путем дискуссии. В университете действуют выборные органы общественно-государственного управления (Профком, Союз Студентов и др.), решения заседаний и советов университета фиксируются в протокольной форме. |
Безопасность (защищенность) | Психологический комфорт во взаимодействии всех участников образовательного процесса: здоровый психологический климат в университете. В коллективе педагогов отсутствуют признаки психологического давления, манипуляции со стороны администрации, коллег, родителей, студентов. В коллективе учеников отсутствуют признаки психологического давления со стороны взрослых и сверстников |
Компонент «Цифровая среда» | |
Доступность (повсеместность) | Образовательные ресурсы, необходимые педагогам и студентам, можно получить из любого места здания (кабинет, библиотека, холл), а также вне здания (информационно-образовательная среда университета доступна через официальный сайт университета, а также через интернет-библиотеку ЯГПУ с личных и общественных компьютеров и гаджетов). Wi-fi работает в библиотеках корпусов ЯГПУ. Сайт университета содержит не только красивое оформление, но и образовательные ресурсы – труды педагогов ЯГПУ и информацию о них. Каждый участник образовательного процесса имеет персональный цифровой кабинет в ИОС «Moodle», доступный онлайн. |
Информационная насыщенность | Расширение образовательного пространства до глобальных масштабов: Университет имеет подписки на различные электронные базы данных (библиотеки, каталоги больших данных исследований и проч., например, ВУЗ платит за доступ студентов к онлайн-библиотекам E-Library и IPR-Books). Студенты и педагоги пользуются при подготовке к занятиям и выполнении проектов ресурсами авторитетных источников информации (Преподаватели составляют к семинарам списки рекомендованной литературы для студентов, на основе которых они могут составить свои ответы на задания). |
Безопасность | Студенты ограждены силами университета от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса (не только в здании университета, но и за ее пределами). Например, ВУЗ иногда проводит тренинги по определению достоверной информации в Интернете, вебинары по поведению в сети Интернет. Для всех участников образовательного процесса установлен в личном кабинете ИОС «Moodle» фильтр нежелательного содержания. В университетской системе информационной безопасности существуют протоколы защиты персональных данных студентов, педагогических работников и родителей студентов. |
Компонент «Структура образовательной программы» | |
Гибкость | В зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко изменяется (например, у студентов 4 курса по мере прохождения практики АВРО 2 дня занятий по определенным числам были заменены выездом в образовательные организации), неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня (например, часто в университете организуются научные конференции вместо занятий по определенным предметам). Для полноценного воплощения проекта, требующего неопределенного времени, есть возможность взаимодействовать студентам между собой и студенту с педагогом столько, сколько нужно (студент может неограниченное количество раз консультироваться со своим научным руководителем по поводу курсовой работы, а также обсудить ее содержание с друзьями). Если освоение того или иного учебного содержания требует по факту больше времени, то есть возможность изменять распределение учебных часов в реальном времени (преподаватель может провести дополнительные пары по данным предметам по желанию студентов в дистанционном формате или, наоборот, сократить количество часов на данные предметы, чтобы у студентов было больше времени отдыхать). |
Интегративность (кластерность) | Замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными студенческими группами: Ученики объединяются для изучения блока предметного содержания в рамках одной темы в одном помещении (например, в мероприятии по «Памяти Петру 1» участвовали студенты разных курсов. Данное мероприятие было организовано в командной форме, оно было похоже на игру: «Что? Где? Когда?») Основная образовательная программа четко демонстрирует межпредметные связи и ресурсы, с помощью которых они осуществляются. Реализуется принцип ровесничества, при котором более старшие или более продвинутые в материале ученики помогают более младшим или менее подготовленным освоить тему |
Индивидуализация | Возможность каждому студенту индивидуально проектировать и реализовывать свой образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса в университете: Студенты ЯГПУ имеют индивидуальный образовательный маршрут, составленный с их участием, и они продвигаются по нему своим темпом; Коллективные формы работы (исключая малые группы и пары) занимают малую часть времени образовательного процесса ( в основном, студенты ЯГПУ представляют индивидуально свои ответы на задания или фрагменты своих уроков на семинарах или практических работах. |
Общие выводы о качестве образовательной среды | Как можно увидеть в представленных выше показателях, в ЯГПУ сформирована качественная образовательная среда для педагогов и студентов. Это позволяет сделать образовательный процесс безопасным, доступным, гибким, личностно-ориентированным и информативным. |
2.3.8. Проект формы воспитательного события для различных категорий обучающихся
Название | Давайте строить мосты, а не стены | ||||
Цель | |||||
Познакомить обучающихся с понятием «толерантности», привить им положительное отношение к людям, независимо от их физических и личностных особенностей | |||||
Задачи | |||||
воспитательные | Воспитать положительное отношение к людям вокруг | ||||
организационно-педагогические | Создать благоприятные условия для дальнейшей учебы и взаимодействия между детьми | ||||
Планируемые результаты | |||||
Сформировать представление о толерантном отношении к окружающим Развить навыки взаимодействия ребят друг с другом Сформировать положительное представление о людях, независимо от их физических и личностных особенностей | |||||
Используемые материалы | |||||
Презентация «Давайте строить мосты, а не стены» Карточки для игры Отрывки из фильма «Голодные игры» | |||||
План подготовки | |||||
Заранее даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара | |||||
Описание этапов проведения занятия | |||||
Этап | Действия педагога | Действия обучающихся | Используемые приемы | ||
Вступительное слово | Учитель приветствует детей, сообщает тему занятия, настраивает и мотивирует ребят на дальнейшую деятельность. | Дети слушают и настраиваются на дальнейшую работу | Выразительная и эмоциональная речь педагога | ||
Целеполагание | Задать вопрос: Кто хоть раз слышал слово толерантность? Опрос на платформе Slido Затем учитель презентует ученикам определение слова толерантности. Спросить: почему важно быть толерантным? Объяснение материала | Дети отвечают на вопрос учителя вначале устно, а затем письменно с помощью платформы Slido, отсканировав код с доски. | Вопросно-ответная работа учащихся Опрос | ||
Планирование | Просмотр фрагмента фильма. Учитель объясняет, что сейчас они будут играть в подобную игру. Мир пережил ядерную войну, осталось лишь несколько выживших, которые спрятались в бункер, однако провизии на всех не хватит. Задача участников выжить, сохранив самых ценных игроков. | Дети смотрят отрывок фильма, чтобы понять, что именно им предстоит сделать. | Просмотр фрагмента фильма Выразительная и эмоциональная речь педагога | ||
Проведение | Каждому ученику выдается карточка, в которой содержится информация о их герое. После каждого хода ученики разворачивают карточку, получая дополнительную информацию об участнике. В процессе игры дети должны выбрать, кто из героев будет удален из игры. После окончания игры учитель зачитывает перечень тех, кто по мнению ребят оказался недостойным жизни. | Дети зачитывают характеристики своих героев и обсуждают, кто будет удален. | Игра, дискуссия; | ||
Подведение итогов (рефлексия) | Речь педагога, в процессе которой он говорит о важности каждого человека. По отдельности мы слабы, но все вместе мы можем изменить мир. | Ученики помогают учителю подвести итоги занятия. Делятся впечатлениями. | Беседа, обсуждение | ||
Методика изучения эффективности занятия | Методика анонимного опроса 1. Понравилось ли тебе занятие? Почему? 2. Было ли тебе интересно? Почему? | ||||
Самоанализ результатов проведения занятия | |||||
1. Какие действия педагога будут способствовать решению поставленных задач? | Действия педагога по повышению субъектности учеников на разных этапах занятия будут способствовать решению поставленных задач. | ||||
2. Какие приемы позволят учитывать индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на занятии? | На занятии были учтены индивидуальные особенности учеников, это подтверждают такой прием, как использование анонимного опроса с помощью платформы Slido | ||||
3. Какие приемы будут способствовать повышению уровня субъектности участников занятия? | На занятии использовались следующие приемы, способствующие повышению уровня субъектности участников в течение занятия: обсуждение, беседа, опрос, игра. |
2.3.9. Решение профессиональных задач различного вида
2.3.9. В Учебно-практическая задача
Компоненты | Описание |
Легенда (сюжет, жизненная ситуация, практическая ситуация) | Учитель зачитывает притчу: «Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец. А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья». Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны». |
Условие задачи (данные необходимые для решения задачи, могут описываться ограничения, выводящие на противоречие) | Дети слушают притчу и отвечают на вопрос учителя: «О чем притча?». Далее учитель спрашивает детей: «Какие виды культуры можно здесь выделить? (материальная и духовная), Какие признаки данных видов культуры отражает притча?» Далее учитель спрашивает детей: «Почему сын сказал отцу, что они бедны, ведь его семья богатая на самом деле?» |
Проблемный вопрос (противоречие между описанной ситуацией и желаемым результатом, между устоявшимися представлениями и реальными фактами…. Задание) | После того, как дети выделили виды и признаки культуры из данной притчи, учитель задает проблемные вопросы учащимся: «Кто богаче в данной притче? Что важнее для человека: ценности духовной или материальной культуры?». Ответ на данный вопрос дети отражают в форме эссе. |
2.3.9. Д
Проект воспитательного события для педагогов, родителей и обучающихся
Формат | Спортивный праздник | |||
Название | «Мама, папа, я – дружная семья» | |||
Цель | ||||
Вовлечь родителей в жизнь своих детей и учебного заведения, воспитать представления о здоровом образе жизни | ||||
Задачи | ||||
Организовать полезно и интересно досуг как для учащихся, так и для родителей Способствовать сплочению детей и родителей Воспитать правильное отношение к спорту и ЗОЖ | ||||
Планируемые результаты | ||||
Увеличение вовлеченности родителей в жизнь детей и учебного заведения Развитие контактности, коллективности, сплоченности Воспитание правильное отношение к спорту и ЗОЖ | ||||
Используемые материалы | ||||
Спортивный инвентарь | ||||
План подготовки | ||||
Беседа классного руководителя с родителями с целью обсуждения организации праздника Составление плана праздника (список спортивных состязаний и их последовательность) Подготовка необходимых материалов Организация и проведение праздника | ||||
Описание этапов проведения | ||||
Этап | Действия организатора | Используемые приемы | ||
Вступительное слово | Вступительная речь педагога о предстоящем событии | Мотивирование участников на заданную тему и активное участие в деятельности | ||
Целеполагание | Постановка проблемы, разговор о важности семьи и вовлеченности в жизнь друг друга, разговор о здоровье и методах его улучшения | Показ видеоролика Обсуждение | ||
Решение поставленной проблемы | Организация досугового мероприятия для детей и их родителей в спортивном зале или на улице, личное участие в данном мероприятии, общение с участниками План мероприятия:
Семейная эстафета «Быстрее Флэша» | Беседа Обсуждение Коллективная деятельность | ||
Подведение итогов (рефлексия) | Подведение итогов праздника, выявление победителей соревнований, награждение как победителей, так и участников, беседа с участниками, просьба описать их свои ощущения, эмоции после участия в празднике, предложение выявить аспекты, что были развиты в ходе события | Обсуждение Беседа Наводящие вопросы | ||
Методика изучения эффективности | В конце праздника всем участникам предлагается ответить на несколько вопросов:
Если бы такой праздник проводился снова, вы бы приняли в нем участие? | |||
Обоснование эффективности | ||||
1. Какие действия и приемы помогут решить поставленные задачи? | Обсуждение и беседа помогут выявить личное мнение каждого участника по поводу проведения и участия в данном мероприятии, а также личное отношение к родителям и детям | |||
2. Что обеспечит субъектную позицию участников и включение их в совместную деятельность, почему? | Проведение командных состязаний, требующих участие большого количества людей, сплоченности, коммуникации друг с другом и решения трудностей сообща | |||
3. Что может вызвать затруднения и почему? | Возможные не слишком хорошие отношения как между учащимися, так и между их родителями, что может привести к разногласиям, отказу принимать участие и срыву праздника | |||
4. Какие действия и приемы помогут объединить усилия педагога и родителей и повысить воспитательный потенциал семьи? | Совместная организация данного праздника, выбор состязаний, наград, беседа с детьми для развития мотивации к участию в данном мероприятии и укрепление отношений в семье за счет совместной деятельности | |||
5. Какие приемы будут обеспечивать высокий уровень субъектности участников? | Общее обсуждение мероприятия |
2.3.10. Самоанализ результатов практики
(ответьте на предлагаемые вопросы по окончании практики)
-
Какие компетенции предполагалось формировать, почему?
УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1 Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2 Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-3 Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-5 Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6 Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-8 Способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Без этих компетенций педагог не сможет выстроить свою работу с субъектами образовательного процесса, поэтому мне было необходимо этому научиться.
-
Какие цели и задачи были определены для работы в период практики, почему?