Файл: Фгбоу во ярославский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 4506

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.3.7. А. Характеристика образовательной среды образовательной организации
Образовательная среда «_______________ЯГПУ им.Ушинского_____________»

(наименование образовательной организации»


Компонент «Физическое пространство»

Показатели

Характеристика

Доступность

Приуниверситетское пространство имеет большую площадь, оно включает: разные корпуса для студентов разных факультетов, педагогическую мастерскую, технопарк, музеи, цветники, ботанический сад, общежития, спортивные и свободные площадки.

Возможность студенту и преподавателю, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, пользоваться ресурсами внутри и вне школьного здания, а сообществу ‒ присутствовать в университетском пространстве:

Все помещения университета, включая библиотеку, административные кабинеты используются для образовательных целей (например, часто занятия у студентов проходят даже в ресурсном центре, где хранится аппаратура для занятий).

Часть основной образовательной программы реализуется вне здания университета (выезды студентов на практику, занятия физкультурой и ЛФК на открытом воздухе).

Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ ко всем образовательным ресурсам и могут посещать здание университета.

Трансформируемость

Возможность администрации университета изменять пространства по объему и функциям: в учебных помещениях есть мобильные перегородки, позволяющие менять их объем.

В университете имеются общие пространства (холлы, спортивный и актовый залы, двор), использующиея для разного назначения.

Насыщенность оборудованием

Реализация учебных задач в университете обеспечивается

разнообразными типами оборудования (для самовыражения или создания какого-либо продукта ученику не нужно покидать здание университета (все технические средства находятся

внутри: в библиотеке и технопарке ВУЗа можно воспользоваться компьютерами и интернетом).

Профориентационная деятельность проводится с использованием новинок техники, не имеющих пока бытового применения (занятия в технопарке ЯГПУ с применением новейших технологий).

Персонализация (как «присвоенность»):

Стилистика помещения, очевидно, отрицает

«учрежденческую строгость» (в дизайне есть акценты, которые ориентируют на присутствие студентов); в пространстве учебных и общих помещений имеются продукты

деятельности студентов (Например, холлы и кабинеты факультета ИЯ украшены работами студентов; в холле – грамоты и поздравления, в кабинетах рисунки и проекты о стране изуч.яз. и персоналиях); в пространстве учебных, общих и административных помещений имеются

следы планирования и реализации учителями их замыслов.


Безопасность

Устранение непредвиденных для студентов рисков ограничения их свободы и ущемления прав: присутствие в здании всех

участников образовательного процесса контролируется ненавязчиво (иногда преподаватели не отмечают количества студентов на паре).

Образовательный процесс за пределами здания осуществляется с разумной долей контроля безопасности (преподаватели по физической культуре читают студентам инструктаж по технике безопасности, а затем пристально следят за его выполнением).

Передвижение посетителей школы по зданию отслеживается службами безопасности без ущемления прав личности (на вахте сидит персонал охраны, пропускающий студентов по пропускам).

Возрастосообразность

Избегание универсальных решений для всей организации в целом,

внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей: учет типичных для возраста интересов и активностей (например, для младших курсов‒ занятия физической культурой в специально оборудованных для этого кабинетах, для старших ‒различные выездные практики и мероприятия вне стен университета).

Компонент «Взаимодействие участников»

Партиципативность

Решения о деятельности университета принимаются с участием всех заинтересованных субъектов (администрации, педагогов, студентов.)

Любой участник образовательного процесса может вносить предложения по организации университетских событий.

Большая часть студентов и преподавателей университета знакома с решениями, принятыми в течение последних 3 месяцев по по-воду его жизнедеятельности.

Коллаборативность

Сотрудничество по вопросам жизнедеятельности университета: все важные для жизнедеятельности университета решения принимаются путем дискуссии.

В университете действуют выборные органы общественно-государственного управления (Профком, Союз Студентов и др.), решения заседаний и советов университета фиксируются в протокольной форме.

Безопасность (защищенность)

Психологический комфорт во взаимодействии всех

участников образовательного процесса: здоровый психологический климат в университете.

В коллективе педагогов отсутствуют признаки психологического давления, манипуляции со стороны администрации, коллег, родителей, студентов.

В коллективе учеников отсутствуют признаки психологического давления со стороны взрослых и сверстников

Компонент «Цифровая среда»

Доступность (повсеместность)

Образовательные ресурсы, необходимые педагогам и студентам, можно получить из любого места здания (кабинет, библиотека, холл), а также вне здания (информационно-образовательная среда университета доступна через официальный сайт университета, а также через интернет-библиотеку ЯГПУ с личных и общественных компьютеров и гаджетов).

Wi-fi работает в библиотеках корпусов ЯГПУ.

Сайт университета содержит не только красивое оформление, но и образовательные ресурсы – труды педагогов ЯГПУ и информацию о них.

Каждый участник образовательного процесса имеет персональный цифровой кабинет в ИОС «Moodle», доступный онлайн.

Информационная насыщенность

Расширение образовательного пространства до

глобальных масштабов:

Университет имеет подписки на различные электронные базы данных (библиотеки, каталоги больших данных исследований и проч., например, ВУЗ платит за доступ студентов к онлайн-библиотекам E-Library и IPR-Books).

Студенты и педагоги пользуются при подготовке к занятиям и выполнении проектов ресурсами авторитетных источников информации (Преподаватели составляют к семинарам списки рекомендованной литературы для студентов, на основе которых они могут составить свои ответы на задания).

Безопасность

Студенты ограждены силами университета от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса (не только в здании университета, но и за ее пределами). Например, ВУЗ иногда проводит тренинги по определению достоверной информации в Интернете, вебинары по поведению в сети Интернет.

Для всех участников образовательного

процесса установлен в личном кабинете ИОС «Moodle» фильтр нежелательного содержания.

В университетской системе информационной безопасности существуют протоколы защиты персональных данных студентов, педагогических работников и родителей студентов.

Компонент «Структура образовательной программы»

Гибкость

В зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко изменяется (например, у студентов 4 курса по мере прохождения практики АВРО 2 дня занятий по определенным числам были заменены выездом в образовательные организации), неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня (например, часто в университете организуются научные конференции вместо занятий по определенным предметам).

Для полноценного воплощения проекта, требующего неопределенного времени, есть возможность взаимодействовать студентам между собой и студенту с педагогом столько, сколько нужно (студент может неограниченное количество раз консультироваться со своим научным руководителем по поводу курсовой работы, а также обсудить ее содержание с друзьями).

Если освоение того или иного учебного содержания требует по факту больше времени, то есть возможность изменять распределение учебных часов в реальном времени (преподаватель может провести дополнительные пары по данным предметам по желанию студентов в дистанционном формате или, наоборот, сократить количество часов на данные предметы, чтобы у студентов было больше времени отдыхать).

Интегративность (кластерность)

Замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными студенческими группами:

Ученики объединяются для изучения блока предметного содержания в рамках одной темы в одном помещении (например, в мероприятии по «Памяти Петру 1» участвовали студенты разных курсов. Данное мероприятие было организовано в командной форме, оно было похоже на игру: «Что? Где? Когда?»)

Основная образовательная программа четко демонстрирует межпредметные связи и ресурсы, с помощью которых они осуществляются.

Реализуется принцип ровесничества, при котором более старшие или более продвинутые в материале ученики помогают более младшим или менее подготовленным освоить тему

Индивидуализация

Возможность каждому студенту индивидуально проектировать и

реализовывать свой образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса в университете:

Студенты ЯГПУ имеют индивидуальный образовательный маршрут, составленный с их участием, и они продвигаются по нему своим темпом;

Коллективные формы работы (исключая малые группы и пары) занимают малую часть времени образовательного процесса ( в основном, студенты ЯГПУ представляют индивидуально свои ответы на задания или фрагменты своих уроков на семинарах или практических работах.

Общие выводы о качестве образовательной среды

Как можно увидеть в представленных выше показателях, в ЯГПУ сформирована качественная образовательная среда для педагогов и студентов. Это позволяет сделать образовательный процесс безопасным, доступным, гибким, личностно-ориентированным и информативным.




2.3.8. Проект формы воспитательного события для различных категорий обучающихся


Название

Давайте строить мосты, а не стены

Цель

Познакомить обучающихся с понятием «толерантности», привить им положительное отношение к людям, независимо от их физических и личностных особенностей

Задачи

воспитательные

Воспитать положительное отношение к людям вокруг

организационно-педагогические

Создать благоприятные условия для дальнейшей учебы и взаимодействия между детьми

Планируемые результаты

Сформировать представление о толерантном отношении к окружающим

Развить навыки взаимодействия ребят друг с другом

Сформировать положительное представление о людях, независимо от их физических и личностных особенностей

Используемые материалы

Презентация «Давайте строить мосты, а не стены»

Карточки для игры

Отрывки из фильма «Голодные игры»

План подготовки

Заранее даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара

Описание этапов проведения занятия

Этап

Действия педагога

Действия обучающихся

Используемые приемы

Вступительное слово

Учитель приветствует детей, сообщает тему занятия, настраивает и мотивирует ребят на дальнейшую деятельность.

Дети слушают и настраиваются на дальнейшую работу

Выразительная и эмоциональная речь педагога

Целеполагание

Задать вопрос: Кто хоть раз слышал

слово толерантность?

Опрос на платформе Slido

Затем учитель презентует ученикам определение слова толерантности.

Спросить: почему важно быть толерантным?

Объяснение материала

Дети отвечают на вопрос учителя вначале устно, а затем письменно с помощью платформы Slido, отсканировав код с доски.

Вопросно-ответная работа учащихся

Опрос

Планирование

Просмотр фрагмента фильма. Учитель объясняет, что сейчас они будут играть в подобную игру. Мир пережил ядерную войну, осталось лишь несколько выживших, которые спрятались в бункер, однако провизии на всех не хватит. Задача участников выжить, сохранив самых ценных игроков.

Дети смотрят отрывок фильма, чтобы понять, что именно им предстоит сделать.

Просмотр фрагмента фильма

Выразительная и эмоциональная речь педагога


Проведение

Каждому ученику выдается карточка, в которой содержится информация о их герое. После каждого хода ученики разворачивают карточку, получая дополнительную информацию об участнике. В процессе игры дети должны выбрать, кто из героев будет удален из игры.

После окончания игры учитель зачитывает перечень тех, кто по мнению ребят оказался недостойным жизни.

Дети зачитывают характеристики своих героев и обсуждают, кто будет удален.

Игра, дискуссия;

Подведение итогов (рефлексия)

Речь педагога, в процессе которой он говорит о важности каждого человека. По отдельности мы слабы, но все вместе мы можем изменить мир.


Ученики помогают учителю подвести итоги занятия. Делятся впечатлениями.

Беседа, обсуждение

Методика изучения эффективности занятия

Методика анонимного опроса

1. Понравилось ли тебе занятие? Почему?

2. Было ли тебе интересно? Почему?

Самоанализ результатов проведения занятия

1. Какие действия педагога будут способствовать решению поставленных задач?

Действия педагога по повышению субъектности учеников на разных этапах занятия будут способствовать решению поставленных задач.

2. Какие приемы позволят учитывать индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на занятии?

На занятии были учтены индивидуальные особенности учеников, это подтверждают такой прием, как использование анонимного опроса с помощью платформы Slido

3. Какие приемы будут способствовать повышению уровня субъектности участников занятия?

На занятии использовались следующие приемы, способствующие повышению уровня субъектности участников в течение занятия: обсуждение, беседа, опрос, игра.




2.3.9. Решение профессиональных задач различного вида
2.3.9. В Учебно-практическая задача

Компоненты

Описание

Легенда (сюжет, жизненная ситуация, практическая ситуация)

Учитель зачитывает притчу: «Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.

По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. «Понравилась, отец», — ответил мальчик. «Видел, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина. «О, да!» — последовал ответ. «А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.

А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца». У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».

Отец мальчика застыл в онемении.

И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».

Условие задачи (данные необходимые для решения задачи, могут описываться ограничения, выводящие на противоречие)

Дети слушают притчу и отвечают на вопрос учителя: «О чем притча?». Далее учитель спрашивает детей: «Какие виды культуры можно здесь выделить? (материальная и духовная), Какие признаки данных видов культуры отражает притча?»

Далее учитель спрашивает детей: «Почему сын сказал отцу, что они бедны, ведь его семья богатая на самом деле?»

Проблемный вопрос (противоречие между описанной ситуацией и желаемым результатом, между устоявшимися представлениями и реальными фактами…. Задание)


После того, как дети выделили виды и признаки культуры из данной притчи, учитель задает проблемные вопросы учащимся: «Кто богаче в данной притче? Что важнее для человека: ценности духовной или материальной культуры?». Ответ на данный вопрос дети отражают в форме эссе.



2.3.9. Д
Проект воспитательного события для педагогов, родителей и обучающихся



Формат

Спортивный праздник

Название

«Мама, папа, я – дружная семья»

Цель

Вовлечь родителей в жизнь своих детей и учебного заведения, воспитать представления о здоровом образе жизни

Задачи

Организовать полезно и интересно досуг как для учащихся, так и для родителей
Способствовать сплочению детей и родителей

Воспитать правильное отношение к спорту и ЗОЖ

Планируемые результаты

Увеличение вовлеченности родителей в жизнь детей и учебного заведения
Развитие контактности, коллективности, сплоченности

Воспитание правильное отношение к спорту и ЗОЖ

Используемые материалы

Спортивный инвентарь

План подготовки

Беседа классного руководителя с родителями с целью обсуждения организации праздника
Составление плана праздника (список спортивных состязаний и их последовательность)
Подготовка необходимых материалов
Организация и проведение праздника

Описание этапов проведения

Этап

Действия организатора

Используемые приемы

Вступительное слово

Вступительная речь педагога о предстоящем событии

Мотивирование участников на заданную тему и активное участие в деятельности

Целеполагание

Постановка проблемы, разговор о важности семьи и вовлеченности в жизнь друг друга, разговор о здоровье и методах его улучшения

Показ видеоролика
Обсуждение

Решение поставленной проблемы

Организация досугового мероприятия для детей и их родителей в спортивном зале или на улице, личное участие в данном мероприятии, общение с участниками

План мероприятия:

  1. Танцевальная разминка «Перетанцуй меня»

  2. Перетягивание каната «Кто кого?» (соревнование между семьями, участие педагога)

  3. Салочки «Может это будешь ты» (участие родителей, детей и педагога)

  4. Танцевальное мероприятие для мам «Девочка, танцуй»

  5. Гонки в садовых тачках для пап «Мальчик на девятке»

  6. Игра для детей – пятнашки «Зацепила меня»

Семейная эстафета «Быстрее Флэша»

Беседа
Обсуждение
Коллективная деятельность

Подведение итогов (рефлексия)

Подведение итогов праздника, выявление победителей соревнований, награждение как победителей, так и участников, беседа с участниками, просьба описать их свои ощущения, эмоции после участия в празднике, предложение выявить аспекты, что были развиты в ходе события

Обсуждение
Беседа
Наводящие вопросы

Методика изучения эффективности

В конце праздника всем участникам предлагается ответить на несколько вопросов:

  • Назовите самые интересные состязания

  • Какие соревнования помогли вам укрепить отношения с родителями/детьми?

Если бы такой праздник проводился снова, вы бы приняли в нем участие?

Обоснование эффективности

1. Какие действия и приемы помогут решить поставленные задачи?

Обсуждение и беседа помогут выявить личное мнение каждого участника по поводу проведения и участия в данном мероприятии, а также личное отношение к родителям и детям

2. Что обеспечит субъектную позицию участников и включение их в совместную деятельность, почему?

Проведение командных состязаний, требующих участие большого количества людей, сплоченности, коммуникации друг с другом и решения трудностей сообща

3. Что может вызвать затруднения и почему?

Возможные не слишком хорошие отношения как между учащимися, так и между их родителями, что может привести к разногласиям, отказу принимать участие и срыву праздника

4. Какие действия и приемы помогут объединить усилия педагога и родителей и повысить воспитательный потенциал семьи?

Совместная организация данного праздника, выбор состязаний, наград, беседа с детьми для развития мотивации к участию в данном мероприятии и укрепление отношений в семье за счет совместной деятельности

5. Какие приемы будут обеспечивать высокий уровень субъектности участников?

Общее обсуждение мероприятия



2.3.10. Самоанализ результатов практики

(ответьте на предлагаемые вопросы по окончании практики)


  1. Какие компетенции предполагалось формировать, почему?

УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3 Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-6 Способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ОПК-1 Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

ОПК-2 Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

ОПК-3 Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-5 Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ОПК-6 Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-8 Способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

Без этих компетенций педагог не сможет выстроить свою работу с субъектами образовательного процесса, поэтому мне было необходимо этому научиться.


  1. Какие цели и задачи были определены для работы в период практики, почему?