Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 729

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,
органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства;
- обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю,
в профсоюзы по вопросам охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
- гарантии и компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением,
локальным нормативным актом, трудовым договором, если работник занят на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда.
Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда.
14.2. Специальная оценка условий труда
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Федерального закона от 28
декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" <171>.
--------------------------------
<171> СЗ РФ. 2013. N 52. Ст. 6991; СПС "КонсультантПлюс".
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Для некоторых категорий работников специальная оценка условий труда не проводится вообще, например, в отношении условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 303 ТК РФ).
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Для проведения специальной оценки условий труда работодателем приказом образуется комиссия (число членов должно быть нечетным), а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда,
представители выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.


Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда РФ от 24
января 2014 г. N 33н (в ред. от 14.11.2016).
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается в территориальный орган федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения
декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны
труда. Декларация действительна в течение пяти лет.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы
(подклассы) условий труда на рабочих местах. В ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда дана классификация условий труда. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Оптимальными
условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и
(или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами)
условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Вредными
условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
По результатам проведения специальной оценки условий труда составляется отчет, форма которого утверждена Приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н (в ред. от 14.11.2016). В отчет включаются карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе
(подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 4 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"). Работник имеет право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обращаться к работодателю, эксперту, проводящему специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Работодатель, работник,
выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ст. 26
Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться: для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников о существующем риске повреждения их здоровья; обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций; оценки уровней профессиональных рисков и др.
За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда установлена административная ответственность. Так, по ст. 14.54 КоАП РФ за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, возможно наложение административного штрафа на должностных

лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. За совершение названного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,
предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
14.3. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
Трудовой кодекс РФ посвятил вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве статьи 227 - 231. Некоторые из них по объему очень большие (2 страницы) и по форме изложения похожи на инструкции.
Кроме Кодекса, основными нормативными актами по этому вопросу являются Постановление
Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве" <172>, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях <173>, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 24 октября
2002 г. N 73 (в ред. от 14.11.2016); Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний
<174>, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (в ред. от 24.12.2014).
--------------------------------
<172> СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3497; СПС "КонсультантПлюс".
<173> Бюллетень нормативных актов РФ. 2003. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
<174> СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5149; СПС "КонсультантПлюс".
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками (то есть лицами,
работающими по трудовому договору) и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий,
обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, также относятся:
- работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
- обучающиеся, проходящие производственную практику;
- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;
- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств,
принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником,
подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя. В статье


228 ТК РФ законодатель указывает обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.
Работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; принять меры по предотвращению аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования обстановку происшествия, сделать фотографии, схемы и т.п.; обеспечить своевременное расследование несчастного случая и оформление необходимых материалов в соответствии с требованиями Кодекса; немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщения в соответствующие органы и организации. Так, согласно ст. 228.1 ТК РФ, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве,
несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан сообщить:
- в соответствующую государственную инспекцию труда;
- прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- территориальные объединения организаций профсоюзов;
- территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
- страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно должен создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются: специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников,
уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях,
предусмотренных ТК РФ, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если несчастный случай на производстве произошел у работодателя - физического лица, то в его расследовании принимают участие работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо.


При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
Статья 229.1 ТК РФ предусматривает сроки расследования несчастных случаев. Так,
расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Если о несчастном случае работодателю не было своевременно сообщено или нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, то такие несчастные случаи расследуется по заявлению пострадавшего (его доверенного лица) в течение одного месяца со дня поступления такого заявления.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 февраля 2005 г. N 160 утверждена схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве <175>.
--------------------------------
<175> СПС "КонсультантПлюс".
Статья 229.2 ТК РФ называет примерный перечень материалов расследования несчастного
случая. Так, материалы расследования включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда;
- другие документы по усмотрению комиссии. В зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая председателем комиссии определяется конкретный перечень материалов.