Файл: Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления, производство работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также петля стропа может быть выполнена следующими способами:

  • заплетка свободного конца каната (рис. 3.5, а) с установкой в пет­лю коуша 1;

  • применение клиновой втулки (рис. 3.5, б);

  • установка винтовых зажимов (рис. 3.5, в);




  • заливка легкоплавким сплавом в конусной втулке (рис. 3.5, г). Этот способ применяют для канатов большого диаметра;

  • другие способы в соответствии с нормативными документами.

Клиновая втулка 3 должна быть стальной кованой, штампованной или литой, применение сварных втулок не допускается. Канат закрепля­ется во втулке клином 2. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната. Втулки и клинья не дол­жны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Ось рабочей ветви 5 каната должна совпадать с осью отверстия втулки, в противном случае канат будет деформироваться.

При установке винтовых зажимов 4 их число зависит от диаметра ка­ната, но не должно быть менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната должны составлять не менее шести ди­аметров каната (6dK). Скобы 6 зажимов должны устанавливаться со стороны свободного конца каната. Усилие затяжки гаек зажимов 8 ука­зывают в технической документации.

Как устроены круглозвенные грузовые цепи?



Для изготовления съемных грузозахватных приспособлений исполь­зуют круглозвенные грузовые цепи (рис. 3.6). Они изготавливаются из конструкционных сталей марок СтЗсп, СтЗпс и стали 20 кузнечно-горновой или контактной сваркой. Для сращивания цепей используются сварка или специальные соединительные звенья.

Цепь характеризуется диаметром прутка d, из которого она изготов­лена, величиной шага цепи Р и длиной звена L.

3.2. Съемные грузозахватные приспособления

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся

стропы,

тра­версы,

захваты.

К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной метал­лической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом.

Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

  • канатные, изготовляемые из стальных канатов;

  • цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

  • текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 бывают следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

  • 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

  • 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

  • ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 20 т;

  • 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 32 т.


2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

  • УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузо­подъемность 0,5... 32 т;




  • УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузо­подъемность 0,5... 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, из­готовленные в соответствии с другими нормативными документами.

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК—1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

  • заплетка с последующей обмот­кой (оплетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

  • опрессовка алюминиевой втул­кой (рис. 3.9, б).


Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология

заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оплетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.
Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг

коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.



Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8,
д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.


Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

  • 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;

  • 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5...16 т;

  • ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.





Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, на­пример универсальные цепные стропы (УСЦ).

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

  • порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

  • грузоподъемности стропа в тоннах;

  • даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.


На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.


Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, я):

  • 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;

  • 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5... 15 т;

  • ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;

  • 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 12,5 т.

2. Универсальные(рис. 3.12, б

-г):

  • СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

  • СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

  • СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузо­подъемность 1... 100 т.