Файл: Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления, производство работ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?
На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, е) пришивается этикетка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эксплуатации:
-
обозначение стропа; -
товарный знак предприятия-изготовителя; -
название материала, из которого строп изготовлен; -
грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки; -
рабочая длина; -
дата испытания; -
номер стропа.
С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?
Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.
Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).
Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.
Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?
Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). натяжение Sв каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле
S= Q/(n cos б),
где п — число ветвей стропа; cos
б — косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.
Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стропа, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.
Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к разрушению груза.
ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.( не говорить об этом)
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс применяют для строповки грузов?
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви 1.
Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки называют универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую траверсу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.
Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Признаки браковки траверс:
-
отсутствие клейма 3 или бирки; -
трещины (обычно возникают в сварочных швах); -
деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины; -
повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рычагов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
-
отсутствие клейма 2 или бирки; -
затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом; -
изгибы и изломы рычагов; -
износ шарниров.
3.3. Браковка грузозахватных приспособлений
Кто производит осмотр съемных грузозахватных приспособлений? Каковы сроки осмотра?
Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность, должен периодически производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений в следующие сроки:
-
осмотр стропов — каждые 10 дней; -
осмотр траверс, захватов и тары — каждый месяц; -
осмотр редко используемых грузозахватных приспособлений —
перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. Результаты осмотра заносятся в журнал. Выявленные в процессе осмотра неисправные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
ВНИМАНИЕ! Стропальщик перед началом работы и перед каждым использованием обязан проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок.
Каковы признаки и нормы браковки стропов?
-
отсутствие или повреждение маркировочной бирки; -
число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает указанное в табл. 3.1; -
обрыв 10 пряди каната (рис. 3.18);
-
деформации стальных канатов: перекручивание 9, заломы, перегибы 8, узлы 11, раздавливание и т.п.; -
надрывы 1, трещины 2 навесных звеньев и крюков; -
износ поверхности навесных звеньев 3, крюков или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %; -
отсутствие на крюках предохранительных замков 5; -
остаточные деформации 6, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 % (крюк разогнут); -
деформации (выпадение) коушей 4 или их износ более чем на 15 %; -
выступающие концы проволок 7 заплетки; -
трещины на опрессованных втулках; -
признаки смещения каната в заплетке или втулке.
Как провести браковку канатного стропа при наличии обрывов проволок?
Необходимо знать диаметр каната, из которого изготовлен строп. Если диаметр каната неизвестен, то его можно измерить штангенциркулем 1 (рис. 3.19) по выступам прядей. Далее необходимо решить, на
каком из нормируемых участков вы будете определять число обрывов. На изображенном канате почти все обрывы умещаются на участке длиной 3dK. Затем необходимо отметить мелом или другим способом участок длиной 3dKи посчитать число оборванных проволок. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. На изображенном канате мы обнаружили 6 обрывов. В соответствии с табл. 3.1 на участке длиной 3dKдопускается 4 обрыва, следовательно, строп неисправен.
Каковы нормы браковки гибких элементов цепных стропов?
-
наличие трещин 4, надрывов 3 (рис. 3.20), расслоения металла в звеньях цепи; -
наличие погнутости 2 звеньев цепи; -
уменьшение диаметра звена вследствие износа 5 и других механических повреждений 1 более 10 %; -
удлинение (вытяжка) 6 звена цепи более 3 % от первоначального размера.
В каких случаях бракуются текстильные стропы?
-
отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о стропе; -
узлы на стропе; -
поперечные порезы или разрывы ленты; -
разрыв шва у основания петли; -
сквозные повреждения или прожоги несущего слоя; -
повреждение более 10 % площади поперечного сечения ленты; -
расслоение нитей лент и т. п.
-
Производственная тара
Для каких грузов предназначены различные виды тары?
Тарой называют приспособления, предназначенные для перемещения штучных, тарно-штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Средства пакетирования — поддоны (рис. 3.21, а, в) — предназначены для перемещения штучных грузов. Конструкции и размеры поддонов стандартизированы. Наиболее распространенными являются плоские поддоны размером 800 X1 200 мм.
Контейнеры — это многооборотные замкнутые приспособления вместимостью более 1 м3, предназначенные для штучных и тарно-штучных грузов. Контейнеры бывают универсальные, предназначенные для различных грузов, и специализированные (рис. 3.21, 6) — для перемещения и хранения грузов с одинаковыми свойствами. В настоящее время основное количество грузов перемещается в универсальных крупнотоннажных контейнерах массой брутто 20 и 30 т..
Бункеры, бадьи, ящики (рис. 3.21, г, д) применяют для сыпучих и полужидких грузов. В строительстве широко применяют бункеры специальной конструкции для подачи бетонной смеси. Для транспортировки бетонной смеси в небольших количествах применяют бадьи и ящики.
Бочки и цистерны применяют для жидких грузов.
Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?
Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.
После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.
На таре (рис. 3.22), за исключением специальной технологической, должно быть указано:
-
назначение тары; -
номер; -
собственная масса; -
наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена.