Файл: Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления, производство работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, е) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

  • обозначение стропа;

  • товарный знак предприятия-изготовителя;

  • название материала, из которого строп изготовлен;

  • грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;

  • рабочая длина;

  • дата испытания;

  • номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвя­ми рассчитаны стропы?


Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). натяжение Sв каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

S= Q/(n cos б),

где п — число ветвей стропа; cos
б — косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстиль­ных стропов 120°.( не говорить об этом)
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?




Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.



Признаки браковки траверс:

  • отсутствие клейма 3 или бирки;

  • трещины (обычно возникают в сварочных швах);

  • деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;

  • повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Какие бывают захваты?

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, основное преимущество которых — со­кращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рыча­гов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

  • отсутствие клейма 2 или бирки;

  • затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверх­ностях, соприкасающихся с грузом;

  • изгибы и изломы рычагов;

  • износ шарниров.



3.3. Браковка грузозахватных приспособлений

Кто производит осмотр съемных грузозахватных приспособлений? Ка­ковы сроки осмотра?

Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязан­ность, должен периодически производить осмотр съемных грузозах­ватных приспособлений в следующие сроки:


  • осмотр стропов — каждые 10 дней;

  • осмотр траверс, захватов и тары — каждый месяц;

  • осмотр редко используемых грузозахватных приспособлений —
    перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен произво­диться по инструкции, разработанной специализированной организа­цией. Результаты осмотра заносятся в журнал. Выявленные в процес­се осмотра неисправные грузозахватные приспособления должны изы­маться из работы.


ВНИМАНИЕ! Стропальщик перед началом работы и перед каждым ис­пользованием обязан проверить исправность грузозахватных приспо­соблений и наличие на них клейм или бирок.

Каковы признаки и нормы браковки стропов?

  • отсутствие или повреждение маркировочной бирки;

  • число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает ука­занное в табл. 3.1;

  • обрыв 10 пряди каната (рис. 3.18);




  • деформации стальных канатов: перекручивание 9, заломы, пере­гибы 8, узлы 11, раздавливание и т.п.;

  • надрывы 1, трещины 2 навесных звеньев и крюков;

  • износ поверхности навесных звеньев 3, крюков или местные вмя­тины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;

  • отсутствие на крюках предохранительных замков 5;

  • остаточные деформации 6, приводящие к изменению первоначаль­ного размера элемента более чем на 5 % (крюк разогнут);

  • деформации (выпадение) коушей 4 или их износ более чем на 15 %;

  • выступающие концы проволок 7 заплетки;

  • трещины на опрессованных втулках;

  • признаки смещения каната в заплетке или втулке.


Как провести браковку канатного стропа при наличии обрывов проволок?

Необходимо знать диаметр каната, из которого изготовлен строп. Если диаметр каната неизвестен, то его можно измерить штангенцирку­лем 1 (рис. 3.19) по выступам прядей. Далее необходимо решить, на



каком из нормируемых участков вы будете определять число обры­вов. На изображенном канате почти все обрывы умещаются на участ­ке длиной 3dK. Затем необходимо отметить мелом или другим спосо­бом участок длиной 3dKи посчитать число оборванных проволок. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. На изображенном канате мы обнаружили 6 обрывов. В соответствии с табл. 3.1 на участке длиной 3dKдопускается 4 обрыва, следовательно, строп неисправен.

Каковы нормы браковки гибких элементов цепных стропов?



  • наличие трещин 4, надрывов 3 (рис. 3.20), расслоения металла в звеньях цепи;

  • наличие погнутости 2 звеньев цепи;

  • уменьшение диаметра звена вследствие износа 5 и других механи­ческих повреждений 1 более 10 %;

  • удлинение (вытяжка) 6 звена цепи более 3 % от первоначального размера.


В каких случаях бракуются текстильные стропы?

  • отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведе­ния о стропе;

  • узлы на стропе;

  • поперечные порезы или разрывы ленты;

  • разрыв шва у основания петли;

  • сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;

  • повреждение более 10 % площади поперечного сечения ленты;

  • расслоение нитей лент и т. п.




    1. Производственная тара



Для каких грузов предназначены различные виды тары?

Тарой называют приспособления, предназначенные для перемещения штучных, тарно-штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Средства пакетирования поддоны (рис. 3.21, а, в) — предназначе­ны для перемещения штучных грузов. Конструкции и размеры под­донов стандартизированы. Наиболее распространенными являются плоские поддоны размером 800 X1 200 мм.

Контейнеры — это многооборотные замкнутые приспособления вме­стимостью более 1 м3, предназначенные для штучных и тарно-штучных грузов. Контейнеры бывают универсальные, предназначенные для раз­личных грузов, и специализированные (рис. 3.21, 6) — для перемеще­ния и хранения грузов с одинаковыми свойствами. В настоящее время основное количество грузов перемещается в универсальных круп­нотоннажных контейнерах массой брутто 20 и 30 т..

Бункеры, бадьи, ящики (рис. 3.21, г, д) применяют для сыпучих и по­лужидких грузов. В строительстве широко применяют бункеры спе­циальной конструкции для подачи бетонной смеси. Для транспорти­ровки бетонной смеси в небольших количествах применяют бадьи и ящики.

Бочки и цистерны применяют для жидких грузов.

Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?

Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими кар­тами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому освиде­тельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.



На таре (рис. 3.22), за исключением специальной технологической, должно быть указано:

  • назначение тары;

  • номер;

  • собственная масса;

  • наибольшая масса груза, для транс­портировки которого она предназ­начена.