Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, организаторских способностей и духовности.

И хотя истории известно немало имен женщин-ученых, про­блема подавления женского начала в культуре, науке и политике весьма остра. Симона де Бовуар в своей знаменитой книге «Вто­рой пол» (1949) показала, что общество культивирует маскулин­ное начало как позитивную культурную норму и уязвляет феминное как негативное, отклоняющееся от стандартов.

Вопрос о том, можно ли говорить о феминистском направле­нии в науке и как его определять — либо как простое фактуальное участие женщин в научных изысканиях, либо как их эпохальный вклад, определяющий развитие научного познания, — остается открытым. Проблемно также и пресловутое разграничение жен­ской и мужской логики.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Этнос науки


Этнос- объединение людей, лежащие на границе природы и общества , это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют физиономию этноса , и в то же время жизнь ,связанная с культурными и социальными законами. Л.Гумилев «Этногенез и биосфера зеили». Этнос – свойство человеческого организма группироваться так, что бы можно было противопоставить себя и «своих» остальному миру (эллины и варвары, иудеи и остальные, европейцы – католики в ср. века и нечестивые). Объединится в этнос нельзя, он возникает как природное явление и каждый человек с рождения принадлежит тому или иному этносу. Этнос как бы перекрывает социальные объединения (классы, государства) и природные объединения (семья, род, племя) и является с одной стороны основой социальных и природных делений человека, а с другой стороны самостоятельной единицей. Этнос имеет отношение к сознанию и психологии человека (Выходец из другой станы считает себя Русским). Этносы часто складываются в систему этносов например «китайцы» или «индийцы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а западноевропейцам в целом, ибо являются системами этносов, объединенных на других принципах культуры. Индусов связывает система каст, а китайцев – иероглифическая письменность. Индиец принявший мусульманство – не индиец, китаец живущий среди варваров – варвар, но человек знающий китайский этикет – китаец. В Иране и США надо родится, чтобы считаться поистине иранцем и американцем, а национальность значения не имеет. Этнос согласно Гумилеву еще и поведение людей, его составляющих, каждый должен вести себя особым образом характер поведения определяет его этническую принадлежность. Возникновение нового этноса – создание нового стереотипа поведения особенно это относится к суперэтносам (англичане, русские). Только через принадлежность к этносу любой человек осознает свою связь с человеческим обществом, с государством, с историей


  1. Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного познания


Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.



Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль научного мышления».

Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

  1. стиль классической науки – необходимо эмпирическое подтверждение, господство жесткого детерминизма. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения, независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Представлялось, что исследователь со стороны наблюдает объекты и при этом ничего не приписывает им от себя.

2. неоклассический - случайность – это черта мира. Мир, вселенная рассматривается как эволюционирующая система. Все учения рассматриваются эволюционно. Мир науки – мир эволюционирующих объектов. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения. Мир раскрывает свои структуры и закономерности благодаря активной деятельности человека в этом мире. Только тогда, когда объекты включены в человеческую деятельность, мы может познать их сущностные связи. Укрепление и расширение идеи единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов. (сложная организация биологических или социальных систем немыслима без взаимодействия ее частей и структур). Кардинальное изменение способа (стиля, структуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Теория, подчеркивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по, отношению к нему и лишь затем проверяется опытом.

3. Постнеклассический - Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос, свойственна эволюционность, Для сложноорганизованных целостных систем характерна не единственность, а множество путей развития. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития.


Познавательные установки, регулирующие процесс познания, в свою очередь, подразделяются на идеалы и нормы:

  1. Описания и объяснения научного знания

  2. Доказательности и обоснованности

  3. Построения и организации научного исследования

Научные нормы, идеалы и ценности исторически изменчивы, что привело, в частности, Фейерабендта к выводу об отсутствии их универсальных прототипов. Однако существует и другая точка зрения, что универсальные инварианты все таки существуют. Так существуют общие черты научной рациональности, которые отличают ее от других форм познания и которые повторяются от эпохи к эпохе.


  1. Наука и власть. Проблемы взаимоотношения академической свободы и государственного регулирования науки.


При рассмотрении этой проблемы существуют два вектора анализа: а) влияние науки на политику (власть); б) воздействие политики на науку.

Наука систематически показывала, что использование ее данных способно всерьез изменить лицо общества, улучшить жизнь людей.

Поэтому ученые всегда, так или иначе, были привлечены во власть, являлись участниками государственного аппарата с целью руководства не только наукой, но и всем обществом на научных принципах (огосударствление науки).

В конце XIX – начале XX вв. возникает самостоятельная научная дисциплина под названием политология (политическая наука). Особенно четко предмет и задачи политологии были определены международным коллоквиумом по вопросам политологии, состоявшимся в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, рекомендовавшей политологию в качестве общеобязательной учебной дисциплины в европейских странах. Политическая наука должна заниматься изучением и созданием:

а) политических теорий;

б) политических институтов;

в) партий, общественных групп, общественного мнения;

г) международных отношений.

Политология, как наука о политике, тесно взаимодействует с такими науками, как философия, история, социология, юриспруденция, психология и другие, используя их категории: общество, культура, правовое государство, гражданское общество, социальные группы, общественное мнение и др.

Взаимосвязь науки и власти можно проследить по линии привлечения ведущих ученых к процессу обоснования важных государственных и управленческих решений. В ряде европейских государств и в США ученые привлекаются к управлению государством, обсуждают проблемы государственного устройства и государственной политики.


Не менее важным аспектом проблемы наука и власть является вопрос влияния власти на науку. Власть это механизм, обладающий возможностью подчинять, управлять или распоряжаться действиями других людей или структур. Для развития науки важны некоторый либерализм и свобода от властных указаний. Наука не может развиваться по указке чиновников. Вместе с тем властные структуры ответственны за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта, за его возможные последствия. Пример тому – развитие науки в СССР. С одной стороны, власть была заинтересована в создании своих пролетарских научных кадров, способных обеспечить оборону и защиту страны. Отсюда мощное финансирование научных исследований и, как следствие, успешное развитие военной науки, крупные открытия в математике, физике и других науках. С другой стороны, науке навязывались направления исследований, которые противоречили логике ее развития. Отдельным отраслям давались оценки, что принесло обществу серьезные потери: кибернетика, социология, генетика и др. были объявлены буржуазными лженауками.

Следует отметить имеющую место особую форму организации научного труда по закрытому принципу.

Пример тому – развитие науки в СССР. С одной стороны власть была заинтересована в создании своих пролетарских научных кадров, способных обеспечить оборону и защиту страны. Отсюда мощное финансирование научных исследований и, как следствие, успешное развитие военной науки, крупные открытия в математике, физике и других науках.

С другой стороны

Науке навязывались направления исследований, которые противоречили логике ее развития. Отдельным отраслям давались оценки,

что принесло обществу серьезные потери: кибернетика, социология, генетика и др. были объявлены буржуазными лженауками

Ученые заинтересованы во власти, прежде всего через финансирование, ибо власть главный донор науки.

По убеждению экспертов, только резкое увеличение бюджетного финансирования науки и создания в России единого государственного фонда ее финансирования и поддержки, повышение заработной платы научным работникам, установление льготного налогообложения научных структур, введение конкурсного финансирования научных проектов и контрактной системы труда позволят придать новый импульс развитию науки в нашей стране.