Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эвристическое значение философских идей в развитии науки.


Эвристика - это совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Или если более простыми словами, эвристика - это когда мы используем интуицию и предположения, чтобы сделать что-то быстрее.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование, осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы (пример: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы). В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. «Стыковку» обеспечивают философские основания науки.

В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологии и новых представлений о методе. Совпадение философской эвристики и обоснования не обязательно. философские основания науки гетерогенны. Они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.
Философия выполняет следующие функции по отношению к науке:

1) интегративная – философия систематизирует все мысли, выработанные разными формами культуры, в том числе и наукой, строя тем самым человеческий способ постижения мира, в котором наука занимает свою нишу и не более того.

2) культурологическая
 – философия выявляет универсалии (время, кач-во, сущность, причина, форма…) поясняет их смысл и систематизирует и адаптирует для разных наук.

3) онтологическая - обобщает научные сведения о мире и строит единую картину мира.

4) гносеологическая (теория познания). Философия разрабатывает сущность познавательной деятельности человека, поясняя ее аспекты: сущность истины, понятие объекта и субъекта познания, виды познания, познавательные способности чел-ка и т.п

5) Критическая – философия проводит анализ с целью извлечения из него догматов суеверия, иллюзий и.т.п., которые негативно влияют на жизнь чел-ка.

6) методологическая – философия разрабатывает теорию универсальных методов познания – диалектики (изучение вещи в динамике и во взаимосвязи) и метафизики (т.е. вещь в статике и изолированная). При научном анализе особую роль играют принципы диалектики: 1. восхождения от абстрактного к конкретному. 2. историзма. 3. развития в динамике 4. единства логического и исторического 5. единства логики, диалектики и теории познания.

7) Метанаучная – ф. строит общую теорию науч. д-ти, определяет место науки в культуре. (Эпистемология)

8) селиктивная - иногда выбор осуществляется между конкурирующими научными теориями на основе философских убеждений (закономерен мир или вероятностен, достижимо абсолютное знание или нет).

9) Функции вспомогательного критерия истины – иногда уместность научных теорий надо проверить не только экспериментально, но и путем сопоставления с философскими принципами.

10) аксеологическая (теория ценностей: добро, зло, совесть) философия исследует ценности и идеалы человеческой жизни, которые оказывают воздействие на деятельность ученого, заставляют его учитывать интересы общества и отвечать за результаты свой деятельности.

11) прогностическая – философское знание обладает мощным прогностическим потенциалом, определяя тем самым пути развития научной мысли (теория атомов, утопические проекты идеальных обществ, предвидение корпускулярно-волнового дуализма и т.п. 


  1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Дисцилинарная структура научного знания складывалась исторически и в значительной мере соответствовала состоянию общества и культуры в различные периоды их бытия. Исторически первой возникла история из летописей, преданий, исторических документов. Носила нарративный характер, т. е. была описательной и не выявляла логики исторического процесса.


В XIX веке в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе. Основатель О. Конт (1798-1857). Его социология строилась по образу естественных наук. Разделил социологию на две части: первая изучает социальную статику, т. е. условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая — социальную динамику, т. е, законы развития и изменения общества.
Сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням духовного развития человечества: теологическая (охватывает древность и раннее средневековье, заканчиваясь в XIII веке), метафизическая (14-18 века) и позитивная, которая начинается в XIX веке.
Выделение социологии как особой отрасли знания стимулировало возникновение научных дисциплин, непосредственно к ней примыкавших: экономическая теория, археология, этнография.
Социально-гуманитарное познание исследует общество и человека как двух взаимозависимых важнейших предпосылок социума, поскольку без человека нет общества, а без общества нет человека.
Развитие социально-гуманитарного знания и соответствующих научных дисциплин осуществлялось путем эмпирического и теоретического познания явлений общественной жизни.
В основе эмпирического познания лежит накопление, первичное обобщение и систематизация социального опыта в той или иной сфере общественной жизни (политической, духовной, экономической и др.).

Теоретический уровень познания во многом основывается на сведениях эмпирического познания; в свою очередь, эмпирический уровень познания общественных явлений (экономических, политических, духовных) исходит из тех или иных теоретических предпосылок – определенной системы понятий и принципов, воспроизводящих в сознании ученого предмет изучения (товарно-денежное обращение, политическая система общества), цели, направления изучения и способы его научного исследования (в рамках направлений).

Историко-логические реконструкции.

Что касается историко-логических реконструкций знаний и в целом социально-гуманитарных наук, то следует указать на 2 основных фактора
, под влиянием которых они происходят. Один из этих факторов касается самой логики социально-гуманитарных знаний.

Для Платона государство – это полис (территория с определенным населением), по мнению Макиавелли, государство – это аппарат, система органов. По Марксу, государство призвано отражать интересы правящего класса.
Другой фактор реконструкции социально-гуманитарных знаний – чисто социальный – он связан с социальными интересами ученых, их ценностными ориентациями, которые существенно влияют на цели и направления исследований и выводы из них.
Либералы: позвольте нам действовать самостоятельно, не вмешивайтесь в нашу деятельность; в лучшем случае выполняет роль уличного сторожа, следите за исполнением договоров.



  1. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Область научных дисциплин, охватываемая понятием социально-гуманитарного знания, – это целостный континуум субъективной реальности. Он включает знания об обществе, человеке, истории и культуре.
В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу таких общих за­кономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет» и «субъект» познания

объектом могут быть самые различные коммуникационные процессы, политические и прочие институты, деятельность государства, обеспечивающие и поддерживающие ее нормативные акты, равно как продукты, нормы и идеалы культурной деятельности — технической, научной, художественной и т. д.

Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. 
 Первой научной процедурой является трансформация объек­та в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и спосо­бами идеализации. 

В качестве объекта социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр.
коммуникативное действие — это действие, ори­ентированное на рациональное понимание социальных и политических противоречий и их рациональное обсуждение в публичной дискуссии ради нахождения компромисса и выбора наиболее демократического ре­шения.

Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

- познавательная –дают знания об обществе;

- мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;

- методологическая – учат правилам социального познания и действия;

- аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;

- критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;

- воспитательная –формируют положительные качества ученого;

- рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

- идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

- прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.

Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).

Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указал следующие его основные особенности:

его предмет – культура, а не природа, - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи;

непосредственные объекты его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;

его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого;

сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники;

- для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий),   что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания);

объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;

абстракции и общие понятия