Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– вместилище тел –обозначалась объективная протяженность форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от сознания, восприятие и измерение.
Философы-идеалисты отрицают зависимость время и пространства от материи и рассудка.
Материализм подчеркивает объективный характер время и пространства в том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность.
Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.
Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.
Диамат признает не просто внешнюю связь время и пространства с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью время и пространство и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотъемлемы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Она отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел, и о времени как едином для всей бесконечной вселенной.
Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется.
Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел, зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого им поля тяготения.
Исследования Бутлерова обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи расположением атомов. Изменчивость представлений о времени и пространстве используют идеалисты для отрицания объективной реальности.
Единство мира заключается в его материальности, в том, что все явления и предметы в мире представляют собой движение материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»[1]. Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу.
Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Она может трактоваться в естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах
Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей.
Человек воспринимает свою жизнь, прежде всего, как повседневный, жизненный мир, который проявляется как:
– непосредственная жизненная среда – она окружает человека, является повседневной средой, она чувственно воспринимается и реально представляется человеком, в этой среде человек совершает в основном традиционные действия;
– опосредованная жизненная среда – она дистанцирована от человека, но влияет на него;
– отдаленная жизненная среда – она удалена от человека и оказывает на него небольшое влияние.
Повседневный, жизненный мир, прежде всего, непосредственная жизненная среда, имеет наибольшее значение для человека, так как он является «началом и концом всякой человеческой деятельности» (Д. Лукач). Он характеризуется следующим:
– ориентированность на прагматичные действия (поступки с целью удовлетворить свои первичные, жизненные потребности),
– постоянное изменение (частые преобразования среды жизни),
– значительная коммуникативность (постоянное общение с ближним кругом людей),
– стандартизированность поведения (ориентация на привычные формы поведения),
– приоритет переживания над осмыслением среды (ориентация на эмоциональное восприятие мира),
– постоянная интерпретация жизненных смыслов (понимание целей и задач).
Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.
Социальные науки (прежде всего, социология, политология) изучают образ жизни людей. одной из важных задач социально-гуманитарных наук.
Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:
– быть или не быть (безусловно – быть),иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть), И ТД
Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципе благоволения перед жизнью, который был сформулирован А. Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах. Данный принцип так же подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).
Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:
– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,
– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,
– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).
Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:
– порождает новое знание,
– обуславливает его социокультурную природу.
– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),
– неформальная (личные беседы, дружба, переписка).
Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины.Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.
Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).
Герменевтика представляется как теория и практика истолкования (интерпретации) текстов – от текста какого-либо литературного и другого источника до всемирной истории как текста.
В этом смысле понятие тескта универсально: оно охватывает как общественные результаты духовной деятельности человека, так и переработку, распредмечивание исторической действительности человеческого бытия в виде определенной социальной информации.
Рикёр вывел: понимание – выявление мышлением смысла, скрытого в символе. → герменевтика – последовательное осуществление интерпретаций; понимание – искусство постижения значения знаков, один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.
Важная методологическая проблема социально-гуманитарного познания состоит в том, чтобы исходя из понимания текста как «материализованного выражения духовной культуры», распредметить субъективные смыслы, объектированные в текстах, и с помощью их проникнуть в «дух» минувших эпох, чужих культур. Любой текст – источник множества его пониманий и толкований.
Произведение (текст) содержит в себе одновременно несколько смыслов, следовательно, именно в этом состоит его символичность: символ - сама множественность смыслов, следовательно, понимание текста не может ограничиться лишь тем смыслом, который вложил в него автор.
Смысл текста в пределах исторического развития изменяется, следовательно, каждая эпоха открывает в произведениях что-то новое свое.
Гадамер: читающий текст всегда имеет определенный проект: даже самый непосредственный смысл читается в свете некоторых ожиданий. Однако изначальный проект не может не пересматриваться по мере проникновения в текст. Текст, несущий смысл (о вещах) →предпонимание→понимание→интерпретация.
Текстовая природа характера взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.
Баденская школа выводит: связь с социальной реальностью или ее фрагментами происходит через источники, где центральное место занимают письменные тексты (хроники, документы, письма). В гуманитарном познании происходит «отражение отражения» (мысли о мыслях, переживания переживаний, тексты о текстах). Текстам (гуманитарное познание) присущи значение, смысл, ценность. Текст – непосредственный предмет гуманитарного познания. Текст – любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Все знания человечества о мире можно рассматривать как текст, т.е. это жизнь человечества, которую и следует понять.
Языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (= концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от сознания, восприятие и измерение.
Философы-идеалисты отрицают зависимость время и пространства от материи и рассудка.
Материализм подчеркивает объективный характер время и пространства в том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность.
Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.
Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.
Диамат признает не просто внешнюю связь время и пространства с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью время и пространство и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотъемлемы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в современной физике. Она отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел, и о времени как едином для всей бесконечной вселенной.
Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется.
Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел, зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого им поля тяготения.
Исследования Бутлерова обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи расположением атомов. Изменчивость представлений о времени и пространстве используют идеалисты для отрицания объективной реальности.
Единство мира заключается в его материальности, в том, что все явления и предметы в мире представляют собой движение материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»[1]. Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу.
-
Жизнь как категория наук об обществе.
Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Она может трактоваться в естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах
Жизнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружает его и оказывает на него определенное воздействие. Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей.
Человек воспринимает свою жизнь, прежде всего, как повседневный, жизненный мир, который проявляется как:
– непосредственная жизненная среда – она окружает человека, является повседневной средой, она чувственно воспринимается и реально представляется человеком, в этой среде человек совершает в основном традиционные действия;
– опосредованная жизненная среда – она дистанцирована от человека, но влияет на него;
– отдаленная жизненная среда – она удалена от человека и оказывает на него небольшое влияние.
Повседневный, жизненный мир, прежде всего, непосредственная жизненная среда, имеет наибольшее значение для человека, так как он является «началом и концом всякой человеческой деятельности» (Д. Лукач). Он характеризуется следующим:
– ориентированность на прагматичные действия (поступки с целью удовлетворить свои первичные, жизненные потребности),
– постоянное изменение (частые преобразования среды жизни),
– значительная коммуникативность (постоянное общение с ближним кругом людей),
– стандартизированность поведения (ориентация на привычные формы поведения),
– приоритет переживания над осмыслением среды (ориентация на эмоциональное восприятие мира),
– постоянная интерпретация жизненных смыслов (понимание целей и задач).
Повседневный, жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.
Социальные науки (прежде всего, социология, политология) изучают образ жизни людей. одной из важных задач социально-гуманитарных наук.
Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:
– быть или не быть (безусловно – быть),иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть), И ТД
Отношение к жизни в социально-гуманитарных науках преимущественно строиться на базе принципе благоволения перед жизнью, который был сформулирован А. Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому, необходимо жить при любых обстоятельствах. Данный принцип так же подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).
Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:
– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,
– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,
– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).
Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:
– порождает новое знание,
– обуславливает его социокультурную природу.
– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),
– неформальная (личные беседы, дружба, переписка).
Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины.Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.
Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).
-
Текст как предмет гуманитарного познания
Герменевтика представляется как теория и практика истолкования (интерпретации) текстов – от текста какого-либо литературного и другого источника до всемирной истории как текста.
В этом смысле понятие тескта универсально: оно охватывает как общественные результаты духовной деятельности человека, так и переработку, распредмечивание исторической действительности человеческого бытия в виде определенной социальной информации.
Рикёр вывел: понимание – выявление мышлением смысла, скрытого в символе. → герменевтика – последовательное осуществление интерпретаций; понимание – искусство постижения значения знаков, один и тот же текст имеет несколько смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.
Важная методологическая проблема социально-гуманитарного познания состоит в том, чтобы исходя из понимания текста как «материализованного выражения духовной культуры», распредметить субъективные смыслы, объектированные в текстах, и с помощью их проникнуть в «дух» минувших эпох, чужих культур. Любой текст – источник множества его пониманий и толкований.
Произведение (текст) содержит в себе одновременно несколько смыслов, следовательно, именно в этом состоит его символичность: символ - сама множественность смыслов, следовательно, понимание текста не может ограничиться лишь тем смыслом, который вложил в него автор.
Смысл текста в пределах исторического развития изменяется, следовательно, каждая эпоха открывает в произведениях что-то новое свое.
Гадамер: читающий текст всегда имеет определенный проект: даже самый непосредственный смысл читается в свете некоторых ожиданий. Однако изначальный проект не может не пересматриваться по мере проникновения в текст. Текст, несущий смысл (о вещах) →предпонимание→понимание→интерпретация.
Текстовая природа характера взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.
Баденская школа выводит: связь с социальной реальностью или ее фрагментами происходит через источники, где центральное место занимают письменные тексты (хроники, документы, письма). В гуманитарном познании происходит «отражение отражения» (мысли о мыслях, переживания переживаний, тексты о текстах). Текстам (гуманитарное познание) присущи значение, смысл, ценность. Текст – непосредственный предмет гуманитарного познания. Текст – любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Все знания человечества о мире можно рассматривать как текст, т.е. это жизнь человечества, которую и следует понять.
-
Языковая картина мира в контексте современных социогуманитарных наук
Языковая картина мира - исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (= концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, отчасти национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные.