Файл: Роль Конституции Российской Федерации в формировании правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетных данных.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, включает три раздела и содержит порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (помимо кредитных) о прекращении деятельности (кроме случая, являющегося следствием чрезвычайных событий).
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, включает пять разделов и имеет большое значение,
- Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, состоит из трех разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
- Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденное приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, состоит из четырех разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных.
3.Положения по бухгалтерскому учету, регулирующие правила отражения информации в отдельных сегментах экономической деятельности.
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н, распространяется на все организации, кроме кредитных, и включает пять разделов.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н, раскрывает базовые правила и понятия организации бухгалтерского учета и отчетности у сторон, участвующих в процессе строительного подряда
.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, включает четыре раздела и регламентирует порядок формирования в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставленной коммерческим организациям (кроме кредитных организаций) в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, включает три раздела. Данное ПБУ нс применяется к кредитным организациям и государственным (муниципальным) учреждениям. Оно регулирует порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/2002), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, включает пять разделов и устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете организаций (кроме кредитных) информации по указанному направлению расходов в случае выполнения этих работ собственными силами или по договору подряда сторонней организацией.
- Положение но бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/2003), утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н, включает пять разделов и устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций).
4.Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие допуски, способные повлиять на экономическую деятельность организации в будущем.
- Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н. Положение распространяется на все организации, кроме кредитных.
- Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, состоит из пяти разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
- Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) информации об изменении оценочных значений.
Основная цель международных стандартов финансовой отчетности заключается в выработке единого понимания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания его терминологии, общем подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.
Российская система учета близка к европейской модели, для которой обязательно удовлетворение потребностей налоговых органов, четкое следование утвержденным принципам отражения операций, обязательность применения Плана счетов, утвержденного государством, и др.
В России переход на применение международных стандартов бухгалтерского учета начался в 1992 году. Основным моментом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.
В процессе реформирования обеспечивается:
- непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к его ведению;
- формирование модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;
- ведение процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
- пересмотр допустимых способов оценки имущества и обязательств;
- создание механизма обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране.
Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н. Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2023 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
- Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
- Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
- Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Большинство отечественных предприятий используют только ту нумерацию счетов, которую установил производитель компьютерной программы, руководствуясь требованиями Минфина России. И этого вполне достаточно для бухгалтерского и налогового учета. Однако если каждому счету присвоить еще и особый код, то можно существенно упростить ведение учета управленческого.
В таком случае, работая с компьютерной программой, отражая операции на бухгалтерских счетах, можно в любой момент вывести данные для управленческого учета. О том, как этого добиться, мы и расскажем.
В первую очередь надо составить развернутый план счетов бухгалтерского учета. Впрочем, обычно он уже разработан. Далее нужно присвоить коды каждой позиции бюджета. И наконец, увязать номера счетов с кодами бюджетных строк. Проделав все это, бухгалтер свою задачу выполнит. Останется только передать результаты компьютерщику, который внесет необходимые поправки в программу.
Здесь имеется в виду обычное открытие субсчетов к тем счетам, на которых отражены доходы и расходы, предусмотренные бюджетом предприятия. Например, нет необходимости детализировать счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", так как для управленческого учета такая информация не нужна. Зато если в рамках основной деятельности фирма занимается несколькими проектами, то лучше завести субсчет для каждого.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, включает пять разделов и имеет большое значение,
- Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, состоит из трех разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
- Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденное приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, состоит из четырех разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных.
3.Положения по бухгалтерскому учету, регулирующие правила отражения информации в отдельных сегментах экономической деятельности.
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н, распространяется на все организации, кроме кредитных, и включает пять разделов.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н, раскрывает базовые правила и понятия организации бухгалтерского учета и отчетности у сторон, участвующих в процессе строительного подряда
.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, включает четыре раздела и регламентирует порядок формирования в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставленной коммерческим организациям (кроме кредитных организаций) в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, включает три раздела. Данное ПБУ нс применяется к кредитным организациям и государственным (муниципальным) учреждениям. Оно регулирует порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/2002), утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, включает пять разделов и устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете организаций (кроме кредитных) информации по указанному направлению расходов в случае выполнения этих работ собственными силами или по договору подряда сторонней организацией.
- Положение но бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/2003), утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н, включает пять разделов и устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций).
4.Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие допуски, способные повлиять на экономическую деятельность организации в будущем.
- Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н. Положение распространяется на все организации, кроме кредитных.
- Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, состоит из пяти разделов и распространяется на все организации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
- Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) информации об изменении оценочных значений.
-
Концептуальные и методологические основы построения применяемых в России Планов счетов бухгалтерского учета и проблемы их унификации.
Основная цель международных стандартов финансовой отчетности заключается в выработке единого понимания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания его терминологии, общем подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.
Российская система учета близка к европейской модели, для которой обязательно удовлетворение потребностей налоговых органов, четкое следование утвержденным принципам отражения операций, обязательность применения Плана счетов, утвержденного государством, и др.
В России переход на применение международных стандартов бухгалтерского учета начался в 1992 году. Основным моментом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.
В процессе реформирования обеспечивается:
- непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к его ведению;
- формирование модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;
- ведение процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
- пересмотр допустимых способов оценки имущества и обязательств;
- создание механизма обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране.
-
План счетов бухгалтерского учета и его адаптация к специфике организации.
Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н. Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2023 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.
Три вида синтетических счетов:
- Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
- Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
- Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.
Большинство отечественных предприятий используют только ту нумерацию счетов, которую установил производитель компьютерной программы, руководствуясь требованиями Минфина России. И этого вполне достаточно для бухгалтерского и налогового учета. Однако если каждому счету присвоить еще и особый код, то можно существенно упростить ведение учета управленческого.
В таком случае, работая с компьютерной программой, отражая операции на бухгалтерских счетах, можно в любой момент вывести данные для управленческого учета. О том, как этого добиться, мы и расскажем.
В первую очередь надо составить развернутый план счетов бухгалтерского учета. Впрочем, обычно он уже разработан. Далее нужно присвоить коды каждой позиции бюджета. И наконец, увязать номера счетов с кодами бюджетных строк. Проделав все это, бухгалтер свою задачу выполнит. Останется только передать результаты компьютерщику, который внесет необходимые поправки в программу.
Здесь имеется в виду обычное открытие субсчетов к тем счетам, на которых отражены доходы и расходы, предусмотренные бюджетом предприятия. Например, нет необходимости детализировать счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", так как для управленческого учета такая информация не нужна. Зато если в рамках основной деятельности фирма занимается несколькими проектами, то лучше завести субсчет для каждого.