Файл: Роль Конституции Российской Федерации в формировании правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетных данных.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету " Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96).
Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией исходя из (ПБУ 4/96) на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом: типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности.
Консолидированная бухгалтерская отчетность является особым видом бух.отчетности, составляется путем объединения показателей бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий, входящих в одну группу и характеризует имущественное и финансовое положение группы предприятий в целом на определенную отчетную дату, а так же финансовый результат деятельности группы за отчетный период.
Сводная бухгалтерская отчетность является специфической, нетрадиционной формой бух.отчетности т.к.имеет свои особенности:
Она содержит информацию об имущественном и финансовом положении группы взаимозависимых предприятий, т.е. нескольких юридических лиц, а не одного юр.лица, что выходит за рамки принципа имущественной обособленности.
Она составляется на основе данных отчетности предприятий группы, а не на основе данных бухгалтерского учета.
-
Национальная система бухгалтерского учета как руководство, включающее определение бухгалтерских терминов, правил оценки и образцов форм бухгалтерской отчетности.
Национальная система бухгалтерского учета ( Plan Comptable General) представляет собой подробное руководство, которое включает определения бухгалтерских терминов, правила оценки и образцы форм бухгалтерской отчетности. Первый план был разработан в 1947 г. Исправленная его версия вступила в силу в 1982 г., восприняв положения Четвертой Директивы Европейского Союза.
Дается характеристика и раскрывается содержание основных международных стандартов финансовой отчетности, являющихся базой разработки национальных стандартов России в виде соответствующих положений по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. В процессе реформирования национальной системы бухгалтерского учета в дополнение к уже имеющимся положениям разрабатывается не менее 20 национальных стандартов бухгалтерского учета.
Дается характеристика и раскрывается содержание основных международных стандартов финансовой отчетности, являющихся базой разработки национальных стандартов России в виде соответствующих Положений по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. В процессе реформирования национальной системы бухгалтерского учета в дополнение к уже имеющимся положениям разрабатывается не менее 20 национальных стандартов бухгалтерского учета.
Применение МСФО в данном случае обусловлено развитием финансовых рынков и способствует их интегрированию. При этом согласования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности не происходит, и в процесс интеграции не включены национальные рынки капитала, объем торговли которых непривлекателен для иностранных компаний, а также финансовые рынки большинства развивающихся стран.
С января 1998 г. в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель реформирования состоит в приведении национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В Российской Фе-дерации, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета
, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.
На Западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не отвечают международным стандартам, концепциям, постулатам и принципам бухгалтерского учета, принятым в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время в мире трудно найти хотя бы одну страну, которая построила свою национальную систему бухгалтерского учета, основываясь полностью только на международных стандартах. Чаще всего это компромисс между международными стандартами бухгалтерского учета и особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, представители которых участвуют в разработке международных стандартов.
Говоря о международных стандартах, отметим, что они обобщают опыт многих стран, где заметная роль отводится США. Действующие международные стандарты бухгалтерского учета используются в разных странах по-разному, так как в основе каждого лежат национальные системы бухгалтерского учета, но с применением ( адаптацией) некоторых или большинства международных стандартов. Определяющей в разработке указанных стандартов является национальная система бухгалтерских стандартов и процедур США - ГААП.
10. Адаптация национальной системы бухгалтерского учета и ее соответствие международным стандартам.
Законодательство Российской Федерации значительно отличается от международного законодательства. Это находит свое отражение в бухгалтерском и финансовом учете. Тенденцией последних лет является приближение российского бухгалтерского учета к международным стандартам. Переход к международным стандартам осуществляется в российском законодательстве постепенно, начиная с конца 1990-х гг. С 2010 года процесс реформирования значительно активизировался.
В 2010 году были принят закон "О консолидированной финансовой отчетности", который устанавливает обязанность определенных субъектов составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. В этом же году приказом Минфина России были утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы Приложений к ним, которые организации обязаны применять начиная с отчетности за 2011 г.
С 01.01.2013 в силу вступил новый Закон о бухгалтерском учете, которым предусмотрено применение международных стандартов как основы для разработки национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, который уже был одобрен Советом Федерации 22.11.2011 г. и направлен на рассмотрение Президенту РФ.
Таким образом, принятие нового закона будет способствовать интеграции РФ в европейскую и мировую экономику, улучшению делового климата, росту прозрачности экономики, стимулированию местных и иностранных прямых и портфельных инвестиций, укреплению стабильности и конкуренции банковского, страхового и реального секторов, а также сокращению рисков.
По своей сути Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) носят рекомендательный характер. Ни Совет по МСФО, ни бухгалтерское сообщество в целом не имеют полномочий требовать повсеместного их применения. Эти стандарты применяются, потому что признается важность унификации правил финансовой отчетности, потому что отчетность, составленная по МСФО, дает инвесторам и другим заинтересованным лицам надежную и понятную информацию об отчитывающейся компании, что, в свою очередь, значительно снижает неопределенность и риски взаимодействия с компанией, а, следовательно, делает ее конкурентоспособной на рынке товаров и услуг. По мнению большинства специалистов, существующая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации, в отличие от МСФО, не позволяет достичь этих целей. В связи с этим, вопрос перехода на правила МСФО встал в России достаточно остро.
Однако, следует отметить, что не смотря на значительные шаги, предприняты в этом направлении, существует множество трудностей, которые еще следует преодолеть.
-
Ключевые положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский учет, как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.
Прежде всего, он:
-
раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО); -
очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.
В числе объектов БУ закон указывает:
-
факты хозяйственной жизни; -
активы и обязательства; -
финансовые источники; -
доходы и расходы.
Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.
Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:
-
порядок организации БУ экономическим субъектом; -
требования к первичным документам и бухрегистрам;
-
правила инвентаризации; -
«отчетные» вопросы; -
порядок хранения документов БУ.
-
Единство принципов и методов бухгалтерского учета.