Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
монополизировали рынок банковских займов, серьезно затормозили развитие и рост МСБ, серьезно блокировали усилия по реструктуризации промышленности и привели к нечестной конкуренции через дискриминацию компаний, находящихся вне чеболей. Правительство изменило политику с поощрения развития деятельности чеболей в 1960-1970-х годах на регулирование их деятельности в 1980-х. Были приняты институциональные нормы и ограничения для их деятельности. Указ о регулировании монополий и честной торговле, принятый в 1980 году, предусматривал ограничения картельных сговоров, перекрестного владения и кредитования, сделок по слиянию и поглощению, лимиты кредитования для чеболей, ограничения по вертикальной и горизонтальной интеграции. Правительство принуждало чеболи к реструктуризации вокруг нескольких базовых компетенций в промышленном производстве.
Несмотря на усилия правительства, чеболи продолжали быстрый рост до середины 1980-х. Их доминирование в экономике демонстрировалось следующими фактами. Доля 5 крупнейших чеболей в общих продажах промышленной продукции выросли с 15,7% в 1977 году до 23% в 1985 году. Совместные продажи 5 крупнейших чеболей достигли 52,4% от ВВП в 1984 году по сравнению с 12,8% в 1975 году. В 1983 году 70% всего корейского экспорта было произведено 10 крупнейшими бизнес-групами. В 1979-1985 годах среднегодовой темп роста продаж и активов девяти крупнейших бизнес-групп составлял 34,5% и 27,8% в сравнении с ростом ВНП и дефлятором ВНП 5,4% и 9,9%. Тридцать крупнейших конгломератов контролировали 276 компаний и создавали 10% ВНП Кореи в 1985 году. В тоже время их финансовое состояние ухудшалось. Кредиты составляли 83,5% в финансировании роста активов десяти крупнейших бизнес-групп. Соотношение долг/капитал выросло с 356% в 1979 году до 464% в 1985 году, несмотря на ограничительную кредитную политику по отношению к чеболям.
Замедление роста чеболей началось в середине 1980-х. Политика правительства начала приносить результаты. Потолок кредитования, установленный для 30 крупнейших чеболей, оказал позитивное влияние на снижение их доли в общем размере банковских займов коммерческих банков с 24,4% в 1987 году до 18,3% в 1989 году. Однако при этом их доля в небанковских кредитах увеличилась с 37,9% до 42,1%. Необходимость переноса внимания с развития чеболей на развитие промышленного МСБ потребовала пересмотра пятого пятилетнего плана развития. В пересмотренном документе появился специальный раздел, посвященный развитию МСБ в промышленности, содержащий несколько принципов. Первое, создание барьеров для вхождения крупных конгломератов в определенные виды бизнес-активности. Второе, установление квоты в 45% от всех выданных займов субъектам промышленного МСБ и кредитные преференции для них. Эта политика дала результаты. Число предприятий с более чем 5 работниками выросло с 25 тыс. в 1976 году до 44 тыс. в 1985 году. Доля МСБ в ВДС в промышленности выросла с 30% в 1970-х до 46% к 1990 году, и доля занятых увеличилась с 46% до 64%.
1990-1998. Продолжение либерализации и азиатский финансовый кризис.
Промышленная политика в 1990-х реализовывалась в рамках шестого и седьмого пятилетних планов и предусматривала эволюционное развитие корейской экономики и промышленности на основе либерализации и повышения конкуренции. Акцент в развитии по-прежнему был сосредоточен на развитии промышленного МСБ и снижении влияния чеболей.
В 1987 году был принят шестой план экономического и социального развития. Он по-прежнему в значительной мере акцентировал внимание на целях предыдущего плана. Правительство ускоряло либерализацию торговли и намеревалось убрать различные типы ограничений импорта и барьеров при импорте. Эти шаги были направлены на смягчение негативных последствий из-за притока экспортной выручки и увеличение денежной массы и задержки в структурной перестройке промышленности. Правительство обещало продолжить постепенный отказ от прямой помощи определенным отраслям и сместить меры поддержки из вертикальной в горизонтальную промышленную политику, расширить подготовку кадров, увеличить поддержку НИОКР во всех отраслях промышленности и продолжить меры по развитию МСБ. Правительство повысило ассигнования на НИОКР до 3% от ВНП к 1990 году в надежде ускорить развитие науки и технологическое развитие.
Седьмой пятилетний план социально-экономического развития (1992-1996 годы), принятый в 1989 году, предусматривал развитие высокотехнологичных секторов и изменение структуры промышленности. Планом также предусматривалось более равномерное промышленное развитие в 7 регионах страны для снижения концентрации в Сеуле и лучшего баланса с точки зрения географии. Приоритеты в развитии были отданы микроэлектронике, новым материалам, тонкой химии, биотехнологии, оптике и аэрокосмической отрасли.
Результаты реализации плана были неоднозначными. Экономический рост с 9,7% в 1991 году замедлился до 7,2% в 1996 году. Рост обрабатывающей промышленности снизился с 10% до 7%. Инфляция замедлилась с 9,2% до 4,9%. Экономика продолжала испытывать давление от усиления вона. Обменный курс, несмотря на некоторое ослабление к 1996 году, по-прежнему был на 10% ниже, чем в 1986 году. Не удалось решить проблемы финансового сектора. По-прежнему наблюдалось финансирование долгосрочных инвестиций за счет краткосрочных фондов, дефицит счета текущих операций достиг 8,7 млрд. долларов США в 1990 году.
В 1997 году начавшийся азиатский финансовый кризис нанес сильный удар по корейской экономике. В 1998 году экономический рост второй раз за всю историю развития с 1960 года стал отрицательным - 5,7%. Промышленное производство упало на 6,7%, а производство в обрабатывающей промышленности на 7,3%.
Правительство должно было решать вопрос выхода из кризиса. После обращения в МВФ и Всемирный Банк было достигнуто соглашение о предоставлении существенной финансовой помощи в обмен на жесткое проведение структурных реформ в экономике. МВФ, Всемирный Банк и другие финансовые институты предоставили 58,4 млрд. долларов США и зарезервировали еще 23,4 млрд. долларов США как пакет второй помощи от стран G-7. Правительство по требованию международных кредиторов провело ряд жестких структурных реформ. Монетарная и фискальные политики были направлены на достижение макроэкономической стабилизации и снижение бюджетного дефицита. В результате обменный курс упал, вон обесценился на 74% с 804,5 в 1996 году до 1401,4 за доллар США в 1998 году. Замедлилось предложение денег в экономике, и выросла инфляция. Высокий спрос на экспортные товары со стороны развивающихся стран позволил провести быстрое восстановление экспорта, улучшить платежный баланс и стабилизировать обменный курс.
Проведенная реформа корпоративного сектора имела две главных цели: реструктуризация неплатежеспособных компаний и предотвращение таких кризисов в будущем. Первое, реструктуризация проводилась в двух направлениях. С одной стороны, прекратить практику бизнес-деятельности между чеболями и правительством. С другой стороны, внесудебная реструктуризация и изменение графика платежей между компаниями и их кредиторами, позволяющая использовать более гибкий механизм, чем при формальных процедурах. Для достижения лучших результатов и общественного консенсуса процесс реструктуризации проводился по возможности максимально открыто, с привлечением иностранных и местных инвесторов для покупки активов неплатежеспособных компаний. Второе, структурная реформа базировалась на принципе «пять плюс три». В январе 1998 года президент Ким Дае Джонг и руководители четырех крупнейших чеболей договорились о следующем: (1) повышение прозрачности корпоративного управления, (2) прекращение использования перекрестных гарантий, (3) значительное улучшение структуры капитала, (4) концентрация на основных бизнес направлениях и широкое сотрудничество с МСБ, (5) повышение подотчетности акционеров и менеджеров. В соответствии с этими принципами переход на международные стандарты финансового учета и предоставление консолидированной финансовой отчетности стали обязательными для чеболей, публичные компании должны были нанимать независимых директоров
, был установлен единый коэффициент долг /капитал в размере 200% для всех компаний. В августе 1999 года были добавлены еще три принципа: (1) улучшение управления небанковскими финансовыми институтами, (2) запрет на перекрестное владение внутри чеболя и инсайдерской торговли и (3) запрет незаконного наследования и подарков. В дополнение к этому были сделаны большие усилия по снижению моральных рисков. Кроме того, для повышения конкуренции было полностью отменено регулирование ПИИ.
Проведенная реформа финансового сектора, также, как и корпоративного, преследовала две цели: его нормализация с максимально возможной скоростью через реструктуризацию и построение системы финансовой безопасности для предотвращения таких кризисов в будущем.
Были также проведены реформы трудового законодательства, государственного сектора и социального обеспечения.
В результате проведенных реформ удалось добиться восстановления корпоративного и финансового секторов экономики. Реформа государственного сектора прошла, в основном, как намечалась. Приватизация была проведена по графику, и количество людей, занятых в государственном управлении, было снижено.
Кризис оздоровил корейскую экономику, и она вышла из него абсолютно в другой форме. Первое, она стала более открытой для иностранных инвестиций. Кумулятивные ПИИ достигли 100 млрд. долларов США к октябрю 2004 года, из которых 82% было привлечено после кризиса. Второе, повысилась прозрачность корпоративного управления. Показательное наказание Daewoo послало четкий сигнал, что корпоративные преступления будут жестко преследоваться1. Третье, работа финансового рынка значительно улучшилась. Банк Кореи перешел к инфляционному таргетированию, и финансовый рынок стал полностью открытым.
В 2000-х встал новый вызов - найти новый двигатель для экономического роста. Была принята стратегия «зеленого роста», базирующаяся на развитии высокотехнологичных секторов с достижением синергетических эффектов. Приоритеты сместились в сторону биотехнологий, нанотехнологий и технологий, находящихся на стыке индустрий. Всего выделено 13 промышленных инициатив:
Системные отрасли
Комплектующие и полуфабрикаты
Креативные отрасли
10. Биотехнологии
11. Виртуальные тренинговые платформы
Энергетическая отрасль
12. Высокоэффективные миниатюрные системы генерации
13. Системы распределения постоянного тока
Это требует массивных инвестиций и развитие политик для стимулирования этих секторов. В отличие от эпохи развития тяжелой и химической промышленности инвестиции направляются в НИОКР и образование.
Основными политиками будут:
Таблица 2.
Краткая характеристика этапов и подходов
индустриальной политики Южной Кореи
Несмотря на усилия правительства, чеболи продолжали быстрый рост до середины 1980-х. Их доминирование в экономике демонстрировалось следующими фактами. Доля 5 крупнейших чеболей в общих продажах промышленной продукции выросли с 15,7% в 1977 году до 23% в 1985 году. Совместные продажи 5 крупнейших чеболей достигли 52,4% от ВВП в 1984 году по сравнению с 12,8% в 1975 году. В 1983 году 70% всего корейского экспорта было произведено 10 крупнейшими бизнес-групами. В 1979-1985 годах среднегодовой темп роста продаж и активов девяти крупнейших бизнес-групп составлял 34,5% и 27,8% в сравнении с ростом ВНП и дефлятором ВНП 5,4% и 9,9%. Тридцать крупнейших конгломератов контролировали 276 компаний и создавали 10% ВНП Кореи в 1985 году. В тоже время их финансовое состояние ухудшалось. Кредиты составляли 83,5% в финансировании роста активов десяти крупнейших бизнес-групп. Соотношение долг/капитал выросло с 356% в 1979 году до 464% в 1985 году, несмотря на ограничительную кредитную политику по отношению к чеболям.
Замедление роста чеболей началось в середине 1980-х. Политика правительства начала приносить результаты. Потолок кредитования, установленный для 30 крупнейших чеболей, оказал позитивное влияние на снижение их доли в общем размере банковских займов коммерческих банков с 24,4% в 1987 году до 18,3% в 1989 году. Однако при этом их доля в небанковских кредитах увеличилась с 37,9% до 42,1%. Необходимость переноса внимания с развития чеболей на развитие промышленного МСБ потребовала пересмотра пятого пятилетнего плана развития. В пересмотренном документе появился специальный раздел, посвященный развитию МСБ в промышленности, содержащий несколько принципов. Первое, создание барьеров для вхождения крупных конгломератов в определенные виды бизнес-активности. Второе, установление квоты в 45% от всех выданных займов субъектам промышленного МСБ и кредитные преференции для них. Эта политика дала результаты. Число предприятий с более чем 5 работниками выросло с 25 тыс. в 1976 году до 44 тыс. в 1985 году. Доля МСБ в ВДС в промышленности выросла с 30% в 1970-х до 46% к 1990 году, и доля занятых увеличилась с 46% до 64%.
1990-1998. Продолжение либерализации и азиатский финансовый кризис.
Промышленная политика в 1990-х реализовывалась в рамках шестого и седьмого пятилетних планов и предусматривала эволюционное развитие корейской экономики и промышленности на основе либерализации и повышения конкуренции. Акцент в развитии по-прежнему был сосредоточен на развитии промышленного МСБ и снижении влияния чеболей.
В 1987 году был принят шестой план экономического и социального развития. Он по-прежнему в значительной мере акцентировал внимание на целях предыдущего плана. Правительство ускоряло либерализацию торговли и намеревалось убрать различные типы ограничений импорта и барьеров при импорте. Эти шаги были направлены на смягчение негативных последствий из-за притока экспортной выручки и увеличение денежной массы и задержки в структурной перестройке промышленности. Правительство обещало продолжить постепенный отказ от прямой помощи определенным отраслям и сместить меры поддержки из вертикальной в горизонтальную промышленную политику, расширить подготовку кадров, увеличить поддержку НИОКР во всех отраслях промышленности и продолжить меры по развитию МСБ. Правительство повысило ассигнования на НИОКР до 3% от ВНП к 1990 году в надежде ускорить развитие науки и технологическое развитие.
Седьмой пятилетний план социально-экономического развития (1992-1996 годы), принятый в 1989 году, предусматривал развитие высокотехнологичных секторов и изменение структуры промышленности. Планом также предусматривалось более равномерное промышленное развитие в 7 регионах страны для снижения концентрации в Сеуле и лучшего баланса с точки зрения географии. Приоритеты в развитии были отданы микроэлектронике, новым материалам, тонкой химии, биотехнологии, оптике и аэрокосмической отрасли.
Результаты реализации плана были неоднозначными. Экономический рост с 9,7% в 1991 году замедлился до 7,2% в 1996 году. Рост обрабатывающей промышленности снизился с 10% до 7%. Инфляция замедлилась с 9,2% до 4,9%. Экономика продолжала испытывать давление от усиления вона. Обменный курс, несмотря на некоторое ослабление к 1996 году, по-прежнему был на 10% ниже, чем в 1986 году. Не удалось решить проблемы финансового сектора. По-прежнему наблюдалось финансирование долгосрочных инвестиций за счет краткосрочных фондов, дефицит счета текущих операций достиг 8,7 млрд. долларов США в 1990 году.
В 1997 году начавшийся азиатский финансовый кризис нанес сильный удар по корейской экономике. В 1998 году экономический рост второй раз за всю историю развития с 1960 года стал отрицательным - 5,7%. Промышленное производство упало на 6,7%, а производство в обрабатывающей промышленности на 7,3%.
Правительство должно было решать вопрос выхода из кризиса. После обращения в МВФ и Всемирный Банк было достигнуто соглашение о предоставлении существенной финансовой помощи в обмен на жесткое проведение структурных реформ в экономике. МВФ, Всемирный Банк и другие финансовые институты предоставили 58,4 млрд. долларов США и зарезервировали еще 23,4 млрд. долларов США как пакет второй помощи от стран G-7. Правительство по требованию международных кредиторов провело ряд жестких структурных реформ. Монетарная и фискальные политики были направлены на достижение макроэкономической стабилизации и снижение бюджетного дефицита. В результате обменный курс упал, вон обесценился на 74% с 804,5 в 1996 году до 1401,4 за доллар США в 1998 году. Замедлилось предложение денег в экономике, и выросла инфляция. Высокий спрос на экспортные товары со стороны развивающихся стран позволил провести быстрое восстановление экспорта, улучшить платежный баланс и стабилизировать обменный курс.
Проведенная реформа корпоративного сектора имела две главных цели: реструктуризация неплатежеспособных компаний и предотвращение таких кризисов в будущем. Первое, реструктуризация проводилась в двух направлениях. С одной стороны, прекратить практику бизнес-деятельности между чеболями и правительством. С другой стороны, внесудебная реструктуризация и изменение графика платежей между компаниями и их кредиторами, позволяющая использовать более гибкий механизм, чем при формальных процедурах. Для достижения лучших результатов и общественного консенсуса процесс реструктуризации проводился по возможности максимально открыто, с привлечением иностранных и местных инвесторов для покупки активов неплатежеспособных компаний. Второе, структурная реформа базировалась на принципе «пять плюс три». В январе 1998 года президент Ким Дае Джонг и руководители четырех крупнейших чеболей договорились о следующем: (1) повышение прозрачности корпоративного управления, (2) прекращение использования перекрестных гарантий, (3) значительное улучшение структуры капитала, (4) концентрация на основных бизнес направлениях и широкое сотрудничество с МСБ, (5) повышение подотчетности акционеров и менеджеров. В соответствии с этими принципами переход на международные стандарты финансового учета и предоставление консолидированной финансовой отчетности стали обязательными для чеболей, публичные компании должны были нанимать независимых директоров
, был установлен единый коэффициент долг /капитал в размере 200% для всех компаний. В августе 1999 года были добавлены еще три принципа: (1) улучшение управления небанковскими финансовыми институтами, (2) запрет на перекрестное владение внутри чеболя и инсайдерской торговли и (3) запрет незаконного наследования и подарков. В дополнение к этому были сделаны большие усилия по снижению моральных рисков. Кроме того, для повышения конкуренции было полностью отменено регулирование ПИИ.
Проведенная реформа финансового сектора, также, как и корпоративного, преследовала две цели: его нормализация с максимально возможной скоростью через реструктуризацию и построение системы финансовой безопасности для предотвращения таких кризисов в будущем.
Были также проведены реформы трудового законодательства, государственного сектора и социального обеспечения.
В результате проведенных реформ удалось добиться восстановления корпоративного и финансового секторов экономики. Реформа государственного сектора прошла, в основном, как намечалась. Приватизация была проведена по графику, и количество людей, занятых в государственном управлении, было снижено.
Кризис оздоровил корейскую экономику, и она вышла из него абсолютно в другой форме. Первое, она стала более открытой для иностранных инвестиций. Кумулятивные ПИИ достигли 100 млрд. долларов США к октябрю 2004 года, из которых 82% было привлечено после кризиса. Второе, повысилась прозрачность корпоративного управления. Показательное наказание Daewoo послало четкий сигнал, что корпоративные преступления будут жестко преследоваться1. Третье, работа финансового рынка значительно улучшилась. Банк Кореи перешел к инфляционному таргетированию, и финансовый рынок стал полностью открытым.
В 2000-х встал новый вызов - найти новый двигатель для экономического роста. Была принята стратегия «зеленого роста», базирующаяся на развитии высокотехнологичных секторов с достижением синергетических эффектов. Приоритеты сместились в сторону биотехнологий, нанотехнологий и технологий, находящихся на стыке индустрий. Всего выделено 13 промышленных инициатив:
Системные отрасли
-
Промышленные системы для новых материалов -
Автономные автомобили -
Промышленные заводы для работы в тяжелых условиях -
Высокоскоростные воздушные средства с вертикальным взлетом и посадкой -
Роботы для обеспечения общественной безопасности и здоровья
Комплектующие и полуфабрикаты
-
Носимые интеллектуальные устройства -
Экопластикидлятранспортныхсредств -
Цветные металлы и сплавы для передовых отраслей
Креативные отрасли
-
Персонализированные системы здоровья
10. Биотехнологии
11. Виртуальные тренинговые платформы
Энергетическая отрасль
12. Высокоэффективные миниатюрные системы генерации
13. Системы распределения постоянного тока
Это требует массивных инвестиций и развитие политик для стимулирования этих секторов. В отличие от эпохи развития тяжелой и химической промышленности инвестиции направляются в НИОКР и образование.
Основными политиками будут:
-
обеспечение всесторонней и разнообразной поддержки через глобальную кооперацию, строительство инфраструктуры, налоговых и финансовых преференций, коммерциализацию, институциональные реформы и технологическое развитие; -
индуцирование благоприятного цикла для совместного роста бизнеса, университетов, исследовательского центров, которые обеспечивают ключевые компоненты промышленных экосистем; -
улучшение финансовой эффективности государства и создание корпоративных экосистем через максимальное использование существующих проектов, выявления и исправления недостатков в деятельности между министерствами; -
использование кластерного механизма для достижения глобальной конкурентоспособности в этих направлениях через локализацию и концентрацию знаний и компетенций.
Таблица 2.
Краткая характеристика этапов и подходов
индустриальной политики Южной Кореи
Период | Подходы индустриальной политики |
1962-1977 |
|
1980-1990 |
|
1990-2000 |
- реформы корпоративного сектора: повышение прозрачности корпоративного управления, прекращение использования перекрестных гарантий, значительное улучшение структуры капитала, концентрация на основных бизнес направлениях и широкое сотрудничество с МСБ, повышение подотчетности акционеров и менеджеров. - реформы трудового законодательства, государственного сектора и социального обеспечения, реформы финансового сектора. |
2000 – настоящее время |
|