Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
монополизировали рынок банковских займов, серьезно затормозили развитие и рост МСБ, серьезно блокировали усилия по реструктуризации промышленности и привели к нечестной конкуренции через дискриминацию компаний, находящихся вне чеболей. Правительство изменило политику с поощрения развития деятельности чеболей в 1960-1970-х годах на регулирование их деятельности в 1980-х. Были приняты институциональные нормы и ограничения для их деятельности. Указ о регулировании монополий и честной торговле, принятый в 1980 году, предусматривал ограничения картельных сговоров, перекрестного владения и кредитования, сделок по слиянию и поглощению, лимиты кредитования для чеболей, ограничения по вертикальной и горизонтальной интеграции. Правительство принуждало чеболи к реструктуризации вокруг нескольких базовых компетенций в промышленном производстве.

Несмотря на усилия правительства, чеболи продолжали быстрый рост до середины 1980-х. Их доминирование в экономике демонстрировалось следующими фактами. Доля 5 крупнейших чеболей в общих продажах промышленной продукции выросли с 15,7% в 1977 году до 23% в 1985 году. Совместные продажи 5 крупнейших чеболей достигли 52,4% от ВВП в 1984 году по сравнению с 12,8% в 1975 году. В 1983 году 70% всего корейского экспорта было произведено 10 крупнейшими бизнес-групами. В 1979-1985 годах среднегодовой темп роста продаж и активов девяти крупнейших бизнес-групп составлял 34,5% и 27,8% в сравнении с ростом ВНП и дефлятором ВНП 5,4% и 9,9%. Тридцать крупнейших конгломератов контролировали 276 компаний и создавали 10% ВНП Кореи в 1985 году. В тоже время их финансовое состояние ухудшалось. Кредиты составляли 83,5% в финансировании роста активов десяти крупнейших бизнес-групп. Соотношение долг/капитал выросло с 356% в 1979 году до 464% в 1985 году, несмотря на ограничительную кредитную политику по отношению к чеболям.

Замедление роста чеболей началось в середине 1980-х. Политика правительства начала приносить результаты. Потолок кредитования, установленный для 30 крупнейших чеболей, оказал позитивное влияние на снижение их доли в общем размере банковских займов коммерческих банков с 24,4% в 1987 году до 18,3% в 1989 году. Однако при этом их доля в небанковских кредитах увеличилась с 37,9% до 42,1%. Необходимость переноса внимания с развития чеболей на развитие промышленного МСБ потребовала пересмотра пятого пятилетнего плана развития. В пересмотренном документе появился специальный раздел, посвященный развитию МСБ в промышленности, содержащий несколько принципов. Первое, создание барьеров для вхождения крупных конгломератов в определенные виды бизнес-активности. Второе, установление квоты в 45% от всех выданных займов субъектам промышленного МСБ и кредитные преференции для них. Эта политика дала результаты. Число предприятий с более чем 5 работниками выросло с 25 тыс. в 1976 году до 44 тыс. в 1985 году. Доля МСБ в ВДС в промышленности выросла с 30% в 1970-х до 46% к 1990 году, и доля занятых увеличилась с 46% до 64%.


1990-1998. Продолжение либерализации и азиатский финансовый кризис.

Промышленная политика в 1990-х реализовывалась в рамках шестого и седьмого пятилетних планов и предусматривала эволюционное развитие корейской экономики и промышленности на основе либерализации и повышения конкуренции. Акцент в развитии по-прежнему был сосредоточен на развитии промышленного МСБ и снижении влияния чеболей.

В 1987 году был принят шестой план экономического и социального развития. Он по-прежнему в значительной мере акцентировал внимание на целях предыдущего плана. Правительство ускоряло либерализацию торговли и намеревалось убрать различные типы ограничений импорта и барьеров при импорте. Эти шаги были направлены на смягчение негативных последствий из-за притока экспортной выручки и увеличение денежной массы и задержки в структурной перестройке промышленности. Правительство обещало продолжить постепенный отказ от прямой помощи определенным отраслям и сместить меры поддержки из вертикальной в горизонтальную промышленную политику, расширить подготовку кадров, увеличить поддержку НИОКР во всех отраслях промышленности и продолжить меры по развитию МСБ. Правительство повысило ассигнования на НИОКР до 3% от ВНП к 1990 году в надежде ускорить развитие науки и технологическое развитие.

Седьмой пятилетний план социально-экономического развития (1992-1996 годы), принятый в 1989 году, предусматривал развитие высокотехнологичных секторов и изменение структуры промышленности. Планом также предусматривалось более равномерное промышленное развитие в 7 регионах страны для снижения концентрации в Сеуле и лучшего баланса с точки зрения географии. Приоритеты в развитии были отданы микроэлектронике, новым материалам, тонкой химии, биотехнологии, оптике и аэрокосмической отрасли.

Результаты реализации плана были неоднозначными. Экономический рост с 9,7% в 1991 году замедлился до 7,2% в 1996 году. Рост обрабатывающей промышленности снизился с 10% до 7%. Инфляция замедлилась с 9,2% до 4,9%. Экономика продолжала испытывать давление от усиления вона. Обменный курс, несмотря на некоторое ослабление к 1996 году, по-прежнему был на 10% ниже, чем в 1986 году. Не удалось решить проблемы финансового сектора. По-прежнему наблюдалось финансирование долгосрочных инвестиций за счет краткосрочных фондов, дефицит счета текущих операций достиг 8,7 млрд. долларов США в 1990 году.

В 1997 году начавшийся азиатский финансовый кризис нанес сильный удар по корейской экономике. В 1998 году экономический рост второй раз за всю историю развития с 1960 года стал отрицательным - 5,7%. Промышленное производство упало на 6,7%, а производство в обрабатывающей промышленности на 7,3%.



Правительство должно было решать вопрос выхода из кризиса. После обращения в МВФ и Всемирный Банк было достигнуто соглашение о предоставлении существенной финансовой помощи в обмен на жесткое проведение структурных реформ в экономике. МВФ, Всемирный Банк и другие финансовые институты предоставили 58,4 млрд. долларов США и зарезервировали еще 23,4 млрд. долларов США как пакет второй помощи от стран G-7. Правительство по требованию международных кредиторов провело ряд жестких структурных реформ. Монетарная и фискальные политики были направлены на достижение макроэкономической стабилизации и снижение бюджетного дефицита. В результате обменный курс упал, вон обесценился на 74% с 804,5 в 1996 году до 1401,4 за доллар США в 1998 году. Замедлилось предложение денег в экономике, и выросла инфляция. Высокий спрос на экспортные товары со стороны развивающихся стран позволил провести быстрое восстановление экспорта, улучшить платежный баланс и стабилизировать обменный курс.

Проведенная реформа корпоративного сектора имела две главных цели: реструктуризация неплатежеспособных компаний и предотвращение таких кризисов в будущем. Первое, реструктуризация проводилась в двух направлениях. С одной стороны, прекратить практику бизнес-деятельности между чеболями и правительством. С другой стороны, внесудебная реструктуризация и изменение графика платежей между компаниями и их кредиторами, позволяющая использовать более гибкий механизм, чем при формальных процедурах. Для достижения лучших результатов и общественного консенсуса процесс реструктуризации проводился по возможности максимально открыто, с привлечением иностранных и местных инвесторов для покупки активов неплатежеспособных компаний. Второе, структурная реформа базировалась на принципе «пять плюс три». В январе 1998 года президент Ким Дае Джонг и руководители четырех крупнейших чеболей договорились о следующем: (1) повышение прозрачности корпоративного управления, (2) прекращение использования перекрестных гарантий, (3) значительное улучшение структуры капитала, (4) концентрация на основных бизнес направлениях и широкое сотрудничество с МСБ, (5) повышение подотчетности акционеров и менеджеров. В соответствии с этими принципами переход на международные стандарты финансового учета и предоставление консолидированной финансовой отчетности стали обязательными для чеболей, публичные компании должны были нанимать независимых директоров
, был установлен единый коэффициент долг /капитал в размере 200% для всех компаний. В августе 1999 года были добавлены еще три принципа: (1) улучшение управления небанковскими финансовыми институтами, (2) запрет на перекрестное владение внутри чеболя и инсайдерской торговли и (3) запрет незаконного наследования и подарков. В дополнение к этому были сделаны большие усилия по снижению моральных рисков. Кроме того, для повышения конкуренции было полностью отменено регулирование ПИИ.

Проведенная реформа финансового сектора, также, как и корпоративного, преследовала две цели: его нормализация с максимально возможной скоростью через реструктуризацию и построение системы финансовой безопасности для предотвращения таких кризисов в будущем.

Были также проведены реформы трудового законодательства, государственного сектора и социального обеспечения.

В результате проведенных реформ удалось добиться восстановления корпоративного и финансового секторов экономики. Реформа государственного сектора прошла, в основном, как намечалась. Приватизация была проведена по графику, и количество людей, занятых в государственном управлении, было снижено.

Кризис оздоровил корейскую экономику, и она вышла из него абсолютно в другой форме. Первое, она стала более открытой для иностранных инвестиций. Кумулятивные ПИИ достигли 100 млрд. долларов США к октябрю 2004 года, из которых 82% было привлечено после кризиса. Второе, повысилась прозрачность корпоративного управления. Показательное наказание Daewoo послало четкий сигнал, что корпоративные преступления будут жестко преследоваться1. Третье, работа финансового рынка значительно улучшилась. Банк Кореи перешел к инфляционному таргетированию, и финансовый рынок стал полностью открытым.

В 2000-х встал новый вызов - найти новый двигатель для экономического роста. Была принята стратегия «зеленого роста», базирующаяся на развитии высокотехнологичных секторов с достижением синергетических эффектов. Приоритеты сместились в сторону биотехнологий, нанотехнологий и технологий, находящихся на стыке индустрий. Всего выделено 13 промышленных инициатив:


Системные отрасли

  1. Промышленные системы для новых материалов

  2. Автономные автомобили

  3. Промышленные заводы для работы в тяжелых условиях

  4. Высокоскоростные воздушные средства с вертикальным взлетом и посадкой

  5. Роботы для обеспечения общественной безопасности и здоровья

Комплектующие и полуфабрикаты

  1. Носимые интеллектуальные устройства

  2. Экопластикидлятранспортныхсредств

  3. Цветные металлы и сплавы для передовых отраслей

Креативные отрасли

  1. Персонализированные системы здоровья

10. Биотехнологии

11. Виртуальные тренинговые платформы

Энергетическая отрасль

12. Высокоэффективные миниатюрные системы генерации

13. Системы распределения постоянного тока

Это требует массивных инвестиций и развитие политик для стимулирования этих секторов. В отличие от эпохи развития тяжелой и химической промышленности инвестиции направляются в НИОКР и образование.

Основными политиками будут:

  • обеспечение всесторонней и разнообразной поддержки через глобальную кооперацию, строительство инфраструктуры, налоговых и финансовых преференций, коммерциализацию, институциональные реформы и технологическое развитие;

  • индуцирование благоприятного цикла для совместного роста бизнеса, университетов, исследовательского центров, которые обеспечивают ключевые компоненты промышленных экосистем;

  • улучшение финансовой эффективности государства и создание корпоративных экосистем через максимальное использование существующих проектов, выявления и исправления недостатков в деятельности между министерствами;

  • использование кластерного механизма для достижения глобальной конкурентоспособности в этих направлениях через локализацию и концентрацию знаний и компетенций.



Таблица 2.

Краткая характеристика этапов и подходов

индустриальной политики Южной Кореи


Период

Подходы индустриальной политики

1962-1977

  • Вертикальная политика

  • Основной фокус:

  • усиление конкурентоспособности национальной промышленности на международных рынках

  • технологическое абсорбирование - реализация технологической политики - трансферт технологий для сборочных и субконтрактных производств.

  • Политика импортозамещения с фокусировкой на тяжелой и химической промышленности, которая позволит преодолеть препятствия для дальнейшего экономического роста.

  • Экспортная ориентация

  • Приоритетные сектора: сборка автобусов и легкого коммерческого транспорта, товары длительного пользования и их комплектующие (телевизоры, радио, и др. товары электроники), легкая промышленность, пищевая промышленность, судостроение, базовые продукты: цемент, удобрения, сталь и продукты нефтепереработки, нефтехимического. инфраструктуры.

  • Ключевые меры: значительное государственное финансирование, льготный доступ к банковским кредитам, льготный налоговый режим для приоритетных отраслей, укрепление промышленных конгломератов «Чеболей»; строительство исследовательской инфраструктуры (собственная наука), НИОКР финансирование, продвижение энергосбережения,

  • Реализация Комплексной антикризисной программы. Программа включала в себя ограничения в фискальной и монетарной политиках, стабилизацию цен и корректировку инвестиций в тяжелую и химическую промышленность в краткосрочной перспективе, и экономическую либерализацию в долгосрочной перспективе.

1980-1990

  • Переход к горизонтальной политике с сочетанием скрытых вертикальных мер.

  • Основной фокус:

  • формирование промышленности мирового класса

  • развитие наукоемких направлений: тонкая и малотоннажная химия, полупроводники, компьютерные технологии и т.д.

  • снижение роли государства

  • изменение структуры промышленности от трудозатратных к капиталоемким отраслям.

  • Ключевые меры: либерализация торговли, финансовая либерализация, развитие МСБ, антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, открытость для иностранных инвестиций, сокращение льгот для отдельных отраслей промышленности, структурная перестройка отраслей базирующихся на развитии технологий, создание системы горизонтальных стимулов (кредиты, гранты, финансирование и т.д.)

  • Сохранение скрытой преференции - кредитные директивы

1990-2000

  • Горизонтальная политика: дальнейшая либерализация экономики и повышение конкуренции.

  • Основной фокус: развитие высокотехнологичных секторов, развитие промышленного МСБ и снижение влияния чеболей, снижение региональной концентрации

  • Ключевые меры:

- реформы корпоративного сектора: повышение прозрачности корпоративного управления, прекращение использования перекрестных гарантий, значительное улучшение структуры капитала, концентрация на основных бизнес направлениях и широкое сотрудничество с МСБ, повышение подотчетности акционеров и менеджеров.

- реформы трудового законодательства, государственного сектора и социального обеспечения, реформы финансового сектора.

2000 – настоящее время

  • Горизонтальная политика.

  • Основной фокус: стратегия «зеленого роста» базирующаяся на развитии высокотехнологичных секторов с достижением синергетических эффектов.

  • Приоритетные сектора: промышленные системы для новых материалов, автономные автомобили, промышленные заводы для работы в тяжелых условиях, высокоскоростные воздушные средства с вертикальным взлетом и посадкой, роботы для обеспечения общественной безопасности и здоровья, носимые интеллектуальные устройства, эко пластики для транспортных средств, цветные металлы и сплавы для передовых отраслей, персонализированные системы здоровья, биотехнологии, виртуальные тренинговые платформы, высокоэффективные миниатюрные системы генерации, системы распределения постоянного тока.

  • Ключевые меры:

  • массивные инвестиций в приоритетные сектора, инвестиции в НИОКР и образование, всесторонняя и разнообразная поддержка через глобальную кооперацию, строительство инфраструктуры, налоговые и финансовые преференции, коммерциализацию, институциональные реформы и технологическое развитие

  • синергетика бизнеса, университетов, исследовательских центров, которые обеспечивают ключевые компоненты промышленных экосистем

  • улучшение финансовой эффективности государства и создание корпоративных экосистем через максимальное использование существующих проектов, выявления и исправления недостатков в деятельности между министерствами.

  • использование кластерного механизма для достижения глобальной конкурентоспособности приоритетных секторов через локализацию и концентрацию знаний и компетенций.