Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1962-1971. Становление стратегии экономического развития и переход к росту.

К моменту прихода Пак Чон Хи к власти корейская экономика оставалась в сложном положении. Жизненный уровень большинства корейцев был ниже уровня бедности. Среднедушевой доход едва достигал 82 долларов США в текущих ценах. Южная Корея отставала от Северной и по доходам на душу населения, и по промышленному производству. Быстрое экономическое развитие было необходимым для выживания страны. Необходимо было найти приемлемую стратегию для роста.

Ключевыми факторами, определяющими возможные варианты стратегий, были следующие. Первое, Корея почти завершила импортозамещение в товарах повседневного потребительского спроса и полуфабрикатов, используемых для их производства. Стратегия роста с концентрацией на импортозамещении в машиностроении, товарах длительного пользования и полуфабрикатах и комплектующих для них не имело рациональных основ в силу малого размера внутреннего рынка и необходимости высоких капитальных вложений. Второе, Корея не имела существенных запасов природных ископаемых, и использование стратегии сырьевого роста было не применимо. Третье, помощь США, за счет которой финансировалось восстановление Кореи, достигла пика в 1957 году и начала снижаться в начале 1960-х. Правительство было вынуждено искать замену в расширении внутренних накоплений и альтернативных источниках иностранной валюты для поддержания платежного баланса. Четвертое, наличие многочисленной, сплоченной и высокомотивированной рабочей силы с высоким уровнем образования и относительно низкой заработной платой обеспечивало Корее первоначальное конкурентное преимущество в производстве и экспорте трудозатратных товаров легкой промышленности, где требования к капитальным вложениям и технологиям были минимальные. Это было идеально для страны, учитывая дефицит капитала. Пятое, были сильные лидеры из военных, готовые принимать решения для достижения высокого роста.

Исходя из этих условий, правительство в 1962-1963 годах переключилось на внешне ориентированную стратегию развития. Индустриализация должна была реализоваться через развитие легкой индустрии и строительство инфраструктуры. Для ее финансирования необходимо было расширение внутренних сбережений и привлечение иностранного капитала. Также была реализована политика по ослаблению импортных ограничений в легкой и пищевой промышленности для снижения возможности получения более высоких доходов на внутреннем рынке. Эта политика поощряла бизнес концентрироваться на экспорте, и в то же время заставляла улучшать менеджмент и повышать конкурентоспособность.


Инструментами, приводящими стратегию индустриализации в действие, были пятилетние планы. Первый пятилетний план 1962-1966 годов был нацелен на становление индустриализации и развитие экспортного потенциала импортозамещающих отраслей. Кроме того, были заложены основы производства базовых продуктов: цемента, удобрений, стали и продуктов нефтепереработки. Были начаты сборочные производства легковых автомобилей, радио и телефонов. Технологические усилия были направлены на развитие компетенций в проектировании и строительстве.

В основу второго пятилетнего плана 1967-1971 годов была положена политика усиления глобальной конкурентоспособности легкой индустрии, начало производства промышленных полуфабрикатов и трансферт технологий. Была создана экспортная инфраструктура для легкой индустрии, реализованы проекты по запуску первого нефтехимического комплекса в Улсане. Продолжилось развитие металлургического комплекса. Начата сборка автобусов и легкого коммерческого транспорта. Организованы сборочные производства телевизоров. Технологическая политика концентрировалась на трансферте технологий для сборочных и субконтрактных производств. Был организован и начал исследования Корейский институт науки и технологий (KIST).

Важнейшим достоянием этого десятилетия было достижение общественного консенсуса между правительством, бизнесом и обществом. Президент Пак достиг соглашения с бизнес-сообществом, суть которого заключалось в том, что правительство не будет преследовать их за предыдущие нарушения, если они погасят все свои обязательства и посвятят все свои усилия развитию государства через индустриализацию. Таким образом, президент Пак заручился поддержкой предпринимателей для проведения индустриализации через стратегию роста экспорта. Он имел высокую степень контроля над ними во время быстрого расширения торговли и промышленного роста с 1961 года до своей смерти в 1979 году.

Экспортные цели, согласованные между правительством и отдельными компаниями, были обязательны к исполнению. Компании, которые не выполнили их без серьезных оснований, попадали под риск тяжелых административных санкций. Так как экспорт был основным показателем успеха, компании старались увеличить производство и экспорт. Такой подход имел и негативные последствия, он приводил к высоким долгам и неоправданным управленческим решениям. Акцент был сделан на рост больших компаний, так как они имели лучшие возможности по наращиванию производства и экспорта и приобретению технологий. Правительство также было заинтересовано в

небольшом количестве крупных компаний, так как это облегчало административный контроль. Крупные компании имели преимущества перед небольшими как заемщики в контролируемых государством банках. Таким образом, с ранней стадии экономического развития Кореи, базирующейся на заемном финансировании через банки, находящиеся под государственным влиянием, сложилась система тесных связей между правительством, банками и компаниями.

Несмотря на неоднозначность, эта стратегия была успешной. Экономический рост удвоился и достиг среднегодовых значений 8,8% в 1962-1971 годах. Среднедушевой доход вырос почти в 3,5 раза с 82 в 1962 году до 286 долларов США в 1971 году. Значительно изменилась структура экономики, доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 39,1% в 1962 году до 27,2% в 1971 году. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличилась с 12% до 20%. Экспорт вырос в 28 раз со среднегодовым темпом 39%. Были сделаны крупные инвестиции в инфраструктуру для обеспечения будущего роста. Повышение благосостояния повысило долю внутренних сбережений в общих инвестициях с 21,6% в 1961 году до 60,9% в 1971 году. Эта стратегия позволила обеспечить занятость, доходы и сбережения домохозяйств через получение выгод от экономии масштабов производства и трансферта технологий.

1972-1979. Развитие тяжелой и химической промышленности.

Несмотря на предыдущие впечатляющие результаты, ряд побочных эффектов быстрого экономического роста на базе экспорта привел к изменению стратегии развития в начале 1970-х. Во-первых, возник дисбаланс между развитием легкой и тяжелой промышленности. Во-вторых, программа индустриализации, ориентированная на экспорт, увеличила разрывы между экспортерами и бизнесами, ориентированными на внутренний рынок. И наконец, в начале 1970-х годов экспорт легкой промышленности стал снижаться, появилась необходимость создания новых экспортных продуктов. В мае 1973 года Корея переключилась с поощрения и стимулов для общего экспорта на развитие тяжелой и химической промышленности. Были определены три главных цели. Первая, политика импортозамещения с фокусировкой на тяжелой и химической промышленности, которая позволит преодолеть препятствия для дальнейшего экономического роста. Второе, развитие этих отраслей должно стать источником появления новых экспортных отраслей. Третье, необходимо было исправить дисбаланс в обрабатывающей промышленности, вызванный преимуществами, предоставляемыми легкой промышленности.


Средством реализации новой стратегии стал третий пятилетний план 1972-1976 годов. Согласно этому плана была установлена цель достичь 10 млрд. долларов США экспорта, был объявлен приоритет в развитии тяжелой и химической промышленности и объявлено о развитии собственных технологий и технологического образования. Перед легкой промышленностью были поставлены задачи максимизации экспорта, был построен метанольный комплекс, развитие металлургии продолжалось в сторону производства специальных и конструкционных сталей, были заложены кораблестроительные верфи, начато производство собственных автомобилей и комплектующих для них, продолжилось формирование собственной научной школы и основ для нее.

Для развития тяжелой и химической промышленности общие стимулы для развития экспорта были заменены на специальные отраслевые меры, а иногда и на специальные меры для отдельных компаний. Следующие отрасли были выбраны приоритетными и классифицированы как «стратегические»: металлургия, тяжелое машиностроение, автомобилестроение, промышленная электроника, судостроение, цветная металлургия и нефтехимия. Они получили широкую государственную помощь. Основным инструментом для развития и продвижения был льготный доступ к банковским кредитам. Приоритетные отрасли получили почти 60% от общего объема банковских кредитов. Более 75% от общих инвестиций в обрабатывающую промышленность пришлись на них. Это снизило инвестиции в легкую промышленность и затруднило финансирование МСБ. Из-за недостатка внутренних инвестиционных ресурсов финансирование этих отраслей велось преимущественно за счет внешних заимствований, что привело к быстрому росту внешней задолженности с 25% ВНП в 1970 году до 49% процентов в 1980 году. Также для этих отраслей были предоставлены другие стимулы, включая субсидии, налоговые послабления и освобождения. Эффективная маржинальная ставка налога на корпоративные доходы для приоритетных отраслей не достигала и 20%, тогда как для легкой промышленности была близка к 50%. Без таких правительственных стимулов большие компании не были готовы нести риск и инвестировать в этих отраслях. Кроме того, правительство инвестировало в профессиональные школы для подготовки кадров в выбранных отраслях и направило практически все средства, выделяемые на НИОКР, в эти отрасли.

Четвертый пятилетний план 1977-1981 годов устанавливал следующие приоритеты на уровне политик: расширение НИОКР и энергосбережение. Нефтяной кризис нанес серьезный удар по ресурсо- и энергоемким отраслям, большая часть из которых относилась к приоритетам развития. Были поставлены задачи перейти к массовому производству автомобилей и снизить энергопотребление в целом по экономике. В Даедуке были созданы специализированные исследовательские институты.


Однако такое концентрирование на тяжелой и химической промышленности привело к появлению явных проблем, проистекающих из характера их развития. Во-первых, их развитие требует быстрого расширения денежной массы и оказывает давление на государственный бюджет. Во-вторых, многие инвестиции были сделаны без достаточного анализа их жизнеспособности и влияния на экономику в целом, было много ненужных инвестиций. В-третьих, в результате акцента на стратегических отраслях снизилась общая экономическая эффективность. В-четвертых, перенос риска банкротства на государство, которые сопровождали развитие тяжелой и химической промышленности, в сочетании с низкими процентными ставками сделали стоимость долгового финансирования очень дешевой для компаний в целевых секторах, поощряя их на чрезмерно высокие заимствования и увеличение доли рынка в ущерб прибыльности и акционерной стоимости. Многие крупные компании, развивающие тяжелые и химические производства, ожидали, что правительство будет поддерживать их при любых условиях, так как они были созданы по его указанию. В результате этих факторов сложился избыток производственных мощностей, увеличился отраслевой дисбаланс, ослабла корпоративной финансовая структура, и вырос внешний долг. Финансовое положение корпораций стало уязвимым, так как внешние долги росли быстрее, чем заимствования на внутреннем рынке.

Необходимо разобраться с ролью чеболей (промышленные конгломераты) в индустриализации Кореи. Они сыграли важную роль в развитии Кореи в 1960-х, но период их наиболее быстрого роста пришелся на время развития тяжелой и химической промышленности. Их быстрый рост и диверсификация в 1970-х радикально изменили структуру промышленности и рыночную концентрацию в Корее. К 1977 году 93% всех товаров производилось в условиях монополии, дуополии или олигополии, в которых на три ведущих производителя приходилось более 60% доли рынка. Доля промышленного производства двадцати крупнейших групп увеличилась с 7% в 1972 году до 29 в 1982 году. В 1980 году доля десяти крупнейших чеболей в ВНП составила 48%. Кроме того, в течение этого периода технологическое развитие стало важной частью стратегии развития, и только чеболи имели ресурсы для этих целей.

Высокая концентрация на развитии тяжелой и химической промышленности привела к перегреву экономики в 1976-1978 годах, сопровождавшемуся быстрым ростом заработной платы, опережающим рост производительности труда. Ситуация усугублялась резким ростом стоимости недвижимости по причине возврата прибыли, заработанной корейскими компаниями во время строительного бума на Ближнем Востоке. Это совпадение факторов привело к всплеску инфляции, которая начала негативно сказываться на экспортной конкурентоспособности, тормозить рост экспорта и снижать рост как в ключевых отраслях, так и в экономике в целом. Завышенный курс национальной валюты и недостаточные инвестиции в развитие технологий и подготовку квалифицированных кадров как государством, так и частным сектором подрывали конкурентоспособность экспорта.