Файл: Министерство образования и науки российской федерации университет итмо.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
В основной части «Заключения» приводят выводы, результаты, итоги работы (исследования), опираясь последовательно на выводы по главам работы. Следует излагать выводы последовательно, в порядке решения поставленных в работе задач. Кратко описываются методы и результаты решения поставленных задач. Завершает основную часть «Заключения» констатация того, что вами решены все задачи ВКР и достигнута поставленная цель работы.
Итоговая часть
«Заключения» посвящена подтверждению практической ценности вашей работы. Здесь необходимо сформулировать рекомендации по совершенствованию предмета изучения, возможности внедрения в практику ваших наработок, отразить результаты тестирования, апробации, внедрения и дальнейших направлений разработок
(исследований) в выбранном вами аспекте. Объем «Заключения» варьируется от одной до трех страниц.
2.4
Рекомендации по анализу аналогов и юзабилити
Аналоги – то, что решает такие же задачи, как и проектируемый продукт; программы, которые реализованы так же (относятся к такому же типу).
Основой для отбора аналогов служат: 1) техническое задание; 2) требования заказчика; 3) требования к информационному ресурсу, выявленные на этапе анализа литературы.
Ищем аналогии (без затрагивания контента):по способам реализации; либо конкретный продукт, средство реализации, язык программирования и т.п.
В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и способов количественной или качественной характеристики этих параметров.
Анализразличных источников показывает, что в настоящее время для оценки информационных ресурсов широко используются следующие основные параметры: содержание, охват, время, источник, качество, соответствие потребностям, способ фиксации, язык, стоимость.
Содержание
(контент)
определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем.
Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.
Объем – это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.
27
Полнота – это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).
Достаточность определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.
Время
как
характеристика
информационных ресурсов
(информации) выступает в нескольких аспектах:
- фиксирует момент или период, представленный данными
(календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);
- задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);
- является характеристикой, определяющей связь между информацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.
В качестве источника информации может выступать:
- единичная публикация
(текущая документация фирмы, энциклопедия, официальные и научные отчеты, технологическая документация, статья, книга, журнальная статья, личное дело и др.);
- собрание документов (архив, библиотека, информационный центр, база данных и др.);
- конкретная персона или организационная единица, обладающая информацией (информационными ресурсами) в конкретных проблемных областях или научным инструментарием, позволяющим получать необходимую информацию (создавать информационные ресурсы по конкретным проблемам).
Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам
(информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.
В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят: достоверность, своевременность, новизна, ценность, полезность, доступность.
Под достоверностью (адекватностью, истинностью, верностью) будем понимать степень соответствия явления или объекта его образу, заданному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта.
Своевременность – поступление информации в период времени, когда она полезна для принятия решения.
Понятие «новое» имеет несколько толкований, например:
28
- впервые созданное или сделанное, появившееся недавно, взамен прежнего, вновь открытое;
- относящееся к ближайшему прошлому или настоящему;
- недостаточно знакомое, малоизвестное;
- впервые возникшее, порожденное.
Имеются разные уровни новизны. Воспроизведение старых идей на новом уровне часто также дает новые результаты.
Следовательно, новой научной информацией следует считать информацию, порожденную впервые и не представляющую собой повторения тождественного или аналогичного.
Соответствие потребности. Информационная потребность – это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.
Наиболее часто используемыми показателями при оценке результативности информационной деятельности являются: пертинентность, релевантность, полнота, точность, сжатость и наглядность представления.
Пертинентность
– соответствие содержания документов информационной потребности пользователя.
Релевантность – соответствие документов запросу потребителя, реализованному по принятому в конкретной системе критерию смыслового соответствия.
Способ фиксации информации. Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на различных видах носителей, или документирование.
В зависимости от носителей, на которых фиксируется информация, были выделены следующие основные классы:
- документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);
- персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;
- организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач;
- промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные
29
продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей;
- научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).
Язык. Существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является языковой барьер.
Стоимость – основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.
Как правило, результаты поиска и анализа аналогов по выделенным критериям сводят в таблицу. Чем больше представлено аналогов – тем лучше. Это говорит о добросовестности и тщательности научного поиска, полноте представляемых результатов. В заголовке таблицы представляют основные параметры (критерии) оценки аналогов, а в заголовках граф – наименования аналогов. Условный пример таблицы оценки аналогов приведен ниже.
Таблица 1 – Оценка программ создания 3D-анимаций
Критерии оценки
Анализируемые аналоги
Аврора
Blender
Anime
Studio
1 Простота интерфейса
1 2 3 4 5 6
5
3
4
2 Интерактивность интерфейса
5
4
4
3 Возможность добавлять спецэффекты
5
4
4
4 Доступность кода для создания 3D
1
0
0
5 Бесплатность
4
3
5
6 Юзабилити
0
3
2
7 Наличие онлайн-учебника
4
3
5
8 Возможность создания плагинов
4
4
4
9 Возможность добавления водяных знаков
4
3
4
Сумма
32
27
28
Оценивать критерии необходимо с помощью цифровых показателей
(целых или дробных), причем обязательно необходимо привести
«расшифровку» показателей. Например, ряд критериев, по которым производилась оценка аналогов:
простота и удобство установки (если необходима):
0 – не устанавливается;
0,25 – устанавливается не с первого раза и (или) необходимо большое количество дополнительного программного обеспечения;
30
0,50 – устанавливается не с первого раза и (или) для установки необходимо затратить много ресурсов (времени, памяти);
0,75 – устанавливается с первого раза, но для установки необходимо затратить много ресурсов (времени, памяти);
1,00 – устанавливается с первого раза и не требует больших затрат ресурсов.
элементы анимации:
0 – анимация отсутствует;
0,25 – анимация эпизодическая и (или) не требуется;
0,50 – анимация достаточная, но применение неоправданно и (или) низкое качество;
0,75 – анимация достаточная, применение оправданное, но низкое качество;
1,00 – анимация достаточная, применение оправданное, анимация хорошего качества.
Если в строке критериев присутствуют одинаковые цифры, как в первой строке вышеприведенной таблицы, то такую строку необходимо из таблицы убрать, т.к. предмет сравнения фактически отсутствует. Затем следует просуммировать цифры по каждой колонке. Наибольшая или наименьшая сумма, в зависимости от выбранных цифровых показателей, укажет на наилучший аналог.
Для чего все это делается? Смысл поиска, анализа и оценки аналогов сводится к тому, чтобы автор ВКР представил на защиту разработку, лучшую, чем самый лучший найденный аналог, либо «усовершенствовал» лучший аналог по большинству выделенных критериев. Анализу аналогов, как правило, посвящается отдельный параграф ВКР.
Что является предметом изучения юзабилити?
Юзабилити рассматривает несколько основных факторов, среди которых:
1. Простота обучения. Определяется тем, как быстро посетитель, впервые вошедший на сайт, осваивает выполнение простых заданий.
2. Эффективность использования. Насколько быстро клиент, научившийся пользоваться сайтом, решает свои вопросы?
3. Запоминаемость. Хорошо ли пользователь запоминает схему работы на сайте при повторном открытии веб-страниц? Или потребуется снова что-то изучать?
4. Ошибки при работе. Часто ли пользователь ошибается, решая на сайте свои задачи? Насколько эти ошибки серьезны, легко ли их исправить?
5. Удовлетворение от работы. Нравится ли посетителю работать с системой, и если да, то в какой мере?
31
2.5
Предзащита
и
итоговая
государственная
аттестация
В состав магистерской диссертации по направлению 09.04.02
«Информационные системы и технологии» входит текст диссертации, программный продукт, соответствующий теме ВКР, и презентация работы.
Порядок, форма и условия проведения итоговых государственных испытаний определяются советом факультета и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за четыре месяца до начала итоговой аттестации.
График работы государственных экзаменационных комиссий составляется учебно-методическим управлением по предложению факультетов, утверждается ректором и объявляется по университету не позднее, чем за две недели до начала работы комиссий.
Выпускающая кафедра не позднее, чем за месяц до начала работы государственной экзаменационной комиссии объявляет студентам график защиты выпускных квалификационных работ и график проведения консультаций.
С целью выявления готовности диссертации к защите на кафедре проводится ее предварительная защита.
Завершенная диссертация представляется на выпускающую кафедру для предварительной защиты. Руководитель представляет на кафедру письменный отзыв. По результатам предварительной защиты студент допускается к защите на государственную экзаменационную комиссию.
Текст диссертации представляется обучающимся на кафедру для проверки ее в системе «Антиплагиат» в формате «doc» или «pdf» не менее чем за три недели до установленного срока защиты ВКР на основании личного заявления (Приложение Д). Текст диссертации размещается в электронно-библиотечной системе Университета ИТМО и проверяется на объем заимствования.
Согласно «Положения о проверке выпускных квалификационных работ обучающихся в Университете ИТМО с помощью системы
«Антиплагиат»» [8]:
1.4 Под плагиатом в данном
Положении понимается несамостоятельное выполнение ВКР, то есть использование в ней чужого текста, опубликованного на бумажном или электронном носителе, без ссылки на источник или при наличии ссылок, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполнения ВКР или какого-либо из ее разделов. Разновидностями плагиата признается:
- дословное изложение основного текста;
- парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.
32 1.5 Плагиат рассматривается как нарушение учебной дисциплины обучающимся, предполагающее взыскание в форме выговора или отчисления из университета.
3.1 Обучающийся несет ответственность за предоставление своей
ВКР на проверку системой «Антиплагиат» в сроки, установленные данным
Положением.
3.2 Обучающийся, предпринявший попытку получения завышенной оценки от системы «Антиплагиат» обманным путем (замена букв, использование невидимых символов и т.д.), в случае ее доказанности к защите ВКР не допускается.
4.1 Обучающийся допускается к предзащите и защите ВКР при наличии в ней:
- для магистранта не более 20% заимствованного текста.
4.3 При наличии плагиата, ВКР отправляется обучающемуся на доработку в 10-дневный срок, при сохранении ранее установленной темы и после этого подвергается повторной проверке не позднее, чем за 10 дней до начала работы ГАК:
- для магистранта – от 21 до 50%.
4.4 При наличии 51% и более плагиата, ВКР к предзащите и к защите в текущем учебном году не допускается.
4.5 Не допускается также к защите ВКР, имеющая плагиат при повторной проверке:
- для магистранта – более 20% плагиата.
4.8 Обучающийся, не допущенный к публичной защите ВКР (по пп.
4.4 и 4.5), считается не выполнившим учебный план и отчисляется из университета.
4.9 Результаты проверки ВКР системой «Антиплагиат» учитываются при выставлении итоговой оценки и прилагаются к отзыву научного руководителя.
Выпускающая кафедра после получения сведений о проверке диссертации принимает решение о ее допуске к предзащите или доработке.
Сроки доработки диссертации определяет выпускающая кафедра.
В случае положительного решения на объем заимствования, диссертация размещается на внутреннем портале Университета ИТМО.
В случае выявления факта плагиата при подготовке диссертации, применяется порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушении академических норм в написании письменных учебных работ в соответствии с требованиями Университета ИТМО.
Для принятия решения о допуске диссертации к защите, кафедра создает комиссии по рассмотрению ее готовности к защите. По решению кафедры, комиссии создаются из числа научно-педагогических сотрудников
Университета
ИТМО, выпускающей кафедры и