Файл: А. Р. Чекаев Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анатомо-физиологические и функциональные особенности развития

Процесс роста и развития организма протекает непрерывно. У детей усиленно формируются кости и мышечная система, укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения обладают большей эластичностью и подвижностью.

Окостенение скелета происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, в 12-13 лет – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. Позвоночный столб наиболее подвижен до 8-9 лет.

В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей. Интенсивно развивается грудная клетка. Интенсивное увеличение длины тела у девочек наблюдается в период с 8,5 до 12 лет. Максимальное годовое увеличение (более 7 см) приходится на возраст 11,5 лет.

Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичнее, при сокращении больше укорачиваются, а при расслаблении – удлиняются. Следует помнить, что у детей мышцы развиваются неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее малые. Это одна из причин того, что они плохо справляются с заданиями на точность [7; 8].

У детей младшего школьного возраста мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Они имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды. Поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Функциональные возможности мышц у детей значительно ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20-30 летних людей за 100 %, то у девятилетних она составит лишь 40 %, у двенадцатилетних – 65 % [23; 75].

Наиболее интенсивный прирост массы тела наблюдается у девочек между 10 и 11 годами. Ежегодно в среднем она увеличивается на 2-4 кг, рост на 2-4 см., окружность грудной клетки на 2-4 см.

У детей младшего и среднего школьного возраста наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга. Заканчивается рост и структурное дифференцирование нервных клеток, но сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики.

Нервная система характеризуется большой возбудимостью, реактивностью и пластичностью, что способствует лучшему и более быстрому усвоению движений. Дети могут легко овладевать технически сложными формами движений благодаря хорошему закреплению условных двигательных рефлексов. Наряду с этим у них резко выражено запредельное торможение при действии монотонных движений. Поэтому следует чаще проводить переключения с одно


го вида мышечной деятельности на другой [5; 7].

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются равномерностью и увеличением размеров сердца соответственно увеличению размеров тела. Постепенно замедляется частота сердечных сокращений в 9-10 лет это 76-86, в 11 лет 72-80 удара в минуту. Одним из показателей внешнего дыхания является частота дыхания, которая с возрастом постепенно замедляется. Так у 7-летних она равна 23 в 1 мин, в 9 лет – 21, в 10 лет – 20, в 11 лет – 19. Минутный объем дыхания у 11-летних в состоянии покоя повышается от 3500 мл/мин до 4400 мл/мин, у 12-летних показатели МОД составляют 4700мл/мин. При физических нагрузках легочная вентиляция увеличивается в основном за счет учащения дыхания [12].

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ

2.1 Цель исследования


Работа проводилась с целью выявить влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболистов 9-11 лет.

В работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать и классифицировать подвижные игры, направленные на развитие технико-тактических навыков волейбола.

2. Подобрать информативные и надёжные тесты для определения уровня технико-тактической подготовленности волейболистов.

3. С помощью тестов определить уровень технико-тактической подготовленности волейболистов 9-11 лет, на примере верхней передачи мяча и подачи.

4. Определить степень влияния подвижных игр, включенных в систему подготовки, на уровень технико-тактической подготовленности волейболистов 9-11 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: тестирования, педагогического эксперимента и анализа литературы.

Исследования проводились с учащимися школы (9-11 лет).

2.2 Организация и проведение исследования



В учебно-тренировочной работе по волейболу подвижные игры и эстафеты применяются как для закрепления приемов игры в защите и нападении, так и для обучения тактическим действиям. Именно на это рассчитана группа игр, приводимая в настоящем разделе.

Специально могут быть подобраны игры для освоения перемещений и передач мяча, а также для ориентации на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно. Особенно большое значение имеют передачи мяча. Это один из основных технических приемов при организации игры в нападении. Техника передачи двумя руками сверху (и другими способами) хорошо закрепляется в таких играх, как "Мяч среднему", "Передал - садись!" (с изменением расстояния), "Не давай мяч водящему" (при противодействии соперника), "Бросай - беги" (с последующим перемещением), и некоторых других, описанных в предшествующем разделе. Естественно, что вместо бросков и ловли мяча применяется волейбольная передача.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения содержания вариативного компонента в учебно-тренировочном процессе, выбора оптимальных методов организации учащихся, выявления эффективности, применяемых подвижных игр для обучения и совершенствования техники волейбола.


Если спортивная игра в высокой степени аккумулирует в себе технические и тактические действия, то подвижные игры «по ниточкам» помогают создать высокоорганизованную «ткань» спортивной игры. Опытные преподаватели волейбола не проводят двусторонней игры до тех пор, пока занимающиеся не научатся основным приемам в более простых и доступных играх. Поэтому мы, подобрали такие игры и упражнения, которые по нашему мнению, наиболее подходят для учеников среднего звена. При обучении как можно чаще применять подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы, игры по упрощенным правилам, соревнования в выполнении отдельных технических элементов волейбола. Основу игры в волейбол составляет техника владения мячом. Поэтому во всех играх и упражнениях используется волейбольный мяч. А где игра с мячом, там должно быть умение правильно расположить свое тело по отношению к мячу. Для каждого приема «свое» правильное расположение. В опорном положении это достигается довольно просто (один лишний шаг вперед, назад, в сторону), а вот в безопорном положении – за счет координации тела м отдельных его частей. Поэтому развитие координации и чувства ориентировки в пространстве – одна из основных составляющих при обучении технике игры.

В эксперименте приняли участие учащиеся, посещающие школьную спортивную секцию по волейболу. Возраст исследуемых - 9-11 лет. В начале эксперимента все учащееся были поделены на 2 группы – контрольную и экспериментальную, в каждой группе по 6 человек.

В связи с этим предполагалось, что применяя подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу в школьной спортивной секции, можно существенно влиять на эффективность процесса обучения и совершенствования техники игры в волейбол.

В начале эксперимента в обеих группах подростков, занимающихся волейболом в школьной секции, для выявления уровня развития физических качеств и уровня владения техническими элементами игры нами было проведено тестирование. Для определения физической подготовленности нами были подобраны тесты, которые входят в раздел общей физической подготовки программы спортивной секции по волейболу в школе, характеризующие силу, ловкость, быстроту и скоростную выносливость (Приложение 2). Эти качества особенно необходимы в игре волейбол.


Мы отобрали следующие тесты. 1. Прыжок в длину с места. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростно-силовых и координационных способностей.

2. Челночный бег 5х 6 м. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей.

3. Бег 100 м в пределах границ волейбольной площадки. Данный тест используется для оценки уровня развития скоростной выносливости.

4. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя. Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества ученика.

5. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя. Тест позволяет оценить взрывную силу ученика.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Тест служит для определения силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса.

7. Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 секунд. Тест используют для оценки уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового пояса.

Проведённое тестирование показало, что в начале нашего исследования в контрольной и экспериментальной группах средний уровень физической подготовленности находился примерно на одинаковом, не высоком уровне (Приложение 1).

Тестирование степени владения умениями и навыками игры в волейбол мы проводили по тестам, рекомендованными А.Г. Фурмановым [24]: подача мяча; верхняя передача мяча; нижняя передача мяча; силовой удар; подбрасывание мяча с последующим ударом. (Приложение 2). 1. Подача мяча. Контрольное упражнение - нижняя прямая подача в левую и правую половины площадки. Испытуемый выполняет по пять попыток в каждую половину площадки. Оценивается качественное исполнение подачи и точность попадания мяча в баллах.

Критерии оценки.

«5» – технический приём выполнен без ошибок.

«4» – технический приём выполнен с незначительными ошибками.

«3» – допущена одна ошибка, что привело к неуверенному выполнению контрольного упражнения.

«2» – допущено две и более ошибки, что привело к невыполнению контрольного упражнения.

Ошибки.

Неправильное подбрасывание мяча.

Недостаточный или чрезмерный замах для удара.

Удар по мячу выполняется рукой согнутой в локтевом суставе.

После удара тяжесть тела не переносится на ногу стоящую впереди.

Количество невыполненных подач.

2. Верхняя передача мяча. Контрольное упражнение-передача мяча двумя руками сверху на месте. Испытуемые выполняют верхнюю передачу мяча стоя на волейбольной площадке друг против друга на расстоянии 6 метров. Технический приём выполняется на протяжении 30 секунд. Учитывается число и правильность выполненных передач в баллах.