ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ
2.2 Организация и проведение исследования
Игру всегда выигрывает команда, завоевавшая последнее очко. Большое преимущество может быть легко потеряно, поэтому необходимо готовить команду активно выигрывать игру, а не ждать проигрыша соперника. Следует постоянно поддерживать напряжение для выигрыша очка, партии, игры.
7. Волейбол – командный вид спорта с отсутствием прямого контакта игроков соперничающих команд.
Это выделяет тип обучающихся, предрасположенных к волейболу и отличающихся по фрустрации и агрессивности значительно от обучающихся в других командных видах спорта, где телесный контакт снижает напряженность и уравнивает высокий и низкий уровень мастерства. Игроки управляют своей собственной игрой и во многих случаях оценивают свой успех или неудачу, не считаясь с уровнем или действиями соперника. Тренер должен учить игроков достигать такой уровень мастерства, который позволит им побеждать независимо от силы или слабости соперника. А также необходимо готовить обучающихся, кроме соревнования с соперником, к игре с самим собой, против самого себя, к достижению уровня, который он устанавливает для самого себя.
8. Прием мяча снизу предплечьями не имеет аналогов
Это необычно для других видов спорта с мячом, использующих для контакта с мячом руки. Это можно сравнить с видами спорта, использующими ракетки или палки. Координация глаз и рук в этом способе приема очень необычна, как это имеет место у игроков в футболе, где игроки используют для контроля мяча грудную клетку.
9. Правила игры требуют перехода игроков
Это означает, что в волейболе все игроки должны в равной мере участвовать во всех фазах игры. Но в современном взрослом волейболе в пределах правил все равно существует специализация игроков, которая необходима для достижения высоких результатов. А на начальном этапе обучения она категорически противопоказана и, поэтому необходимо учить детей играть во всех зонах площадки.
10. Многие двигательные навыки в волейболе уникальны
Игроки по площадке перемещаются во всех направлениях, используя при этом ходьбу, бег, перемещения приставными и скрестными шагами, прыжки, броски, падения, перекаты, а также сочетания этих движений. Многие двигательные действия в волейболе являются неестественными и не используются в повседневной жизни, что вносит определенную сложность в овладении и закреплении двигательных действий. Работа тренера с игроками над перемещениями является второй основой игры.
11. Зоны игры
В волейболе существуют две уникальные области игры. В большинстве видов спорта игра происходит в средней зоне, которая является областью между верхней части головы и коленями. Волейбол имеет две игровые области, расположенные за пределами этой зоны. Нижняя зона находится между коленями и полом. Игроки тренируются действиям на полу, используя такие приемы как, падения, перевороты и технику страховки в броске, которые являются стандартными в волейболе. Верхняя зона определяется наивысшей отметкой, доставаемой игроком (3,5м и более над полом). Большая часть игры происходит в верхней зоне, поэтому игроки тренируются в прыжке больше, чем обучающиеся в любом другом игровом виде спорта.
Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и соперника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (очень быстро) и эффективно его выполнять.
Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом [16].
Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий – технических приемов и тактических действий, а также в необходимости их выполнять многократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка в высоту, дальность метания). В волейболе кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала обучающихся в специфической – игровой – соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней [12; 13].
С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на ее эффективность. Наиболее существенными факторами являются [6; 8; 13]:
• оснащенность обучающихся техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);
• "применяемость" технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия); обучение двигательное волейбол психофизиологическая
• эффективность игровых действий;
• мастерство выполнения игровой функции;
• активность ("агрессивность", творчество) в игре – с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;
• уровень развития специальных качеств и способностей;
• морфологические признаки (в первую очередь длина тела);
• морально-волевые качества.
Таким образом, специфика игры обуславливает следующие основные направления методики обучения двигательным действиям в волейболе:
1. Развитие у обучающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).
2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственного воздействия руками на мяч.
3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.
4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.
Основным средством в обучении волейболистов являются физические упражнения. Их определенным образом группируют по значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше строить учебно-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые в большей мере содействуют решению задач на определенном этапе подготовки [42].
Отправными моментами при группировке упражнений является структура соревновательной деятельности обучающихся-волейболистов и факторы, обуславливающие, ее эффективность.
Все упражнения делят на соревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние игры (календарные, контрольные, учебные), упражнения по тактике и технике – в нападении и защите. Тренировочные упражнения включают специальные (подводящие и подготовительные) и общеразвивающие (для развития основных двигательных качеств и совершенствования навыков естественных видов движений). Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как на соревнованиях.
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными упражнениями и содействовать повышению надежности игровых навыков и их эффективности. Их составляют специальные и общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения делят на подготовительные, главная задача которых – развитие специальных физических способностей, необходимых в волейболе. И подводящие упражнения, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим относятся имитационные упражнения ("выполнение" технического приема без мяча). Общеразвивающие упражнения используются для развития основных двигательных качеств и совершенствования жизненно важных двигательных навыков и умений.
Существует определенная иерархия в группировке средств, которая важна для их выбора при решении определенных задач. Вершину иерархии составляет двусторонняя игра в условиях соревнований. Далее по нисходящей следуют контрольные игры – тоже соревнования, в которых решаются задачи, непосредственно связанные с выступлением в календарных играх. Затем идут учебные игры с заданиями. В них избирательно решают задачи, направленные на то, чтобы обучающиеся научились применять в игре, изученное вне игровой обстановки. Упражнения по тактике ближе всего к игровому процессу, например, командные действия в защите и нападении и их последовательное выполнение. Последовательность упражнений по тактике по нисходящей: командная, групповая, индивидуальная.
Следующая ступень – упражнения по технике, при этом ближайшее к упражнениям по тактике – выполнение технического приема в сложных условиях, содержащее элемент вариативности (например, по заданию, по сигналу и т. п.). Постепенное упрощение условий приводит нас к подводящим упражнениям, за которыми следуют подготовительные и, наконец, общеразвивающие. Такая последовательность использования основных средств важна в процессе становления навыков игры, при первоначальном овладении навыками и последующем их совершенствовании [33; 35].
Эффективность средств, в подготовке волейболистов во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности обучающихся и их возраста, конкретных условий, профессионального мастерства тренера [33].
Для каждого вида подготовки характерны определенные методы, также как и средства. Некоторые методы используют в нескольких видах подготовки: технической, тактической, физической и игровой. Единство всех сторон выражается в подготовке комплексно.
В волейболе распространены комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки, тематические – главным образом на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (занятия по физической или тактической подготовке, игровая тренировка и т. п.) [46].