Файл: А. Р. Чекаев Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игру всегда выигрывает команда, завоевавшая последнее очко. Большое преимущество может быть легко потеряно, поэтому необходимо готовить команду активно выигрывать игру, а не ждать проигрыша соперника. Следует постоянно поддерживать напряжение для выигрыша очка, партии, игры.

7. Волейбол – командный вид спорта с отсутствием прямого контакта игроков соперничающих команд.

Это выделяет тип обучающихся, предрасположенных к волейболу и отличающихся по фрустрации и агрессивности значительно от обучающихся в других командных видах спорта, где телесный контакт снижает напряженность и уравнивает высокий и низкий уровень мастерства. Игроки управляют своей собственной игрой и во многих случаях оценивают свой успех или неудачу, не считаясь с уровнем или действиями соперника. Тренер должен учить игроков достигать такой уровень мастерства, который позволит им побеждать независимо от силы или слабости соперника. А также необходимо готовить обучающихся, кроме соревнования с соперником, к игре с самим собой, против самого себя, к достижению уровня, который он устанавливает для самого себя.

8. Прием мяча снизу предплечьями не имеет аналогов

Это необычно для других видов спорта с мячом, использующих для контакта с мячом руки. Это можно сравнить с видами спорта, использующими ракетки или палки. Координация глаз и рук в этом способе приема очень необычна, как это имеет место у игроков в футболе, где игроки используют для контроля мяча грудную клетку.

9. Правила игры требуют перехода игроков

Это означает, что в волейболе все игроки должны в равной мере участвовать во всех фазах игры. Но в современном взрослом волейболе в пределах правил все равно существует специализация игроков, которая необходима для достижения высоких результатов. А на начальном этапе обучения она категорически противопоказана и, поэтому необходимо учить детей играть во всех зонах площадки.

10. Многие двигательные навыки в волейболе уникальны

Игроки по площадке перемещаются во всех направлениях, используя при этом ходьбу, бег, перемещения приставными и скрестными шагами, прыжки, броски, падения, перекаты, а также сочетания этих движений. Многие двигательные действия в волейболе являются неестественными и не используются в повседневной жизни, что вносит определенную сложность в овладении и закреплении двигательных действий. Работа тренера с игроками над перемещениями является второй основой игры.


11. Зоны игры

В волейболе существуют две уникальные области игры. В большинстве видов спорта игра происходит в средней зоне, которая является областью между верхней части головы и коленями. Волейбол имеет две игровые области, расположенные за пределами этой зоны. Нижняя зона находится между коленями и полом. Игроки тренируются действиям на полу, используя такие приемы как, падения, перевороты и технику страховки в броске, которые являются стандартными в волейболе. Верхняя зона определяется наивысшей отметкой, доставаемой игроком (3,5м и более над полом). Большая часть игры происходит в верхней зоне, поэтому игроки тренируются в прыжке больше, чем обучающиеся в любом другом игровом виде спорта.

Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и соперника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (очень быстро) и эффективно его выполнять.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом [16].

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий – технических приемов и тактических действий, а также в необходимости их выполнять многократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка в высоту, дальность метания). В волейболе кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала обучающихся в специфической – игровой – соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней [12; 13].



С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на ее эффективность. Наиболее существенными факторами являются [6; 8; 13]:

• оснащенность обучающихся техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);

• "применяемость" технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия); обучение двигательное волейбол психофизиологическая

• эффективность игровых действий;

• мастерство выполнения игровой функции;

• активность ("агрессивность", творчество) в игре – с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

• уровень развития специальных качеств и способностей;

• морфологические признаки (в первую очередь длина тела);

• морально-волевые качества.

Таким образом, специфика игры обуславливает следующие основные направления методики обучения двигательным действиям в волейболе:

1. Развитие у обучающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).

2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственного воздействия руками на мяч.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.

4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.

Основным средством в обучении волейболистов являются физические упражнения. Их определенным образом группируют по значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше строить учебно-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые в большей мере содействуют решению задач на определенном этапе подготовки [42].

Отправными моментами при группировке упражнений является структура соревновательной деятельности обучающихся-волейболистов и факторы, обуславливающие, ее эффективность.

Все упражнения делят на соревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние игры (календарные, контрольные, учебные), упражнения по тактике и технике – в нападении и защите. Тренировочные упражнения включают специальные (подводящие и подготовительные) и общеразвивающие (для развития основных двигательных качеств и совершенствования навыков естественных видов движений). Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как на соревнованиях.


Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными упражнениями и содействовать повышению надежности игровых навыков и их эффективности. Их составляют специальные и общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения делят на подготовительные, главная задача которых – развитие специальных физических способностей, необходимых в волейболе. И подводящие упражнения, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим относятся имитационные упражнения ("выполнение" технического приема без мяча). Общеразвивающие упражнения используются для развития основных двигательных качеств и совершенствования жизненно важных двигательных навыков и умений.

Существует определенная иерархия в группировке средств, которая важна для их выбора при решении определенных задач. Вершину иерархии составляет двусторонняя игра в условиях соревнований. Далее по нисходящей следуют контрольные игры – тоже соревнования, в которых решаются задачи, непосредственно связанные с выступлением в календарных играх. Затем идут учебные игры с заданиями. В них избирательно решают задачи, направленные на то, чтобы обучающиеся научились применять в игре, изученное вне игровой обстановки. Упражнения по тактике ближе всего к игровому процессу, например, командные действия в защите и нападении и их последовательное выполнение. Последовательность упражнений по тактике по нисходящей: командная, групповая, индивидуальная.

Следующая ступень – упражнения по технике, при этом ближайшее к упражнениям по тактике – выполнение технического приема в сложных условиях, содержащее элемент вариативности (например, по заданию, по сигналу и т. п.). Постепенное упрощение условий приводит нас к подводящим упражнениям, за которыми следуют подготовительные и, наконец, общеразвивающие. Такая последовательность использования основных средств важна в процессе становления навыков игры, при первоначальном овладении навыками и последующем их совершенствовании [33; 35].

Эффективность средств, в подготовке волейболистов во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности обучающихся и их возраста, конкретных условий, профессионального мастерства тренера [33].

Для каждого вида подготовки характерны определенные методы, также как и средства. Некоторые методы используют в нескольких видах подготовки: технической, тактической, физической и игровой. Единство всех сторон выражается в подготовке комплексно.


В волейболе распространены комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки, тематические – главным образом на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (занятия по физической или тактической подготовке, игровая тренировка и т. п.) [46].