ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ
2.2 Организация и проведение исследования
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения
В работах [14; 32] под двигательным навыком понимают такую степень владения движением, когда управление им осуществляется, автоматизировано, вся система движений устойчива к различным сбивающим факторам (утомлению, эмоциональным сдвигам, длительным перерывам и т. д.) [6].
При формировании двигательного навыка различают ряд выраженных стадий, которым соответствуют определенные этапы обучения движению. Принято выделять три стадии формирования навыков: образование первоначального умения, которому соответствует овладение основой техники изучаемого приема; уточнение системы движения; упрочнение и совершенствование навыков на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Первая стадия формирования двигательного навыка характерна тем, что изучается система движений в общих чертах. При становлении навыков педагог должен облегчить обучающемуся овладение основой движения, создать такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием его ощущения соответствовали правильному выполнению приема, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния сбивающих факторов. Первостепенное значение здесь имеют подводящие упражнения и ряд методов, специфичных для данного этапа [14; 32].
Цель первого этапа обучения – овладение основой техники изучаемого приема в общих чертах. Задачи этого этапа:
• обучение частям действий, которыми обучающиеся еще не владеют;
• обеспечение возможности выполнить основу движения в целом;
• обучение общему ритму выполнения приема;
• устранение ненужных движений, излишнего напряжения и скованности при выполнении приема.
Для решения этих задач необходимо, прежде всего, создать у обучающихся общее представление об изучаемом приеме (словесное, зрительное, двигательное). Затем разучить основной вариант технического приема, используя целостное или расчлененное выполнение. Завершается этап, когда тренер сочтет, что основа техники движения освоена, устранены лишние движения, в основном освоен общий ритм двигательного акта. [13]
Вторая стадия формирования двигательного навыка в целом характеризуется уточнением системы движений, достижением слитности, легкости и экономичности движений в процессе выработки тонких дифференцировок. Процессы возбуждения и торможения концентрируются, вырабатываются различные тормозные реакции, которые обуславливают вариативность навыков владения приемами техники и тактики волейбола.
В конце второй стадии создается уточненная система движений, значительная часть которых автоматизирована. Однако это еще не навык, поскольку созданная система и ее варианты не закреплены. Движение может легко расстроиться под влиянием различных сбивающих факторов. Когда происходит формирование динамического стереотипа, необходимо стремиться к формированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем проявлении сообразно складывающейся игровой обстановке. Достигается это усложнением самого приема и особенно условий, в которых он выполняется, а также применением соответствующих методов.
Третья стадия формирования двигательного навыка характеризуется устойчивостью системы движений, выработанной в процессе многократных воспроизведений приема в различных условиях. Упрочняется и автоматизируется двигательный навык. Стадия автоматизации позволяет сосредоточить внимание на эффективности применения приема в сложных условиях.
На второй стадии усложнение условий способствует воспитанию тактических умений, связанных с применением технического приема в игре, на третьей стадии на первый план выступает тактический аспект применения технического приема на основе, позволяющей сосредоточить все внимание на анализе игровой ситуации, выборе наиболее разумного действия и своевременном результативном его применении.
Все технические приемы в волейболе выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу [6; 13]. Высокий уровень развития необходимых качеств и способностей создает благоприятные условия для овладения навыками игры. Учитывая специфику волейбола, в учебно- тренировочном процессе необходимо придерживаться следующего:
1. Развивать у волейболистов способности тонко рассчитывать свои движения с учетом направления и скорости полета мяча
, что обеспечивает своевременный выход к месту действия. Особенно яркий пример важности этого – блокирование, нападающий удар, игра в защите.
2. Развить специальные физические качества, главным образом быстроту сокращений мышц, от которых зависит овладение умением воздействовать руками на мяч при передаче, подаче, нападающем ударе, а также специальные координационные способности применительно к конкретному техническому приему.
3. Развивать быстроту сложных реакций, зрительную ориентировку, наблюдательность, тактическое мышление и другие качества, которые обуславливают успешность действий. При низком уровне развития этих качеств обучение тактическим действиям будет носить характер заучивания тактических комбинаций, схем и формального применения их в игре [14; 24; 25; 30].
Нельзя не согласиться с научной проработанностью, многолетним опытом использования, обдуманной последовательностью при обучении по традиционной методике. Но при таком подходе учащийся превращается в "обучаемого". Он как бы находится вне самой игры, и лишь когда он овладеет необходимыми техническими действиями, его допустят и до "святая святых".
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет
Набор детей в группы начальной подготовки в ДЮСШ по волейболу осуществляется в 9-11 лет (4-5 класс общеобразовательной школы). В данном возрасте заканчивается окостенение фаланг пальцев рук и более ранний набор чреват травмами и неправильным формированием пальцев рук.
Данный возраст является переходным от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому здесь присутствуют признаки и того и другого периода развития. Поэтому необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку в зависимости от его психофизиологического развития. Но существует ряд конкретных признаков, которые необходимо осветить в данном разделе.
Конец детства и начало отрочества отмечены общим биологическим событием – физиологическим пубертатом. В течение относительно короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфологических и физиологических изменений, сопровождаемых глубокими преобразованиями внешности. Пубертат больше, чем какой-либо другой возраст, находится под контролем биологических факторов. Генетический потенциал человека влияет на его рост, вес, развитие репродуктивной системы и эндокринные механизмы. [1; 11]
Центральную роль в становлении личности играет так называемый образ тела. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает детский образ и требует построения нового телесного "Я". Исследования показывают, что в это время резко возрастает уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отношении своей внешности. 30 % девочек и 20 % мальчиков подросткового возраста испытывают беспокойство по поводу своего роста: девочки боятся оказаться слишком высокими, а мальчики – слишком маленькими. Именно физическая "стать" является для подростков одной из центральных характеристик идеального образа человека своего пола. Острую проблему представляет и лишний вес в отрочестве, особенно потому, что он приобретается именно в это время [4; 5; 23].
В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих предпосылок путем построения гипотез и их проверки.
Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты. Все это накладывает отпечаток на психику. Младшие школьники легко поддаются внушению. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей. Привязанности к товарищам легко возникают и также легко пропадают. Для младших школьников характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие. Дети 9-10 лет любят уроки физкультуры, этот период один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль над выполнением движений [7; 8].
Особенности восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность (в отличие от подросткового возраста, где начинают формироваться зачатки теоретического мышления). Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия.
В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов "деталей" движений. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание обучающихся. Учитывая эти особенности, педагогу следует при показе движений опираться на объяснение, вводить специальные термины "ключевые слова", предлагая выполнять упражнения по слову. Однако при этом необходимо соблюдать меру, не забывать пополнять знания младших школьников зрительными представлениями о движениях [4; 13]. Для развития восприятия большое значение имеют систематически проводимые преподавателем сравнения движений, расчленение их на важнейшие детали.
Дети 9-11 лет недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие промежутки времени они обычно недооценивают. Много затруднений у них вызывает ориентировка в самом пространстве зала, площадки. Дети путают правую и левую стороны. Поэтому учителю нужно систематически тренировать детей в этих, достаточно сложных для них восприятиях.
Объем внимания младших школьников узок, они одновременно могут воспринимать одно, два движения или не связанные между собой элементы движений. Рассеянность детей нередко оказывается следствием переутомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать [18;].