Файл: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) Уровень образования.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36 убедительности можно привести один или два примера, подтверждающих эту мысль.
Наглядный материал должен быть обязательно представлен с помощью презентации в программе Microsoft PowerPoint (шаблон оформления в
Приложении 10). В данной части выступления более просто показать именно собственную исследовательскую работу. Нюансы освещения содержания дипломной работы могут различаться в зависимости от темы и от других факторов. В выступление целесообразно включать прежде всего выводы и конечные результаты. Полученные результаты вносят вклад в раскрытие неизвестных ранее выпускнику закономерностей, обосновывают методологическую цепочку исследования. Речь идет о том, что именно практическая часть исследования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускника. В этой части выступления звучит нота о том, как, где и когда реализованы или могут быть реализованы результаты исследования. Эти важные сведения обычно написаны в заключении дипломной работы.
Реферирование дипломной работы в основной части – отнюдь не техническая работа. Это особый творческий труд, требующий определенных навыков. Эти навыки студенты приобретают во время всего процесса обучения в образовательной организации. Главная цель – в минимальном объеме дать
максимум полезной информации. Сокращение текста может быть достигнуто, как правило, за счет уменьшения количества рассуждений (или вовсе их исключения), сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т.д.
Подходы к изложению могут быть разными. Результаты или выводы для выпускника представляют первостепенный интерес. Но важны не только результаты, но и способы их достижения. Описывая способы получения
результатов для уменьшения объема, можно представить направления
исследования в виде таблиц, диаграмм или других иллюстративных
материалов.
Целесообразно использовать речевые конструкции с существительными в родительном падеже, выстроенными в виде логической цепочки, чтобы вместить в одну фразу максимум информации, например: «Выявлены резервы повышения … с помощью использования разработанной системы …».
Экономию средств выражения мыслей можно достичь заменой сложных предложений простыми. Повышение информационной емкости выступления естественно связано не только с использованием лексических и синтаксических способов. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала выступления.
В третьей части выступления, в заключении, необходимо изложить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях, подчеркнув результаты исследования, а также предложения по дальнейшим разработкам в этом направлении. В последних положениях проявится профессиональная зрелость выпускника.
37
Текст выступления составляется студентом после завершения дипломной работы, когда отдельные ее аспекты, да и вся работа видятся в ином свете, чем в процессе ее написания. Автор может увидеть в написанном недоработанные моменты, постараться дополнить дипломную работу. Не исключено, что могут поменяться акценты, то, что казалось основным, предстанет перед ним незначительным и не подлежащим описанию в выступлении. В данном случае нужно исходить из того, чтобы с лучшей стороны представить результаты своего труда, сохраняя объективность самооценки. Смысл выступления должен соответствовать тому, что написано в дипломной работе.
Типичными ошибками выступающего являются:
1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.
Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность работы понятна без длительных объяснений.
2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.
3. В докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко.
4.4. Примерный план выступления (доклада) обучающегося на
защите дипломной работы
При подготовке текста особое внимание следует уделить четкости и лаконичности формулировок.
Текст выступления студента-дипломника традиционно начинается со слов:
Уважаемый председатель Государственной экзаменационной
комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие,
позвольте представить вашему вниманию дипломную работу на тему ...
(Далее необходимо сказать несколько слов об актуальности темы
дипломной работы, о ее важности и значимости. Эта часть берется из
введения дипломной работы).
Актуальность и значимость проблем … предопределили выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы явилось изучение, анализ и обобщение проблем (вопросов) …
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Анализ и обобщение материалов по избранной теме из литературных источников и результатов практической деятельности организации ...
2. Выявление закономерностей в области … положительных моментов и недостатков в этой сфере.
3. Определение способов и средств по устранению выявленных
38 недостатков и путей повышения эффективности решения исследуемой проблемы и т.д.
Предметом исследования явились вопросы …
Объектом исследования избрана ...
При написании дипломной работы использованы труды российских и зарубежных ученых, нормативные документы. Всего … наименований литературных источников. Работа состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы и приложений.
По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы
(выводы берутся из заключения дипломной работы). Первый вывод для любой дипломной работы должен еще раз подтвердить актуальность и важность ее проблематики. Остальные выводы формулируются на основе содержания практической, аналитической части дипломной работы. Количество выводов может быть сколь угодно большим, но не менее трех-четырех. Их оптимальное количество – пять-шесть выводов:
Во-первых, работа, проведенная в рамках дипломного исследования, подтвердила актуальность выбранной темы. На сегодняшний день решение проблем особенно важно для …
Во-вторых, в российской и зарубежной научной литературе предлагаются различные подходы к решению вопросов (или: среди изученных точек зрения российских и зарубежных авторов по проблеме нет единства мнений относительно…).
В-третьих, наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы является (здесь надо кратко раскрыть основное содержание используемых подходов к решению проблемы. Дать им свою оценку, т.е. отметить их положительные и отрицательные стороны, возможность и проблемы практического использования и вероятный эффект от их применения).
В-четвертых, в рамках дипломного исследования на основе … данных проведен анализ (например, судебной практики) ….
В целом проведенный анализ позволил выявить ...
В-пятых, нами предложено (здесь желательно дать хотя бы две-три рекомендации – предложения о возможных направлениях улучшения …. относительно выбранной темы дипломного исследования).
Спасибо за внимание!
(Все выступление не должно превышать 10 минут. Оно должно быть
четким и лаконичным. Выступая на защите, желательно не механически
зачитывать текст подготовленного доклада, а говорить свободно).
39
5. Порядок защиты дипломной работы
Полностью оформленную дипломную работу обучающийся
размещает в электронной информационно-образовательной среде
Университета «Синергия» в личном кабинете на платформе
lms.synergy.ru
в соответствии с графиком выполнения дипломной работы с полным
комплектом документов.
Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности изучения поставленных в ней проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится каждым выпускником индивидуально. Во время доклада обучающийся может использовать подготовленный наглядный материал, иллюстрирующий основные положения дипломной работы.
Защита проводится в очном формате публично в соответствии с
утвержденным расписанием государственной итоговой аттестации по
программам среднего профессионального образования на заседании
государственной экзаменационной комиссии по соответствующей
специальности подготовки с участием не менее 2/3 членов ее состава.
Порядок проведения и процедура защиты дипломной работы определены
локальными нормативными актами Университета «Синергия». В исключительных обстоятельствах в период сложной санитарно- эпидемиологической обстановки защита дипломной работы может проводиться на платформе Zoom в режиме реального времени. В этом случае секретарь ГЭК, в установленное время начала защиты дипломной работы по расписанию, убедившись в присутствии председателя и не менее 2/3 состава ГЭК, включает видеозапись и приглашает из зала ожидания обучающихся по очереди, согласно списку (не более 10 человек) после прохождения их идентификации. При необходимости секретарь может передать право управления конференцией одному из членов комиссии. Право соорганизатора конференции также временно дается тому обучающемуся, который в данный момент защищается, для показа презентации и самостоятельного включения микрофона.
Секретарь ГЭК, организует предварительную рассылку членам ГЭК комплектов полностью оформленных электронных версий дипломных работ в формате .pdf и презентаций обучающихся, отражающих основные тезисы их выступлений на защите дипломной работы. В комиссиях проводится предварительное изучение данных документов.
Перед началом защит дипломных работ председатель ГЭК (в случае отсутствия председателя – его заместитель) выступает с приветственным словом и разъясняет обучающимся порядок защит дипломных работ.
Для проведения защиты дипломной работы вводится примерное поминутное расписание выступлений (тайминг выступлений составляет не более 20 минут: 10 минут отводится на доклад студента-дипломника с презентацией и 10 минут – на ответы на вопросы членов ГЭК). Тайминг выступлений публикуется выпускающими менеджером (секретарем ГЭК) в разделе «Документы» в личном кабинете обучающихся на платформе
40 lms.synergy.ru за 1 рабочий день до даты защиты дипломной работы.
В исключительных обстоятельствах в период сложной санитарно- эпидемиологической обстановки в случае защиты дипломной работы на платформе Zoom, обучающиеся, члены комиссии принимают участие в заседании ГЭК с включенными видеокамерами. Обучающимся не рекомендуется использовать для защиты дипломной работы мобильные телефоны. Перед началом выступления члены комиссии вправе попросить экзаменуемого продемонстрировать его студенческий билет и документ, удостоверяющий личность (паспорт).
Защита дипломной работы, в том числе на платформе Zoom, проводится в режиме реального времени следующим образом: а) Рекомендуемое время для выступления студента по теме дипломной работы – 10 минут. Выступающий вправе досрочно завершить свой доклад. Во время выступления вопросы от членов комиссии, по общему правилу, не допускаются. В случае явных ошибок/упущений/оговорок члены комиссии вправе попросить выступающего уточнить свою мысль. По истечении 10 минут председательствующий спрашивает у обучающегося, необходимо ли ему дополнительное время для завершения выступления. С согласия членов комиссии обучающемуся может быть предоставлено до 5 минут для окончания доклада; б) По итогам выступления члены комиссии задают обучающемуся вопросы, основанные в том числе на отзыве дипломной работы. Обучающийся вправе попросить членов комиссии уточнить вопрос; в) По окончании вопросов и дискуссии обучающемуся предоставляется возможность ответить на замечания и комментарии, упомянутые в отзыве на дипломную работу.
Если следующий обучающийся, согласно таймингу, не является (или не выходит на связь на платформе Zoom), приглашается следующий. После завершения защиты этого обучающегося, секретарь ГЭК повторно связывается с обучающимся, который не явился (не вышел на связь ранее). Если он повторно не выходит на связь, приглашается следующий, первому обучающемуся сообщается примерное время допуска к защите (подключения на платформе Zoom, как правило, в конце защит). Если в третий раз невозможно связаться с обучающимся, в протоколе отмечается неявка на защиту дипломной работы. При документальном подтверждении неявки на защиту по уважительной причине (подтвержденных технических проблемах со связью на платформе Zoom), возможно включение студента в график защит дипломных работ следующего заседания ГЭК. Решение принимает
Председатель ГЭК.
После проведения защит дипломных работ всех обучающихся из списка, комиссия проводит обсуждение и согласование оценок. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании
41 государственной экзаменационной комиссии является решающим.
Оценка выставляется с учетом следующих критериев:
актуальности проведенного исследования;
теоретической и практической значимости;
структурированности работы, стиля и логичности изложения;
глубины проведенного анализа;
обоснованности и качества проведенного анализа;
соответствия цели, содержания и результатов работы;
степени самостоятельности обучающегося;
соблюдения требований к подаче и оформлению дипломной работы;
содержания доклада и презентации, степени освещенности в них вопросов темы исследования, значения сделанных выводов и предложений для исследуемой организации, четкости и аргументированности ответов на вопросы на защите дипломной работы.
При определении окончательной оценки по защите дипломной работы, членами государственной экзаменационной комиссии учитываются:
доклад и презентация в программе Microsoft PowerPoint обучающегося;
наглядный раздаточный материал (при необходимости);
ответы на вопросы;
отзыв руководителя.
Оценивание качества защиты дипломной работы, выполненной в рамках компетентностно-ориентированной программы среднего профессионального образования предполагает следующий алгоритм действий:
Оценка общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) может быть представлена формулой интеграла этих двух показателей:
Вид профессиональной деятельности = ПК * ОК, где:
ПК – обеспечивают выпускнику способность успешно действовать на профессиональном поприще;
ОК – обеспечивают успешность выпускника.
Коды и содержание оцениваемых общих и профессиональных компетенций:
42
Код
Наименование
результата обучения
Типовые контрольные
задания-вопросы
Общие компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
1) Охарактеризуйте распределение функций между работниками территориального органа социальной защиты населения и органа
Пенсионного фонда РФ, нормативные документы, определяющие права и обязанности работников и их характеристику.
2) Назовите основные права и обязанности руководителя территориального органа социальной защиты населения и органа
Пенсионного фонда
РФ.
Сформулируйте квалификационные требования, предъявляемые к должности руководителя.
3) Какие задачи вами были поставлены в ходе дипломного проектирования и какие способы их решения были выбраны ?
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
1) Какая информация была вам необходима для выполнения конкретных профессиональных задач в ходе дипломного проектирования?
2) Какие способы поиска и анализа информации были применены для выполнения поставленных задач?
3) На основании каких нормативных документов и аналитических данных были решены поставленные задачи?
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
1) Определите основной круг социальных проблем организационной деятельности на примере (объект исследования).
2) Укажите социально-значимые решения руководства в стандартных и нестандартных ситуациях, принятые в исследуемой организации?
3) Перечислите современные методы и инструменты оценки эффективности организационно-управленческих решений на примере объекта исследования.