Файл: Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.
Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования.
Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).
Учение о познании( гнесеология). Основные компоненты и уровни познания.
Проблема истины
Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев
познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.
В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Гносеологический оптимизм
Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.
Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются
возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.
Гносеологический пессимизм
Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:
1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.
Направления гносеологии
Иррационализм
Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.
Рационализм
В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.
Эмпиризм
Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:
идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.
Сенсуализм
В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания: ощущение, восприятие ,представление
Принципы познания в гносеологии
В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:
принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).
Социальная философия, ее предмет. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества и его истории
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями,
сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основнымии локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации.
Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30
(американская, германская, русская и т. д.).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация
состоит из
•творческого меньшинства;инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные
цивилизации. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае
развитие прекращается, начинается застой. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре
стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением
цивилизации.
Формационный подход
был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических
формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис
— экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной обще- ственно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними.
Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К.
Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая
Социальная философия – относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни. Ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях. Задача и цель социальной философии -- разработка теории общества, выявление его бытийственной специфики
Объектом изучения социальной философии выступает общество, то есть та или иная форма коллективной человеческой жизни. Общество не является простой суммой составляющих его индивидов, а выступает как качественно новое образование /совокупность/, имеющее иные закономерности функционирования, чем поведение отдельно взятого индивида. Предметом социальной философии являются те многообразные связи,
которые объединяют людей в процессе их жизнедеятельности.Можно сказать, что в контексте социальной философии: 1) исследуются вопросы об онтологических основаниях общества и общественной жизни людей;
2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико- методологического обоснования общественной жизни.
Философская антропология как учение о человеке. Основные подходы к проблемам человеческого бытия
Философская антропология – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия. Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них.
Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека
М. Шелер определяет следующие ступени развития психического: Чувственное стремление Инстинкт
Ассоциативная память Дух Практический интеллект Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии
Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания.
Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел. Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения: Это особый вид философской рефлексии. Самосознание культуры в периоды развития, когда человек – проблема для самого себя Принцип индивидуализации – одна из характерных черт антропологии. Основной целью философской антропологии является разрушение абстрактного образа человека История философской антропологии – не непрерывное развитие принципов, идей и понятий.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии
Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания.
Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.
2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико- методологического обоснования общественной жизни.
Философская антропология как учение о человеке. Основные подходы к проблемам человеческого бытия
Философская антропология – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия. Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них.
Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека
М. Шелер определяет следующие ступени развития психического: Чувственное стремление Инстинкт
Ассоциативная память Дух Практический интеллект Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии
Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания.
Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел. Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения: Это особый вид философской рефлексии. Самосознание культуры в периоды развития, когда человек – проблема для самого себя Принцип индивидуализации – одна из характерных черт антропологии. Основной целью философской антропологии является разрушение абстрактного образа человека История философской антропологии – не непрерывное развитие принципов, идей и понятий.
Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии
Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания.
Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.