Файл: Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
основные законы. Аристотель выделил 10 основных категорий: сущность, количество, качество, страдание, обладание, состояние, действие, место, время, положение, отношение.
В структуре души Аристотель выделил три компонента:
Вегетативная душа (растения; основная функция - питание и рост организма).
Чувственная душа (животные; основная функция - восприятие и воображение, движение).
Разумная душа (основная функция - размышлять, думать, философствовать).
Учение о четырёх причинах
: идея каждой вещи заключена в самой вещи, но, чтобы представить, как это возможно, Аристотель задумывается об основных принципах происхождения вещей:
1) материальная причина
2) формальная причина (определённая форма вещи)
3) производящая причина
4) целевая причина (стремление вещи к своей сущности; цель быть собой, быть этой самой вещью)
Учение об истине
: Для Аристотеля истина есть соответствие мыслимого с действительным. По учению Аристотеля, истинно то суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой соответствующие им вещи в природе. Ложно то суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что соединено в ней.
Учение о государстве
: наилучшим является то государство, в котором во всём соблюдается мера, даже в его величине. Тот, кто не может составить часть какого-то сообщества, кто не нуждается не в ком и не в чём, и кто достаточен самому себе, тот, не являясь частью государства является либо зверем, либо богом. Человек - это политическое животное. Управленцы – это избранные люди, а все остальные призваны для того, чтобы обслуживать государство.
Вывод: Аристотель стал первым кто привнес системность в знания и мышление. Все проблемы он рассматривает поэтапно, с разных сторон и очень детально. Именно
Аристотель занялся изучением человеческой души и фактически это стало началом для современной науки психологии.
В структуре души Аристотель выделил три компонента:
Вегетативная душа (растения; основная функция - питание и рост организма).
Чувственная душа (животные; основная функция - восприятие и воображение, движение).
Разумная душа (основная функция - размышлять, думать, философствовать).
Учение о четырёх причинах
: идея каждой вещи заключена в самой вещи, но, чтобы представить, как это возможно, Аристотель задумывается об основных принципах происхождения вещей:
1) материальная причина
2) формальная причина (определённая форма вещи)
3) производящая причина
4) целевая причина (стремление вещи к своей сущности; цель быть собой, быть этой самой вещью)
Учение об истине
: Для Аристотеля истина есть соответствие мыслимого с действительным. По учению Аристотеля, истинно то суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой соответствующие им вещи в природе. Ложно то суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что соединено в ней.
Учение о государстве
: наилучшим является то государство, в котором во всём соблюдается мера, даже в его величине. Тот, кто не может составить часть какого-то сообщества, кто не нуждается не в ком и не в чём, и кто достаточен самому себе, тот, не являясь частью государства является либо зверем, либо богом. Человек - это политическое животное. Управленцы – это избранные люди, а все остальные призваны для того, чтобы обслуживать государство.
Вывод: Аристотель стал первым кто привнес системность в знания и мышление. Все проблемы он рассматривает поэтапно, с разных сторон и очень детально. Именно
Аристотель занялся изучением человеческой души и фактически это стало началом для современной науки психологии.
Средневековая философия, ее особенности, принципы и основные этапы ее развития
Средневековая философия — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов.
Общая характеристика Патристика — II—VII века Схоластика — VIII—XV века Мистика
Блаженный Августин Фома Аквинский Григорий Палама Примечания Литература
Ссылки Библиотеки текстов средневековых философов.
Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных
сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры.
Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей
жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.
Выделяют следующие особенности средневековой философии:
1. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
2. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
3. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
4. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
5. Авторитарность – обращение к Библии.
6. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
7. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
8. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
10. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
Хронологически средневековая философия делится на несколько этапов:
1)
Патристика II – VI вв
2)
Первая фаза схоластики VII – X вв
3)
Вторая фаза схоластики XI – XII вв
4)
Арабская философия X – XII вв
5)
Еврейская философия XII – XIII вв
6)
Третья фаза схоластики XIII в
7)
Четвёртая фаза схоластики XIV в
Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии(
Тертуллиан, Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам)
Поскольку Бог по сравнению с природой рассматривался как сверхбытие или высшая реальность, то основное внимание должно было сосредотачиваться прежде всего на
Его познании. Но подобную реальность, рассуждали средневековые философы, невозможно познать обычным путем. Здесь нужно нечто нетрадиционное. Основным инструментом познания в данном случае выступала вера как особая способность
души человека.
Тертуллиан холодно и даже враждебно относился к умозрительным построениям греческой философской мысли. Доказывая несовместимость философии и христианского вероучения, Тертуллиан стал ранним выразителем его практического понимания. Оно исходит из того, что социальная функция христианства не зависит от того или иного его философского обоснования, в котором оно, в сущности, не нуждается. Между Афинами и Иерусалимом, между Академией и церковью, между
язычниками-еретиками и христианами не может быть ничего общего. После Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия не нужно никакого исследования. Тертуллиан провозгласил античных философов, Платона, Аристотеля,
Эпикура, Гераклита, Эмпедокла «патриархами еретиков» и полностью отрицал ценность разума и науки.
Христианская вера содержит в себе истину и не нуждается в доказательстве и проверке. Тертуллиан провозгласил несовместимость веры и разума, подчеркнув, что сила веры прямо пропорциональна нелепости ее положений с точки зрения нормального человеческого разума.
Фома Аквинский
Ставит задачу: не проповедуя полного пренебрежения к разуму, сохранить примат веры над разумом.Фома признает правомерность научно-философского знания. Но наука и связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, а религия находит их в Откровении, в Священном Писании.
Истины Откровения – сверхразумны, они выходят за пределы естественного понимания.
Но оба рода истин не противоречат друг другу, так как они имеют конечное и высшее основание в премудрости Бога, а она не может сама себе противоречить.
Но здесь же сделана попытка приподнять теологию над философией. Фома утверждает превосходство веры над знанием. В качестве аргументов он приводит ссылки на чудеса, совершаемые Богом (исцеление больных, воскрешение мертвых).Фома говорит, что наш разум склонен ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога.
Вера носит сверхразумный характер, между тем как научные и философские знания – всего лишь несовершенное их проявление. Все рассуждения о гармонии веры и разума сводятся к подчинению познания вере. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции.Теология не черпает из философии и частных дисциплин никаких положений (они содержатся в Откровении), но использует эти науки в целях лучшего понимания и более глубокого разъяснения истин и Откровения. Теология обращается к помощи философии, чтобы сделать положения веры понятными и убедительными для «естественного разума» человека.
Учение о превосходстве веры над разумом. Человеческий разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога.
Уильям Оккам
Разумные доказательства догматов веры невозможны и бесцельны.
Эпикура, Гераклита, Эмпедокла «патриархами еретиков» и полностью отрицал ценность разума и науки.
Христианская вера содержит в себе истину и не нуждается в доказательстве и проверке. Тертуллиан провозгласил несовместимость веры и разума, подчеркнув, что сила веры прямо пропорциональна нелепости ее положений с точки зрения нормального человеческого разума.
Фома Аквинский
Ставит задачу: не проповедуя полного пренебрежения к разуму, сохранить примат веры над разумом.Фома признает правомерность научно-философского знания. Но наука и связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, а религия находит их в Откровении, в Священном Писании.
Истины Откровения – сверхразумны, они выходят за пределы естественного понимания.
Но оба рода истин не противоречат друг другу, так как они имеют конечное и высшее основание в премудрости Бога, а она не может сама себе противоречить.
Но здесь же сделана попытка приподнять теологию над философией. Фома утверждает превосходство веры над знанием. В качестве аргументов он приводит ссылки на чудеса, совершаемые Богом (исцеление больных, воскрешение мертвых).Фома говорит, что наш разум склонен ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога.
Вера носит сверхразумный характер, между тем как научные и философские знания – всего лишь несовершенное их проявление. Все рассуждения о гармонии веры и разума сводятся к подчинению познания вере. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции.Теология не черпает из философии и частных дисциплин никаких положений (они содержатся в Откровении), но использует эти науки в целях лучшего понимания и более глубокого разъяснения истин и Откровения. Теология обращается к помощи философии, чтобы сделать положения веры понятными и убедительными для «естественного разума» человека.
Учение о превосходстве веры над разумом. Человеческий разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога.
Уильям Оккам
Разумные доказательства догматов веры невозможны и бесцельны.
Само понятие Бога есть понятие иррациональное, оно никак не может быть обосновано средствами естественного познания. Сфера разума и область веры должны быть разграничены. Источником теологических истин является Священное Писание.
Их невозможно доказать с помощью философских аргументов. И, наоборот, научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру.
Разграничил веру и знание, богословие и философию.
Спор об универсалиях.
В переводе с латинского этот термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Так, например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, так же, как и вещи или же они – всего лишь названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.
Платон полагал, что идея или общее понятие, или универсалия существует реально, но в невидимом и высшем мире, а видимые нами конкретные вещи – всего лишь ее порождения.
Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма.
Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (в лат. nomen – имя), так как ее представители полагали, что универсалии – это только имена и существуют не сами по себе, но лишь в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы. Таким образом, средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением этого слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму.
Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Дж. Пико делла Мирандола о человеке
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха
Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром
Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да
Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Джованни Пико делла Мирандола утверждал, что человек,
созданный Богом, обладая свободной волей, может стать «своим
собственным скульптором и творцом». Пико делла Мирандола
выражал одну из основных истин гуманизма Возрождения:
человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному
совершенствованию своей природы.
Натурфилософия Возрождения. Учение Н. Кузанского, Коперника, Дж. Бруно
В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром
Вселенной) и считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия, в соответствии с которой Земля не является центром
Вселенной (отвергался геоцентризм), Солнце является центром по отношению к Земле
(геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), а Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того,
Коперник доказал, что все космические тела движутся по собственной траектории, что космос бесконечен и что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника и доказал, что
Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Что касается самой Вселенной, то она не имеет центра, бесконечна и состоит из галактик
(скоплений звезд). Звезды — это небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Он предположил, что число миров во Вселенной бесконечно и что все небесные тела
— планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения. И, наконец, он заявил, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно
целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 году.
Николай Кузанский (1401 — 1464) — мыслитель, который формирует своё учение в период перехода от средневековой философской традиции к новой философии эпохи Возрождения.
Его философия представляет собой пограничье между Средневековьем и Возрождением. Его взгляды ещё были во многом схоластическими, и в то же время он выходит за пределы схоластики.
Основное решение проблемы отношения Бога и мира Николай Кузанский решает с позиций теоцентризма, но вместе с тем допускает многие положения, элементы и тенденции, отличные от христианского богословия.
Бог в философии Кузанского выступает как «единое», а его творение как «бесконечное»; они выступают как противоположности, как минимум и максимум, а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум.
Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода познания в эмпиризме (Ф. Бэкон)
XVII век открывает период, получивший название Нового времени. Это век двух буржуазных революций – в Нидерландах и Англии. Европа вступала в фазу первоначального накопления капитала; формировался новый, рыночный хозяйственный уклад. Происходил переход от ручного труда к машинному, возникал новый, индустриальный способ производства. Потребность в рационализации производственных процессов стала важнейшим стимулом для развития науки.
Возникновение науки. Возникновение науки в современном смысле слова происходит именно в XVII в. Это – одна из важнейших характеристик Нового времени. Влияние науки на становление новоевропейского образа мысли заметно в том, что:
Во-первых, происходит революционная смена образа мира: стремительно разрушается прежний, аристотелевоптолемеевский образ; он сменяется первой научной – механистической – картиной мира. Ее создателями поочередно являлись Коперник, Кеплер, Галилей, а завершителем стал И.
Ньютон.
Во-вторых, новое понимание мира предполагало соответствующий способ познания природы – математическое естествознание, идеал которого состоит в математизации описания всех природных процессов. Для большинства ученых Нового времени экспериментальная доказательность априорных теорий в рамках научного естествознания отождествлялась с объективной истинностью приобретенного знания. Подразумевалось, что природа – это «книга, написанная математическим языком»; что она на самом деле такова, какой предстает в сознании исследователя, что новый способ познания подтверждает истинность вновь сложившейся картины мира.
Специфика философии нового времени.
Философия Нового времени это 17 век, в это время активно развивается наука, появляется множество открытий, которые безусловно повлияли на развитие общества в целом. Происходит укрепление веры в разум. Человек понимает, что разум играет большую роль в осваивании мира и воздействии на него. Мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть понятны только благодаря разуму. Так же происходит постепенное разрушение антропоцентризма. То есть вся вселенная представлена теперь как огромный механизм, который работает уже не для удовлетворения нужд человека. Человек понимает, что он должен сосуществовать с окружающим миром и не любые его потребности должны удовлетворяться. В это время в качестве модели для построения мира впервые используются идеи механики. Все процессы происходят в связи с законами механики, большая часть жизнедеятельности основывается на основах механики. Именно в этот период отдаются предпочтения метафизическому методу.
Николай Кузанский (1401 — 1464) — мыслитель, который формирует своё учение в период перехода от средневековой философской традиции к новой философии эпохи Возрождения.
Его философия представляет собой пограничье между Средневековьем и Возрождением. Его взгляды ещё были во многом схоластическими, и в то же время он выходит за пределы схоластики.
Основное решение проблемы отношения Бога и мира Николай Кузанский решает с позиций теоцентризма, но вместе с тем допускает многие положения, элементы и тенденции, отличные от христианского богословия.
Бог в философии Кузанского выступает как «единое», а его творение как «бесконечное»; они выступают как противоположности, как минимум и максимум, а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум.
Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода познания в эмпиризме (Ф. Бэкон)
XVII век открывает период, получивший название Нового времени. Это век двух буржуазных революций – в Нидерландах и Англии. Европа вступала в фазу первоначального накопления капитала; формировался новый, рыночный хозяйственный уклад. Происходил переход от ручного труда к машинному, возникал новый, индустриальный способ производства. Потребность в рационализации производственных процессов стала важнейшим стимулом для развития науки.
Возникновение науки. Возникновение науки в современном смысле слова происходит именно в XVII в. Это – одна из важнейших характеристик Нового времени. Влияние науки на становление новоевропейского образа мысли заметно в том, что:
Во-первых, происходит революционная смена образа мира: стремительно разрушается прежний, аристотелевоптолемеевский образ; он сменяется первой научной – механистической – картиной мира. Ее создателями поочередно являлись Коперник, Кеплер, Галилей, а завершителем стал И.
Ньютон.
Во-вторых, новое понимание мира предполагало соответствующий способ познания природы – математическое естествознание, идеал которого состоит в математизации описания всех природных процессов. Для большинства ученых Нового времени экспериментальная доказательность априорных теорий в рамках научного естествознания отождествлялась с объективной истинностью приобретенного знания. Подразумевалось, что природа – это «книга, написанная математическим языком»; что она на самом деле такова, какой предстает в сознании исследователя, что новый способ познания подтверждает истинность вновь сложившейся картины мира.
Специфика философии нового времени.
Философия Нового времени это 17 век, в это время активно развивается наука, появляется множество открытий, которые безусловно повлияли на развитие общества в целом. Происходит укрепление веры в разум. Человек понимает, что разум играет большую роль в осваивании мира и воздействии на него. Мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть понятны только благодаря разуму. Так же происходит постепенное разрушение антропоцентризма. То есть вся вселенная представлена теперь как огромный механизм, который работает уже не для удовлетворения нужд человека. Человек понимает, что он должен сосуществовать с окружающим миром и не любые его потребности должны удовлетворяться. В это время в качестве модели для построения мира впервые используются идеи механики. Все процессы происходят в связи с законами механики, большая часть жизнедеятельности основывается на основах механики. Именно в этот период отдаются предпочтения метафизическому методу.