Файл: Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.
Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.
2.
Особенности античной философии. Космоцентризм ранней греческой философии. Проблема первоначала в первых философских школах (милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы).
3.
Философское учение софистов и Сократа. Этический рационализм Сократа.
4.
Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве.
5.
Философия Аристотеля. Учение о четырех причинах, учение об истине, о государстве.
6.
Средневековая философия, ее особенности, принципы и основные этапы ее развития.
7.
Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии
(Тертуллиан, Августин, Ф. Аквинский, У. Оккам), спор об универсалиях (реализм и номинализм).
8.
Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Дж. Пико делла
Мирандола о человеке.
9.
Натурфилософия Возрождения. Учение Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно.
10.
Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода познания в эмпиризме (Ф. Бэкон).
11.
Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода познания в рационализме (Р. Декарт).
12.
Теория общественного договора (Т. Гоббс и Дж. Локк)
13.
Теория познания Канта.
14.
Этическое учение Канта.
15.
Философская система и диалектический метод Гегеля.
16.
Философия марксизма об обществе, проблема отчужденного труда.
17.
Проблемы человеческого существования в философии С. Кьеркегора.
18.
А. Шопенгауэр: учение о мире и человеке.
19.
Основные идеи философии Ф. Ницше.
20.
Русская философия о путях развития России: спор славянофилов и западников.
21.
Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского
22.
Философия Всеединства Вл. Соловьева.
23.
Позитивизм ХIХ века (О.Конт).
24.
Проблема науки в неопозитивизме.
25.
Проблема развития научного знания в постпозитивизме (К.Поппер, Т. Кун).
26.
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма
(Ясперс, Хайдеггер, Камю Сартр).
27.
Онтология как учение о бытии. Основные онтологические категории, их характеристика.
28.
Учение о познании (гносеология). Основные компоненты и уровни познания.
Проблема истины.
29.
Социальная философия, ее предмет. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества и его истории.
30.
Философская антропология как учение о человеке. Основные подходы к проблемам человеческого бытия.


Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
А. Объектом философского исследования является объективная реальность
(действительность в целом), весь материальный и духовный мир, включая самого
человека.
Предметом любой науки является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные в процессе исследования объекта.
Б. Структура философии включает следующие разделы:
Онтология – учение о бытии (бытие – это все то, что нас окружает, все, что имеет место быть) Онтология интересуется вопросами происхождения и устройства мироздания, формами бытия.
Гносеология – теория познания. Этот раздел философии ставит следующие вопросы:
Познаваем ли мир? Может ли человек, благодаря своему сознанию полностью его познать, или нам дана лишь внешняя сторона вещей, сущность же их остается за пределами познания? Каковы методы познания?
+Антропология (от антрос – человек) – учение о человеке. Вопросами антропологии являются вопросы о природе и сущности человека.
Это основные учения в структуре философии, определяющие три основные предмета философии – бытие, познание и человека
Функции философии.
Мировоззренческая функция- формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте в нем человека, о взаимодействии человека с окружающим миром.
Методологическая функция - философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая философия - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, учит обобщать окружающую действительность
Гносеологическая функция -имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Критическая функция - призвана подвергать сомнению окружающий мир и знания о нем.
Аксиологическая функция - заключается в оценке мира и явлений с точки зрения различных ценностей: этических, социальных, идеологических и т. д.

Социальная функция - способствует пониманию и осознанию общества, как условия человеческого существования. Задача – скрытие социальных противоречий, нахождение решений противоречий.
Воспитательно-гуманитарная -культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом.
Прогностическая - заключается в прогнозировании тенденций развития познания, человека, природы, общества.
В. Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир и место человека в этом мире. Это совокупность мироощущения, мировосприятия и миропонимания.
Компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, ценности, нормы, идеалы и т.д.
У каждого человека свое мировоззрение. Мировоззрение ученого – профессора и бомжа, у политика и артиста, студента и пожилого человека будет иметь свои особенности. Мировоззрение формируется в процессе воспитания, обогащается знаниями и опытом человека.
Кроме того существуют исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Философия является историческим типом мировоззрения и, в отличие от других его типов, претендует на теоретическую обоснованность знаний.
Особенности античной философии. Космоцентризм ранней Греческой философии. Проблема первоначала в первых философских школах( милетская, элейская, пифагорская, атомическая школы)
Особенности античной философии:

объяснение всех явлений действиями сверхъестественных сил и их волей

отсутствие грани между реальным и воображаемым миром

оценка всех явлений как дружественных или враждебных человеку

отсутствие интереса к теоретическому анализу явлений и процессов
Космоцентризм – поклонение космическому пространству. Космоцентризм ранней греческой философии базируется на суждениях о первичном зарождении природы на Земле. Ключевые аспекты космоцентризма:

Природа являет собой красоту;

Познание возможно с помощью абстрактного мышления. Для работы мыслей необходимо пространство. Чувственные концепты отсутствуют;

Изучение логических операций, предполагающих абстрагирование, синтез, анализ и обобщение поможет освоить первоначало;

Вместе дедукция и индукция – это важный аспект космического пространства;



Функциональность. Ключевой целью было оказание помощи обществу, поиск ответов на главные вопросы: бытие, человек, природа, мир;

Охват всего космоса совместно с человеческим миром.
Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы. Космос воспринимался целым миром, связанным со Вселенной и Землей. Объектами античных учений стали природа и космос. С течением времени они перестали задумываться о первоначальном ее появлении. Философы спорили, откуда произошел мир – из огня, воздуха, воды или других стихий. Рассуждения о природе помогли перейти к изучению человечества. После, основной темой греков стал Бог.
Проблема первоначала в первых философских школах:
1) Милетская школа за первоначало признаёт какую-либо природную стихию:

Фалес (первый представитель) признаёт воду "Вода есть всё, она есть во всём и подо всём, всё, что есть в мире произошло от воды."

Анаксимен (ученик Фалеса) признаёт айперон – э то абстрактная материя, субстанция, из которой возникает все, что было, есть и будет. Согласно нему, мир возникает в результате борьбы противоположностей.

Анаксимандр (ученик Фалеса) признаёт воздух.
Он считал, что воздух, сгущаясь и разряжаясь, порождает воду, землю, огонь и вообще все многообразие вещей.
2) Элейская школа (Бог правит силой мысли):
-Ксенофан выдвигает понятие единого Бога. Он считает, что все познания и знания человека о мире не выходят за пределы субъективного мнения. Боги нарисованы людьми по их собственному образу и подобию. Но истинный Бог един, он не подобен смертным ни внешне, ни внутренне: он всевидящий, всеслышащий, всемогущий и правит миром не физической силой, а силой мысли.
-Парменид рисует четкую грань между мышлением и чувственным опытом. Поскольку мысль постоянно обращена к изменяемому миру, она сама оказывается непостоянной и изменчивой. Следовательно, мысль является лишь мнением. Истину можно найти только за пределами чувственного познания. Чувства могут дать лишь мнение, а реальное - это единое, которое может быть постигнуто только через разум.
Предметом философии становится бытие. Бытие, согласно Пармениду, ниоткуда не возникало, не может возникнуть из другого бытия, так как не было другого бытия, так как все бытие едино, все вокруг наполнено бытием.
Характеристики бытия по Пармениду:
1. Бытие не возникает и не исчезает


2. Бытие непрерывно и однородно
3. Бытие равно самому себе
4. Бытие вневременно
3) Пифагорейская школа:
Начало всех вещей по Пифагору - числа, являющиеся более реальными, чем вещи вокруг. Весь мир численно определен. Число - сущность всех вещей. Все вещи имеют не только качественное, но и количественное определение.
4) Атомистическая школа (Демокрит и Левкипп):

существуют два первоначала – бытие и небытие

бытие состоит из множества атомов

существует пространство полное атомов, где они постоянно движутся (могут сталкиваться и менять направление)
Философское учение софистов и Сократа. Этический рационализм Сократа
Само слово "софист" означает мудрец, умелец. Главным у софистов является не систематизация образования, а умение применять знания в дискуссиях и полемике, поэтому огромное внимание уделяют риторике (ораторскому искусству).
Софистика это:

Миропонимание, в соответствии с которым, прежнему мировоззрению, которое было основано на мифологической основе, противопоставляется человек как мера всех вещей.

Метод рассуждений, основанный на преднамеренном нарушении логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил с целью достичь превосходства у оппонента.
Характерные черты софистов:
1. Софисты первые выдвигают проблему человека в центр философского внимания.
2. Софисты критически относятся к окружающей действительности.
3. Софисты всё стремятся проверять на практике.
4. Софисты не принимают старых правил, привычек, традиций.
5. Софисты стремятся доказать условность и несовершенство государства и права.
Свою правоту они доказывают с помощью софизмов. Софизмы - это уловки, логические приемы, с помощью которых правильное, с первого взгляда, умозаключение оказывается в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях.
Сократ считает, что существует много мнений, но истина одна.

Отец и мать Сократа были обычными людьми, мать помогла детям рождаться, а отец помогал рождаться мыслям. Вот такое сравнение проводил Сократ.
В своих работах Сократ предпочитает слова, все сведения, которые дошли нас, исходят от его учеников.
Философствование происходило в форме диалога: обсуждались проблемы и вопросы о добродетели, зле, счастье и т.д. Сократ был добросовестным гражданином, он доблестно сражался на войне. В отличии от софистов, никогда не брал деньги с учеников. Сократ совершенно был не понят властями, к нему правящая элита относилась враждебно. В конце концов он принял чашу с ядом.
Новизна Сократа заключается в том, что в центре его ф учения стоит человек и все то, что с ним связано.
Принцип, на котором основаны мышления Сократа, главный девиз- «Познай самого себя». «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие же не знают и этого. Только
дурак понимает все и знает все.»
Для Сократа самое главное в человеке - знание, чем больше человек познает, тем больше он понимает, сколько он еще не знает.
Источником знания является мышление. Большинство людей думать не умеет.
Основная цель философа заключается в том, чтобы научить людей мыслить и думать.
Этический рационализм Сократа
Позиция Сократа, которая получила название «этический рационализм» включала в себя нравственный образ жизни, благодушные поступки, признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро». Только зная это, человек сможет поступить правильно. Позиция Сократа более чем актуальна и в современном обществе. Целью философа было помочь человеку достичь истинных знаний и найти «самого себя». Его философия рассматривается как нравственная деятельность только тогда, когда знание есть добро. Человек, получив именно такие знания, способен к самопознанию, постижению окружающего мира, а, следовательно, и к самосовершенствованию всего вокруг.
Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве
Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание. Он идеалист, считает, что материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование.
Учение об идеях.
Мир идей. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать

сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».
Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению
Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного.
Таким образом, можно выделить основные признаки идей:
- вечность;
- неизменность;
- объективность;
- безотносительность;
- независимость от чувств;
- независимость от условий пространства и времени
О познаниях.
Теория познания Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному. При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия.
Гносеология (наука о познании) Платона: чувственное познание не имеет смысла, а общее практически недоступны человек, даже разумом это понять нельзя. Платон предлагает познавать через воспоминание.
Душа — это нечто божественное, отличающееся от тела. Душа есть незримое, вечное. После воссоединения с телом человека, она направляет человека в течение его жизни, а после смерти покидает тело и стремится в божественный мир идей. Человека нельзя резко будить, иначе душа не успеет вернуться. Потому что, когда человек спит, душа на время может выйти из тела человека.
Человек этого не помнит и не ощущает, но происходит познание на уровне интуиции.
Таким образом, процесс познания по Платону - это процесс воспоминания душой того, что она знала ранее, до соединения с телом человека.
Душа неоднородна, представляет собой иерархию, где

самая высшая ступень -разум,

ниже - воля, благородные желания,

самая низшая – чувственное
Человек ведет себя в соответствии с тем или в зависимости от того, какая часть души у него преобладает.
Философия Аристотеля. Учение о 4 причинах, об истине, о государстве.
Аристотель (384-322гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Наиболее известные произведения –
«Органон», «Физика», «Метафизика», «О душе», «Риторика», «Политика».
Аристотель был согласен с Платоном о существовании идей, но он считает, что
«чистых идей» нет, а существуют только единичные конкретные вещи. Всё сущее состоит из двух основных начал – материи (пассивное начало) и формы (активное начало), определяющие сущность вещи. Аристотель ввёл термин «метафизика», означавший учение о первопричинах и первоначалах. Аристотель положил начало разработке формальной логики как самостоятельной дисциплины, сформулировал её