Файл: Наследственность и изменчивость фундаментальные свойства живого, их.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 590
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование).
Процессинг, сплайсинг. Роль РНК в процессе реализации наследственной информации.
Геном, кариотип как видовые характеристики. Характеристика кариотипа человекавнорме.
Модификации и их характеристики. Норма реакции признака. Фенокопии. Адаптивныйхарактермодификаций.
Медико-генетическиеаспектыбрака.Медико-генетическоеконсультирование.
Онтогенез как процесс реализации наследственной информации в определенных условияхсреды.
Особенности эмбрионального развития человека. Периодизация эмбриогенеза человека.
Развитиезародыша,эмбрионаиплода.
Взаимодействие частей развивающегося организма. Эмбриональная индукция. ОпытШпемана.
Критическиепериодывонтогенезечеловека.
Характеристикадорепродуктивногопериода.
Старениеистарость –причинаиследствие.
Регенерация.Физиологическаярегенерация,еёзначение.
Генетические, клеточные и системные основы гомеостатических реакций организма.
Клиническаяибиологическаясмерть.Реанимация.
Биологические ритмы. Хронобиология, хрономедицина, хроногигиена, хронофармакология,десинхронозы.
Биологическаяэволюция.Современныетеорииэволюции.
Эмбриональнаярегуляция
Выше было показано, что эксперименты по выявлению сроков детерминации в раннем развитии разных видов животных привели к открытию явления эмбриональнойрегуляции,т.е. процессавосстановлениянормальногоразвитияцелогозародышаили
зачатка После его естественного или искусственного нарушения. Опыты, многочисленные и очень разнообразные, дали интереснейшие результаты.
Для изучения регуляционных возможностей зародышей использовали следующие методические приемы: 1) удаление части материала зародыша; 2) добавление избыточного материала; 3) перемешивание материала, а также изменение пространственного взаиморасположения путем центрифугирования или сдавления. Эти манипуляции проводили на стадиях яйца, зиготы, дробления, гаструляции и органогенеза.
- 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 33
Критическиепериодывонтогенезечеловека.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития.
Такими наиболее опасными периодами являются: 1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез; 2) момент слияния половых клеток - оплодотворение; 3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза); 4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития); 5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя); 6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода); 7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация; 8) период раннего и первого детства (2 года
-
7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов; 9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет). Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
-
Возрастнаяпериодизацияжизничеловека.
Широко распространена классификация, предложенная русским педиатром, создателем петербургской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей, Н.П. Гундобиным. В соответствии с ней выделяют:
период внутриутробного развития; период новорожденного (2–3 недели); период грудного возраста (до 1 года); преддошкольный (с 1 года до 3 лет);
дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов); младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);
средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);
старший школьный, или юношеский, возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15–16 лет до 19– 20 лет у мальчиков).
Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).
В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:
-
новорожденный (1-10 дней); -
грудной возраст (10 дней – 1 год); -
раннее детство (1–3 года); -
первое детство (4–7 лет); -
второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); -
подростковый возраст (13–16 лет для мальчиков, 12–15 лет для девочек); -
юношеский возраст (17–21 год для юношей, 16–20 лет для девушек); -
зрелый возраст:
I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин); II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин);
-
пожилой возраст (61–74 года для мужчин, 56–74 года для женщин); -
старческий возраст (75–90 лет); -
долгожители (90 лет и выше).
Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов,
массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности.
Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.
- 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 33
Характеристикадорепродуктивногопериода.
В дорепродуктивном периоде особь не способна к размножению. Основное содержание его заключается в развитии зрелого в половом отношении фенотипа. В этом периоде происходят наиболее выраженные структурные и функциональные преобразования, реализуется основная часть наследственной информации, организм обладает высокой чувствительностью ко всевозможным воздействиям.
Дорепродуктивный период подразделяется на 4 периода: эмбриональный, личиночный, метаморфоз и ювенильный.Личиночный период в типичном варианте наблюдается в развитии тех позвоночных, зародыши которых выходят из яйцевых оболочек и начинают вести самостоятельный образ жизни, не достигнув дефинитивных (зрелых) черт организации.Метаморфоз состоит в превращении личинки в ювенильную форму. В процессе метаморфоза происходят такие важные морфо-генетические преобразования, как частичное разрушение, перестройка и новообразование органов. Ювенильныйпериод начинается с момента завершения метаморфоза и заканчивается половым созреванием и началом размножения
-
Основныетипыростатканейиорганов.
-
Общий тип (в целом - тело, мышцы, скелет, органы дыхания, печень). Они повторяют ход кривой роста длины тела и имеют два пика интенсивности роста - в первый год жизни и в период полового созревания. -
Мозговой и головной тип (головной и спинной мозг, глаза, размеры головы). Они развиваются раньше любой другой части тела. Их интенсивный рост наблюдается сразу после рождения и к 10-12 годам они достигают размеров взрослого человека. -
Лимфоидный тип (тимус, лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезенки, миндалин). Лимфоидная ткань интенсивно растет и достигает максимального развития (больше, чем у взрослого) до наступления подросткового возраста (11-12 лет), а